МАУ
ДО "
ЦВР"
Гусакова Наталья
Борисовна
Директор МАУ ДО "
ЦВР" подписано
электронной подписью
2022.06.23 14:38:36
Оглавление
1. Основные характеристики................................................................................ 3
1.1 Пояснительная записка ................................................................................... 3
1.2 Цель и задачи Программы .............................................................................. 5
1.3 Содержание программы ................................................................................. 7
1.4 Планируемые результаты ............................................................................. 15
2. Организационно-педагогические условия.................................................... 17
2.1 Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год ....................... 17
2.2 Условия реализации программы ................................................................. 17
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ............................. 21
3. Список литературы ......................................................................................... 25
Приложения ......................................................................................................... 27
2
1. Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Канзаши и Квилтагами» (далее – Программа) художественной
направленности. Программа направлена на формирование и развитие
творческих способностей обучающихся младшего подросткового возраста,
через овладение техникой канзаши и квилтагами.
Актуальность. Согласно Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года важнейшей задачей является включение в
дополнительные
общеобразовательные
программы
художественную
направленность,
обеспечивающую
формирование
функциональной
грамотности и навыков, связанных с эмоциональным, интеллектуальным,
духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской
Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования.
Программа учитывает социокультурные потребности и проблемы
региона. В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года, культурная политика в Свердловской
области, направленная на поддержку, сохранение и развитие культуры, а
также создание условий для развития творческого потенциала населения
Свердловской области предполагает увеличение не только количества
посетителей разнообразных мероприятий, но и доли посещающих культурнодосуговые учреждения и творческие кружки на постоянной основе от общего
количества детей в возрасте до 18 лет.
Актуальность также определяется запросом со стороны учащихся на
программы художественного развития. Изготовление поделок своими руками
в технике «канзаши» и «квилтагами» сейчас на пике популярности и
доступны всем. Декоративно-прикладное искусство является одним из самых
действенных для творческого развития и эстетического воспитания.
Отличительные особенности Программы, новизна заключается в
том, что в рамках обучения учащиеся осваивают 2 техники: канзаши и
квилтагами. В их основе лежит техника оригами, традиционное японское
искусство складывания поделок из бумаги, но в данном случае складывают
не бумагу, а квадраты из атласной ленты и ткани, которые превращаются в
удивительные цветы и цветочные композиции. Этот оригинальный вид
декоративно-прикладного искусства отвечает запросам и интересам
учащихся, удовлетворяет тягу к знаниям, развивает технические,
3
художественные и творческие способности. А также способствует
формированию интеллектуального, художественного вкуса, приучает к
аккуратности, развивает коммуникативные навыки, воспитывает терпение,
усиливает творческие стремления преобразовывать и украшать мир,
развивает нестандартность детского мышления, фантазии и возможность
создания своего нового неповторимого изделия в технике «канзаши» и
«квилтагами».
Адресат Программы - учащиеся 10 лет до 13 лет, учащиеся
общеобразовательных учреждений желающие заниматься техникой
«канзаши»и «квилтагами».
В возрасте от 10 лет до 13 лет в период младшего подросткового
возраста складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты
характера, способы эмоционального реагирования. Младший подростковый
возраст - пора достижений, происходит стремительное наращивание знаний,
умений, становления своего «Я», обретение новой социальной позиции.
Канзаши и квилтагами способствует гармоничному развитию учащихся,
восприятию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных
качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам,
удовлетворяют их тягу к знаниям, развивают художественные и творческие
способности. Учащиеся становятся участниками увлекательного процесса
создания полезных и красивых изделий. Это способствует формированию
эстетического вкуса. Кроме того, изготовление сувениров в этих техниках
развивает художественный вкус, приучает к аккуратности, воспитывает
терпение. Умение выполнить изделие аккуратно и качественно дает
возможность принять участие в конкурсах, выставках и победить. Что, в
свою очередь, придает значимость, создает ситуацию успеха у ребенка.
Данная информация учитывается при организации занятий. Анализ
индивидуальных особенностей учащихся, их интересов помогает
осуществлять индивидуальный подход в обучении: более сильным учащимся
даются дополнительные задания; более слабым ученикам оказывается
индивидуальная помощь.
Состав группы от 8 до 10 человек.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 мин.
Общее количество часов в неделю - 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Объем Программы –144 часа.
Программа рассчитана на два года обучения:
1 год обучения: 72 часа в год.
4
2 год обучения: 72 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса.
Форма реализации Программы: разноуровневая общеразвивающая
программа.
Уровень освоения Программы:
первый год обучения – стартовый, учащиеся знакомятся с азами
изготовления базовых форм в технике «канзаши» и создают из них
цветочные композиции.
второй год – базовый уровень, учащиеся осваивают более сложную
технику – «квилтагами». Это разновидность оригами с использованием ткани
вместо бумаги. Техника применяется для создания модульных элементов, из
которых впоследствии делают аппликации, изделия и поделки.
В процессе освоения Программы, учащиеся узнают особенности
работы с атласной лентой, тканью, знакомятся с терминологией и
технологией творческого процесса.
Перечень форм обучения:
стартовый уровень - фронтальная, индивидуальная;
базовый уровень - фронтальная, индивидуальная, групповая.
Виды занятий:
стартовый уровень - беседа, практическое занятие, виртуальная
экскурсия, самостоятельная работа , контрольное занятие;
базовый уровень - практическое занятие, мастер-класс, открытое
занятие, виртуальная экскурсия, самостоятельная работа контрольное
занятие.
Формы подведения итогов:
стартовый уровень – тест, игра-ходилка, участие в конкурсах,
педагогическое наблюдение, мини - выставка, итоговая выставка;
базовый уровень - квест, участие в конкурсах, педагогическое
наблюдение, мини - выставка, итоговая выставка.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель Программы: формирование и развитие творческих способностей
обучающихся младшего подросткового возраста, через овладение техникой
канзаши и квилтагами.
Задачи стартового уровня (1 год обучения):
Обучающие:
−
научить приемам работы с атласными лентами в технике
«канзаши»;
5
−
научить технологии изготовления изделий в технике канзаши.
Развивающие:
−
развивать интерес к технике "канзаши";
−
развивать творческий потенциал, художественный вкус.
Воспитательные:
−
формировать культуру труда и совершенствование трудовых
навыков.
Задачи базового уровня (2 год обучения):
Обучающие:
−
научить технологии изготовления изделий в технике «квилтагами»;
−
научить приемам работы с тканью в технике «квилтагами».
Развивающие:
−
развивать интерес к технике "квилтагами";
−
развивать творческий потенциал, художественный вкус.
Воспитательные:
−
формировать эстетические чувства, художественно-творческое
мышление.
6
1.3 Содержание программы
Учебный план
Уровень
сложности
стартовый
Год
обуче
ния
1
Разделы
(модули)
теория
2
10
1
1,5
практик
а
1
8,5
«Двойной острый
лепесток»
12
2
10
«Круглый лепесток»
10
2
8
«Двойной круглый
лепесток»
6
1
5
«Декоративный лист»
4
0,5
3,5
«Тюльпаны»
6
8
0,5
0,5
5,5
7,5
6
0,5
5,5
Контрольное занятие
2
«Вводное занятие»
2
2
Тест.
Игра-ходилка
Итого на стартовом уровне 72 часа
1
1
Беседа
0,5
1,5
Педагогическое
наблюдение
1
7
Педагогическое
наблюдение
«Вводное занятие»
«Цумами-канзаши»
«Японская сакура»
2
Формы
промежуточной(
итоговой)аттеста
ции
всего
«Острый лепесток»
базовый
Количество академических
часов
Бабочка брошь
-
2
Кольца для салфеток
8
Зажимы для шарфика
8
1
7
Панно «Ажурная
изгородь»
Шкатулка «Фантазия»
Подушка - конфета
Косметичка
8
1
7
8
8
8
8
1
1
1
1
7
7
7
7
10
1,5
8,5
2
-
Держатель для штор
Текстильная корзинка
Контрольное занятие
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Мини - выставка
Участие
в
конкурсе
Итоговая
выставка
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Мини - выставка
Мини - выставка
Мини - выставка
Участие
в
конкурсе
Итоговая
выставка
2
Квест
Итого на базовом уровне 72 часа
Всего по программе 144 часа
7
Учебный (тематический) план
Стартовый уровень
№
п/п
Название
Раздела/
Темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
2
1
1
Формы
аттестации/контроля
Беседа
1
Вводное занятие
2
Острый лепесток
4
0,5
3,5
Педагогическое наблюдение
2.1 Резинка для волос
2
0,5
1,5
Педагогическое наблюдение
2.2
Веточки и бутоны
4
0,5
3,5
Педагогическое наблюдение
3
Двойной острый
лепесток
4
0,5
3,5
Педагогическое наблюдение
3.1
Заколка для волос
2
0,5
1,5
Участие в конкурсе
6
1
5
3.2
Коллекции цветов
«Времена года»
Мини - выставка. Участие в
конкурсе
4
Круглый лепесток
4
0,5
3,5
Педагогическое наблюдение
4.1
Резинка для волос
2
0,5
1,5
Участие в конкурсе
4
1
3
Мини - выставка. Участие в
конкурсе
4
0,5
3,5
Педагогическое наблюдение
4
0,5
3,5
Мини - выставка. Участие в
конкурсе
4.2
5
Декор ободка
Двойной круглый
лепесток
5.1
Волшебный цветок
5.2
Пат (тычинки)
2
0,5
1,5
Педагогическое наблюдение
Декоративный лист
4
0,5
3,5
Педагогическое наблюдение
6
0,5
5,5
Мини - выставка. Участие в
конкурсе.
8
6
2
72
0,5
0,5
10
7,5
5,5
2
72
6
7
«Тюльпаны»
8
9
10
Цумами-канзаши
Японская сакура
Контрольное занятие
Итого
Участие в конкурсе
Итоговая выставка
Тест. Игра-ходилка
8
Базовый уровень
№
п/п
Название
Раздела/
Темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
2
1
1
Формы
аттестации/контроля
Беседа
1
Вводное занятие
2
Брошь «Бабочка»
3
Кольца для салфеток
3.1
Цветок «Хризантема»
4
0,5
3,5
Педагогическое наблюдение
3.2
Цветок «Целозия»
4
0,5
3,5
Педагогическое наблюдение
4
2
0,5
1,5
Педагогическое наблюдение
Участие в конкурсе. Мини выставка.
Участие в конкурсе.Мини выставка.
Зажимы для шарфика:
4.1
Цветок «Гладиолус»
4
0,5
3,5
Педагогическое наблюдение
4.2
Цветок «Герань»
4
0,5
3,5
Педагогическое наблюдение
Панно «Ажурная
изгородь»
4
0,5
3,5
5
Участие в конкурсе.Мини выставка.
Цветок «Плетистая
роза»
4
0,5
3,5
Педагогическое наблюдение
4
0,5
3,5
Участие
в
конкурсе.
Итоговая выставка.
4
0,5
3,5
Педагогическое наблюдение
4
0,5
3,5
Участие в конкурсе.Мини выставка
4
0,5
3,5
Педагогическое наблюдение
4
0,5
3,5
Участие в конкурсе.Мини выставка
4
0,5
3,5
Педагогическое наблюдение
4
0,5
3,5
Участие в конкурсе.Мини выставка
5.1
6
Шкатулка «Фантазия»
6.1
Цветок «Петунья»
7
Подушка - конфета
7.1
8
8.1
9
Цветок «Чертополох»
Косметичка
Цветок мандаринового
дерева
Держатель для штор
9.1
Цветок «Флокс»
4
0,5
3,5
Педагогическое наблюдение
10
10.1
10.2
11
Текстильная корзинка
Цветок «Примула»
Сумочка
Контрольное занятие
2
4
4
2
0,5
0,5
0,5
-
1,5
3,5
3,5
2
Итоговая выставка
Педагогическое наблюдение
Мини -выставка
Квест
9
Итого часов:
72
10
62
Содержание учебного (тематического)плана
Стартовый уровень
1. Вводное занятие.
Теория: история развития декоративно - прикладного творчества,
история возникновения «Цумами - канзаши». Современные направления
креативного рукоделия. Инструменты и материалы, необходимые для
работы. Правила техники безопасности.
Практика: использование разных способов для обработки лент.
2. Острый лепесток.
Теория: виртуальная экскурсия в мир канзаши, технология
изготовления острого лепестка.
Практика: лента и ее виды, шаблон, деталь лепестка. Изготовление
острого лепестка из атласного квадрата.
2.1 Резинка для волос.
Теория: материалы и инструменты для изготовления канзаши.
Практика: сборка цветка с острыми лепестками, резинка для волос,
правила их изготовления.
2.2 Веточки и бутоны.
Теория: материалы и инструменты для изготовления зеленых
декоративных листов.
Практика: сборка веточек, сборка бутонов. Оформление рамочек для
фотографий.
3. Двойной острый лепесток.
Теория: технология изготовления двойного острого лепестка.
Практика: ткань и ее виды, шаблон, деталь лепестка.Изготовление
двойного острого лепестка из атласного квадрата.
3.1 Заколка для волос.
Теория: фурнитура и ее разнообразие.
Практика: заколка для волос и правила изготовления. Знакомство с
правилами экономного расходования ленты. Сбор цветка из острого и
двойного острого лепестка, используя квадрат атласной ленты разного
размера, от 5 см до 2,5 см. для изготовления заколки для волос.
3.2 .Коллекции цветов «Времена года»
Теория: атласная лента, ее разнообразие.
Практика: коллекция цветов канзаши «Времена года». Сбор цветов
канзаши, используя острый лепесток и двойной острый лепесток.
4. Круглый лепесток.
10
Теория: видео-урок «Круглый лепесток», технология изготовления
круглого лепестка.
Практика: деталь лепестка. Изготовление круглого лепестка из
атласного квадрата.
4.1 Резинка для волос.
Теория: материалы и инструменты для изготовления канзаши.
Практика: сборка цветка с круглыми лепестками, резинка для волос,
технология изготовления.
4.2. Декор ободка.
Теория: понятие - декор, технология обработки ободка. Материалы и
инструменты для изготовления ободка.
Практика: подбор лент, бисера, фурнитуры, изготовление шаблонов.
Раскрой деталей цветов, листиков, бутонов, сборка отдельных изделий.
Декор ободков для волос.
5. Двойной круглый лепесток.
Теория: технология изготовления двойного круглого лепестка.
Практика: ткань и ее виды, шаблон, деталь лепестка.Изготовление
двойного круглого лепестка из атласного квадрата.
5.1. Волшебный цветок.
Теория: понятие композиция.
Практика: сборка цветов с использование пат. Изготовление
композиций.
5.2 Пат (тычинки).
Теория: технология изготовления пат (тычинок). Материалы и
инструменты для изготовления пат (тычинок).
Практика: подбор ниток, красок, нарезка ниток, изготовления смеси
для пат, сушка.
6. Декоративный лист.
Теория: технология изготовления декоративного листа
Практика: подбор лент разных размеров, подбор ткани, изготовление
шаблонов, раскрой деталей листов и их изготовление.
7. Тюльпаны.
Теория: история происхождения тюльпанов. Технология изготовления
тюльпана из атласной ленты.
Практика: подбор атласных лент разного цвета, раскрой деталей лепестков, изготовление тычинок, сборка тюльпанов и листьев в цветочный
горшок.
8. Цумами-канзаши.
11
Теория: виртуальная экскурсия в мир «Цумами- канзаши», технология
изготовления «Цумами - канзаши». Материалы и инструменты для
изготовления трехцветного сложного лепестка.
Практика: подбор атласных лент, изготовление шаблонов, раскрой
деталей цветов в технике «Цумами – канзаши», сборка цветов с острыми
трехцветными лепестками. Сложный лепесток с завитком. Технология
работы с резинкой. Выполнение разных изделий по одной технологии
(крабик, заколка, резинка).
9. Японская сакура.
Теория: знакомство с технологией изготовления цветов из узкой ленты.
Цветы живой природы (сравнение), строение цветка, стебля и листьев.
Презентация «Цветотерапия».
Практика: изготовление цветов сакуры с использованием узкой ленты и
патов. Сборка в декоративный горшок.
10. Контрольное занятие.
Теория: подведение итогов учебного года.
Практика: выполнение тестовых заданий, используя методическую
игру- ходилку.
Базовый уровень
1. Вводное занятие.
Теория:
современные
направления
креативного
рукоделия.
Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники
безопасности.
2. Брошь «Бабочка»
Теория: виртуальная экскурсия в мир «квилтагами», технология
изготовления бабочки.
Практика: ткань и ее виды, шаблоны для «квилтагами», изготовление
детали для бабочки.
3. Кольца для салфеток.
3.1 Цветок «Хризантема»
Теория:
технология
изготовления
модуля
цветка
«Хризантема».Условные обозначения в «квилтагами».
Практика: светлая и темная ткань, квадратный шаблон Б, сборка цветка
хризантемы.
3.2 Цветок «Целозия»
Теория:
технология
изготовления
модуля
цветка
«Хризантема».Условные обозначения в «квилтагами».
12
Практика: светлая и темная ткань, квадратный шаблон Б, сборка цветка
хризантемы.
4. Зажимы для шарфика:
4.1 Цветок «Гладиолус»
Теория: технология изготовления модуля цветка «Гладиолус».
Практика: зеленая и розовая ткань, квадратный шаблон Б, сборка
цветка «Гладиолус».
4.2 Цветок «Герань»
Теория: технология изготовления модуля цветка «Герань»
Практика: квадратный шаблон А, сборка цветка «Герань.
5. Панно «Ажурная изгородь»
Теория: знакомство с видами и свойствами шелковой ткани различного
вида. История шелка, обработка.
Практика: соединение деталей при помощи иголки. Составление
композиции.
5.1. Цветок «Плетистая роза»
Теория: технология изготовления модуля цветка «Плетистая роза»
Практика: ткань и ее виды, шаблон Ж,А. Сборка цветка.
6. Шкатулка «Фантазия».
Теория: история происхождения шкатулок.
Практика: сборка шкатулки из пяти модулей цветка«Петунья»
6.1. Цветок «Петунья.
Теория: технология изготовления модуля цветка «Петунья».
Практика: подбор ткани, шаблон А .Сборка цветка.
7. Подушка-конфета.
Теория: история происхождения подушек.
Практика: пошив подушки-конфеты и оформление цветами
«Чертополох».
7.1. Цветок «Чертополох».
Теория: технология изготовления модуля цветка«Чертополох».
Практика: подбор ткани, шаблон Б.Сборка цветка.
8. Косметичка.
Теория: история происхождения косметички.
Практика: пошив косметички и оформление цветами мандаринового
дерева.
8.1. Цветок мандаринового дерева
Теория: технология изготовления модуля цветка «Петунья»
Практика: подбор ткани, шаблон А .Сборка цветка.
9 Держатель для штор.
13
Теория: технология изготовления круглой заготовки.
Практика: подбор ленты, оформление цветками «Флокс».
9.1. Цветок «Флокс».
Теория: технология изготовления модуля цветка «Флокс».
Практика: подбор ткани, шаблон В .Сборка цветка.
10. Текстильная корзинка.
Теория: технология изготовления модуля текстильной корзинки, по
принципу базовой фигуры из оригами "блин".
Практика: изготовление текстильной корзинки.
10.1. Цветок «Примула».
Теория: технология изготовления модуля цветка «Примула».
Практика: подбор ткани, шаблон А .Сборка цветка.
10.2. Сумочка
Теория: история происхождения сумки.
Практика: изготовление сумочки на основе 9 цветков - «Примула».
11. Контрольное занятие.
Теория: с помощью теста проверяются теоретические знания учащихся.
Практика: выполнение практического образовательного квеста.
14
1.4 Планируемые результаты
Стартовый уровень
Метапредметные результаты.
Учащиеся будут знать:
−
правила техники безопасности при работе с инструментами и
оборудованием.
Уметь:
−
организовать свое рабочее место;
−
беречь и экономно использовать материал;
−
доводить начатое дело до конца;
−
слушать и слышать педагога;
−
сотрудничать в процессе занятия в паре со сверстниками, с
педагогом.
Личностные результаты.
Учащиеся будут:
−
проявлять трудолюбие;
−
проявлять самостоятельность.
Предметные результаты.
Предполагается, что к концу обучения, учащиеся будут знать:
−
назначение и методы безопасного использования специальных
инструментов в технике «канзаши»;
−
приемы изготовления несложных изделий, виды материалов;
−
простые и сложные лепестки, последовательность изготовления
простейших канзаши по технологическим картам.
Уметь:
−
выполнять изученные операции и приемы по изготовлению
канзаши, обрабатывать ленты, совершать сборку изделий с помощью клея,
эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку;
−
использовать в практической работе образец, технологическую
карту, шаблон.
Базовый уровень
Метапредметные результаты.
Учащиеся будут знать:
−
правила техники безопасности при работе с инструментами и
оборудованием.
Уметь:
15
−
высказывать свое мнение, о творчестве своих товарищей, своему
творчеству;
−
участвовать в коллективном обсуждении.
Анализировать
изделия, выделять детали, их форму, определять взаимное расположение,
подбирать цветовую гамму;
−
создавать свой эскиз и воплощать свой замысел, решать
простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа
изготовления квилтагами: на достраивание, придание новых свойств изделия;
−
аккуратно, ответственно выполнять работу.
Личностные результаты.
Учащиеся будут:
−
проявлять самостоятельность и дисциплинированность;
−
доброжелательно и уважительно относиться к окружающим.
Предметные результаты.
Предполагается, что к концу обучения, учащиеся будут знать:
−
технологию изготовления аксессуаров и сувениров в технике
«квилтагами».
−
технологию обработки материалов в технике «квилтагами»;
−
специальную
терминологию
обозначений
в
технике
«квилтагами».
Уметь:
−
выполнять изученные операции и приемы в технике
«квилтагами». Обрабатывать ткань, совершать сборку изделий, эстетично и
аккуратно выполнять декоративную отделку.
−
сравнивать с образцом готовое изделие по заданным качествам
(точность, аккуратность);
−
выполнять задания по технологическим картам в технике
«квилтагами».
16
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
Год
обучения
1 год
2 год
Дата
начала
обучения
1
сентября
1
сентября
Дата
Количество Количество Количество
Режим
окончания
учебных
учебных
учебных
занятий
обучения
недель
дней
часов
28 мая
36
36
72
1 занятие
по 2 часа
внеделю
28 мая
36
36
72
Выходные дни: 4 ноября; 1 – 8 января; 23 февраля; 8 марта;
1 – 3 мая; 9 - 10 мая
1 занятие
по 2 часа
внеделю
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации образовательной программы используются:
1.
Учебный кабинет, учебная мебель.
2.
Оборудование:
−
клей пистолет;
−
иглы;
−
паяльник;
−
утюг.
3. Материалы:
−
нитки;
−
иголки;
−
мел;
−
ленты;
−
картон;
−
бусины;
−
пайетки;
−
стразы;
−
кружева;
−
ткань.
17
4. Канцелярские принадлежности:
−
железная линейка;
−
бумага офисная белая А 4;
−
простой карандаш.
Кадровое обеспечение
Программу может реализовать педагог дополнительного образования,
владеющий методами и техникой «канзаши» и «квилтагами».
Методические материалы
Стартовый уровень
№ п/п
Название
раздела, темы
1
Вводное
занятие
2
Острый
лепесток
3
Двойной
острый
лепесток
4
Круглый
лепесток
5
Двойной
круглый
лепесток
6
Декоративный
Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Образцы изделий
технике канзаши.
Формы, методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии
Формы учебного
занятия
в Демонстрация,
Беседа.
проведение
Фронтальная,
инструктажа.
индивидуальная.
Показ.
Виртуальная
Образцы изделий.
Объяснение.
экскурсия.
Технологические
Совместная
Самостоятельная
карты:
«Острый работа
с работа.
лепесток»
педагогом.
Образцы изделий.
Показ.
Практическое
Технологические
Совместная
занятие
карты:
«Двойной работа
с Фронтальная,
острый лепесток»
индивидуальная
педагогом..
Самостоятельная
работа.
Образцы изделий.
Технологические
карты:
«Круглый
лепесток»
Показ.
Объяснение.
Совместная
работа
педагогом.
.
Образцы изделий.
Показ.
Технологические
Объяснение.
карты:
«Двойной Совместная
круглый лепесток»
работа
педагогом
Образцы изделий.
Показ.
Практическое
занятие
Фронтальная,
с индивидуальная
Самостоятельная
работа
Практическое
занятие
Фронтальная,
с индивидуальная
Самостоятельная
работа
Практическое
18
лист
Технологическая
Объяснение.
карта: «Декоративный Совместная
лист»
работа
педагогом
7
Тюльпаны
8
Цумамиканзаши
9
Японская
сакура
10
Контрольное
занятие
Образцы изделия.
Технологическая
карта: «Тюльпаны»
Показ.
Объяснение.
Совместная
работа
педагогом
Демонстрационная
коллекция работ.
Технологические
карты:
«Цумамиканзаши»
Показ.
Объяснение.
Совместная
работа
педагогом
Образец
изделия.
Технологическая
карта
«Японская
сакура»
Показ.
Объяснение.
Совместная
работа
педагогом
с
с
с
с
Игра-ходилка.
Тест
занятие
Фронтальная,
индивидуальная
Самостоятельная
работа
Практическое
занятие
Фронтальная,
индивидуальная
Самостоятельная
работа
Практическое
занятие
Фронтальная,
индивидуальная
Самостоятельная
работа
Практическое
занятие
Фронтальная,
индивидуальная
Самостоятельная
работа
Индивидуальная
Практическое
занятие
базовый уровень
№ п/п
Название
раздела, темы
1
Вводное
занятие
2
Брошь
«Бабочка»
3
Кольца
салфеток
4
Зажимы
МатериальноФормы, методы,
техническое
приемы
оснащение,
обучения.
дидактикоПедагогические
методический
технологии
материал
Образцы изделий в Демонстрация,
технике квилтагами
Проведение
инструктажа.
Показ.
Образец
изделия.
Объяснение.
Иллюстрация.
Совместная
Шаблоны.
работа
с
Технологическая
педагогом.
карта: «Бабочка»
Образец
изделия.
Иллюстрация.
Шаблоны.
для
Технологические
карты:
цветок
«Хризантема», цветок
«Целозия»
для Образец
изделия.
Показ.
Объяснение.
Совместная
работа
педагогом
Показ.
Формы учебного
занятия
Беседа,
Практическое
занятие
Виртуальная
экскурсия
Самостоятельная
работа.
Практическое
занятие
Фронтальная,
с индивидуальная
Самостоятельная
работа
Практическое
19
шарфика
5
6
7
8
9
Иллюстрация.
Шаблоны.
Технологические
карты:цветок
«Гладиолус», цветок
«Герань»
Образец
изделия.Иллюстрация.
Панно
Шаблоны.
«Ажурная
Технологическая
изгородь»
карта:
цветок
«Плетистая роза»
Образец
изделия.
Иллюстрация.
Шкатулка
Шаблоны.
«Фантазия»
Технологическая
карта:
цветок
«Петунья»
Образец
изделия.
Иллюстрация.
Подушка
- Шаблоны.
конфета
Технологическая
карта:цветок
«Чертополох»
Образец
изделия.
Иллюстрация
.Шаблоны.
Косметичка
Технологическая
карта:
цветок
мандаринового дерева
Образец
изделия.
Технологическая
Держатель для карта: цветок «Флокс»
штор
Объяснение.
Совместная
работа
педагогом
занятие
Фронтальная,
с индивидуальная
Самостоятельная
работа
Показ.
Объяснение.
Совместная
работа
педагогом
Мастер - класс
Фронтальная,
индивидуальная
с Самостоятельная
работа
Объяснение.
Показ.
Совместная
работа
педагогом
Мастер - класс
Фронтальная,
индивидуальная
с Самостоятельная
работа
Объяснение.
Показ.
Совместная
работа
педагогом
Практическое
занятие
Фронтальная,
с индивидуальная
Самостоятельная
работа
Мастер - класс
Фронтальная,
индивидуальная
с Самостоятельная
работа
Образец
изделия.
Шаблоны.
Технологическая
карта:
цветок
«Примула»
Квест
Объяснение.
Показ.
Совместная
работа
педагогом
Объяснение.
Показ
10
Текстильная
корзинка
11
Контрольное
занятие
Объяснение.
Показ.
Совместная
работа
педагогом
Объяснение.
Показ.
Совместная
работа
педагогом
Практическое
занятие
Фронтальная,
с индивидуальная
Самостоятельная
работа
Индивидуальногрупповая
Практическое
с занятие
Индивидуальная
Практическое
занятие
20
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Программа включает в себя текущий, промежуточный контроль и
контрольное занятие (теоретический тест и практический квест).
Текущий контроль заключается в просмотре выполняемых работ в
конце каждого занятия.
В качестве промежуточного контроляв конце первого полугодия
устраивается участие в конкурсах различного уровня.
В конце 1 года обучения проводится контрольное занятие - тест. В
конце 2 года обучения проводится контрольное занятие в виде практического
квеста. Организуется итоговая выставка выполненных работ в течении года.
Оценочные материалы и критерии оценки результативности обучения по
Программе.
Оценка
знаний
проводится
по
теоретической
и
практической
подготовке, по метапредметным умениям и навыкам, а также по личностным
показателям по 3-х бальной системе.
Результаты мониторинга вносятся в таблицу по 3-х бальной системе.
- 1 балл составляет минимальный уровень подготовки, не справляется с
целями и задачами программы.
- 2 балла средний уровень подготовки предполагает самостоятельное
выполнение заданий частично, требуется напоминание и помощь педагога.
- 3 балла высокий уровень подготовки предполагает самостоятельное
выполнение заданий.
21
Характеристика оценочных материалов
Стартовый уровень
Личностные
результаты
Планируемые
результаты
Трудолюбие
Самостоятельность
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Слушать и слышать
педагогасотрудничать
в
процессе занятия в
паре, с педагогом.
Высказывать своё
отношение
к
творчеству
своих
товарищей, своему
творчеству
Организовать свое
рабочее место
Беречь и экономно
использовать
материал
Сформировать
готовность
и
способность
обучающихся
доводить
начатое
дело до конца
Знать технологию
изготовления
аксессуаров
и
сувениров
в
технике "канзаши"
Знатьтехнологию
обработки
материалов.
Знать обозначения в
технологических
картах в технике
канзаши.
Уметь выполнять
изученные
Виды
контроля/пр
омежуточн
Критерии оценивания
ой
аттестации
Проявляет
трудолюбие. Наблюдение
Качество сформировано
Проявляет
самостоятельность.
Качество сформировано
Сосредоточен, внимателен,
слушает
и
слышит
педагога,
адекватно
воспринимает
информацию, сотрудничает
в паре и с педагогом
Самостоятельно
высказывает свое мнение, к
творчеству
своих
товарищей,
своему
творчеств
Самостоятельно
организовывает
свое
рабочее место
Работает
аккуратно,
самостоятельно, бережно и
экономно
использует
материал
Самостоятельно
доделывает
работу
и
доводит начатое дело до
конца.
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Диагностические
карты
Наблюдение
Диагностические
карты
Наблюдение
Диагностические
карты
Наблюдение
Диагностические
карты
Наблюдение
Диагностические
карты
Наблюдение
Диагностические
карты
Наблюдение
Диагностические
карты
Знает
технологию Наблюдение
изготовления аксессуаров и опрос.
сувениров
в
технике
"канзаши".
Диагностические
карты
Знаеттехнологию
обработки материалов.
Наблюдение
опрос.
Диагностические
карты
Знает
обозначения
в
технологических картах, и
умеет самостоятельно их
применять.
Умеет
выполнять
изученные операции и
Наблюдение
опрос, тест.
Диагностические
карты
Наблюдение
опрос, тест,
Диагностические
22
операции и приемы
по
изготовлению
канзаши,
обрабатывать
ленты, совершать
сборку изделий с
помощью
клея,
эстетично
и
аккуратно
выполнять
декоративную
отделку.
Уметь выполнять
задания
по
технологическим
картам в технике
"канзаши".
приемы по изготовлению участие
в
канзаши,
обрабатывает конкурсах.
ленты.
мини
выставки.
карты
Умеет выполнять задания Наблюдение Диагностические
по технологическим картам опрос, тест, карты
в технике "канзаши".
участие
в
конкурсах.
Базовый уровень
Метапредметные результаты
Личностные
результаты
Планируемые
результаты
Критерии оценивания
Самостоятельность.
Дисциплинированн
ость.
Доброжелательност
ь и уважительное
отношение
к
окружающим.
Участвовать
коллективном
обсуждении.
Виды
контроля/пр
омежуточн
ой
аттестации
Диагностически
й
инструментари
й (формы,
методы,
диагностики)
Диагностически
е карты
Проявляет
самостоятельность,
дисциплинированность.
Наблюдение
Проявляетдоброжелательнос
тьи уважительно относится
к окружающим.
Наблюдение
Диагностически
е карты
Участвует в коллективном
обсуждении. Анализирует
в
изделия, выделяет детали, их
форму, определяетвзаимное
расположение, подбирает
цветовую гамму.
Наблюдение
Диагностически
е карты
Самостоятельно высказывает Наблюдение
собственное
мнение
и
позицию.
Диагностически
е карты
Создает
и
решает Наблюдение
простейшие
задачи
конструктивного характера
по изменению вида и
способа
изготовления
Диагностически
е карты
Высказывать свое
мнение,
к
творчеству
своих
товарищей, своему
творчеству
Создавать
свой
эскиз и воплощать
свой замысел.
23
квилтагами:
достраивание,
новых
изделия;работу.
Предметные результаты
Аккуратно,
ответственно
выполнять работу.
на
придание
свойств
Работает
аккуратно, Наблюдение
самостоятельно, бережно и
экономно
использует
материал
Самостоятельно доделывает Наблюдение
и работу и доводит начатое
дело до конца.
Диагностически
е карты
Знает
технологию Наблюдение
изготовления аксессуаров и опрос.
сувениров
в
технике
«квилтагами».
Диагностически
е карты
Знаеттехнологию обработки Наблюдение
материалов.
опрос
Диагностически
е карты
Знает
обозначения
в
технологических картах, и
умеет самостоятельно их
применять.
Умеет выполнять изученные
операции и приемы по
изготовлению «квилтагами»,
обрабатывать ткань..
Диагностически
е карты
Сформировать
готовность
способность
обучающихся
доводить
начатое
дело до конца
Знать технологию
изготовления
аксессуаров
и
сувениров
в
технике
«квилтагами».
Знать технологию
обработки
материалов.
Знать обозначения в
технологических
картах в технике
«квилтагами»..
Уметь выполнять
изученные
операции и приемы
по
изготовлению
изделий,
обрабатывать ткань,
совершать сборку
изделий с помощью
ниток и иголки,
эстетично
и
аккуратно
выполнять
декоративную
отделку.
Уметь выполнять
задания
по
технологическим
картам в технике
"канзаши".
Наблюдение
опрос, тест
Диагностически
е карты
Наблюдение Диагностически
опрос, квест,
е карты
участие
в
конкурсах,
мини
выставка,
итоговая
выставка.
Умеет выполнять задания по Наблюдение Диагностически
технологическим картам в опрос, квест. е карты
технике «квилтагами».
24
3. Список литературы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.
4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций
рекомендациями
по
реализации
общеобразовательных
программ,
(вместе с «Методическими
адаптированных
дополнительных
способствующих
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
7. Письмо
утверждении
Минобрнауки
Порядка
России
применения
от
23.08.2017г.
организациями,
№
816
«Об
осуществляющими
25
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
8. Постановления Правительства Свердловской области от 07.12.2017
№ 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
Литература, использованная при составлении программы.
1.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.:
Просвещение, 2007
2.
Кладезь талантов : сборник методических материалов педагогов
МБУДО г. Бузулука «ЦДТ «Радуга»: в 2-х ч. / сост. О. Ю. Гостева, М. В.
Филатова, Г. И. Перегуда. – Оренбург: ООДТДМ, 2020. – Ч. 1. Конспекты
открытых занятий. Мастер-классы. – 85 с.
3.
Социализация подростков в процессе игровой деятельности : учеб.-
метод. пособие / авт.-сост. А. В. Савченко, Н. Н. Савченко. – Оренбург:
ООДТДМ, 2017. – 80 с.
4.
Цветы из ткани и ленты для украшения одежды и интерьера /Н.
Глинкина - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. – 112 с.
5.
СильвиБлондо: Цветы из ткани канзаши: Украшения для волос,
модные аксессуары и декор.Издательство: ИГ «Контэнт», 2014г. - 80 стр.: ил.
6.
Елена Токарева: Мои цветы. Ткани, ленты, фетр, вязание, валяние.
Издательство: Эксмо, 2012 г.- 272 стр.: ил.
Литература для обучающихся и родителей
1.
Хелен Гибб: Изысканные цветы из лент. Украшения и
аксессуары. Винтаж и современность. Издательство: Кристина, 2007 г –
120стр.: ил.
2.
Галанова Т.В Оригами из ткани: Энциклопедия: Техника.
Приемы. Изделия. - М: АСТ-ПРЕСС СКД. - 120 с.: ил- (Золотая библиотека
увлечений).
26
Приложения
Диагностическая карта
Стартовый уровень
Показатели, критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Теоретическая подготовка
Знать
технологию Обладает не полными знаниями, не можетсамостоятельно их применить.
изготовления аксессуаров и Знает технологию изготовления аксессуаров и сувениров в технике канзаши, но
сувениров
в
технике испытывают затруднения.
канзаши.
Знает технологию изготовления аксессуаров и сувениров в технике канзаши.
Число
баллов
Методы диагностики
1
2
Наблюдение, опрос.
3
Знатьтехнологию обработки Обладает не полными знаниями.
материалов.
Знаеттехнологию обработки материалов, но испытывает затруднения.
Знаеттехнологию обработки материалов.
Знатьобозначения
в Обладает не полными знаниями, не может самостоятельно их применить.
технологических
картахв Знает обозначения в технологических картах, но испытывает затруднения при
технике канзаши..
самостоятельном применении.
1
2
3
1
Знает обозначения в технологических картах, и умеет самостоятельно их
применять.
3
2
Наблюдение, опрос.
Наблюдение,
тест.
опрос,
27
Практическая подготовка
Не может выполнять изученные операции и приемы по изготовлению канзаши.
Умеет выполнять изученные операции и приемы по изготовлению канзаши,
обрабатывать ленты, но испытывают затруднения.
Умеет выполнять изученные операции и приемы по изготовлению канзаши,
обрабатывает ленты.
Уметь
выполнять
изученные
операции
и
приемы
по
изготовлению
канзаши,
обрабатывать ленты, совершать
сборку изделий с помощью клея,
эстетично и аккуратно выполнять
декоративную отделку.
Уметь выполнять задания по Не может самостоятельно применятьполученные знания
технологическим
картам
в Использует, но испытывает затруднения в их применении.
технике "канзаши".
Умеет выполнять задания по технологическим картам в технике "канзаши".
Метапредметные умения и навыки
Испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания.
Слушает и слышит педагогасотрудничает в процессе Воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда в паре
занятия в паре, с педагогом.
и с педагогом.
Сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает
информацию, сотрудничает в паре и с педагогом.
Высказываетсвоё отношение Испытывает серьезные затруднения в высказывании.
к
творчеству
своих Высказывает свое мнение, но иногда нуждается в помощи педагога.
товарищей,
своему Самостоятельно высказывает свое мнение, к творчеству своих товарищей, своему
творчеству.
творчеству.
1
2
3
1
2
3
Наблюдение,
опрос,
тестирование,
участие
в
конкурсах
Наблюдение,
опрос,
тестирование,
участие
в
конкурсах.
1
2
Педагогическое
наблюдение,.
3
1
2
Педагогическое
наблюдение
3
28
Организовать свое рабочее Не умеет организовать свое рабочее место.
место
Умеет организовывать рабочее место, но нуждается в контроле со стороны
педагога.
Самостоятельно организовывает свое рабочее место.
Беречь
и
экономно Безответственен, не умеет работать аккуратно и не стремится.
использовать материал
Работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога.
Работает аккуратно, самостоятельно, бережно и экономно использует материал.
Сформировать готовность Не доводит начатое дело до конца.
и
способность Доделывает работу, но нуждается в напоминании и внимании педагога.
обучающихся
доводить Самостоятельно доделывает работу и доводит начатое дело до конца.
начатое дело до конца.
1
2
3
1
Наблюдение,
Наблюдение,
2
3
1
Наблюдение.
2
3
Личностные показатели
Качества личности
Трудолюбие
Самостоятельность
Признаки проявления качеств личности
Качество не сформировано.
Число баллов
1
Методы диагностики
Педагогическое наблюдение.
Качество сформировано частично.
2
Педагогическое наблюдение.
Проявляет трудолюбие.Качество сформировано
3
Педагогическое наблюдение.
Качество не сформировано.
Качество сформировано частично.
Проявляет самостоятельность. Качество сформировано
1
2
3
Педагогическое наблюдение.
Педагогическое наблюдение.
Педагогическое наблюдение.
29
Базовый уровень
Показатели, критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Число
баллов
Теоретическая подготовка
Знать технологию изготовления Обладает не полными знаниями, не можетсамостоятельно их применить.
аксессуаров и сувениров в Знает технологию изготовления аксессуаров и сувениров в технике
технике «квилтагами».
«квилтагами»., но испытывает затруднения.
Знать технологию
материалов.
Знает технологию изготовления аксессуаров и сувениров в
«квилтагами»..
обработки Обладает не полными знаниями.
Знаеттехнологию обработки материалов, но испытывает затруднения.
Знаеттехнологию обработки материалов.
Знать
обозначения
технологических
картах
технике «квилтагами».
технике
в Обладает не полными знаниями, не может самостоятельно их применить.
в Знает обозначения в технологических картах, но испытывает затруднения при
самостоятельном применении.
Знает обозначения в технологических картах, и умеет самостоятельно их
применять.
Практическая подготовка
Уметь выполнять изученные Не может выполнять изученные операции и приемы по изготовлению
операции
и
приемы
по «квилтагами».
изготовлению
изделий, Умеет выполнять изученные операции и приемы по изготовлению «квилтагами»,
обрабатывать ткань, совершать но испытывает затруднения.
сборку изделий с помощью Умеет выполнять изученные операции и приемы по изготовлению «квилтагами»,
ниток и иголки, эстетично и обрабатывать ткань.
Методы
диагностики
1
3
Педагогическое
наблюдение
тест.
1
2
3
Педагогическое
наблюдение
тест.
2
1
2
3
1
2
Педагогическое
наблюдение
тест.
Педагогическое
наблюдение,
квест, участие в
конкурсах
3
30
аккуратно
выполнять
декоративную отделку.
Уметьвыполнять задания по Не может самостоятельно применятьполученные знания.
технологическим
картам
в Использует, но испытывают затруднения в их применении.
технике «квилтагами».
Умеет выполнять задания по технологическим картам в технике «квилтагами».
1
2
3
Метапредметные умения и навыки
Участвовать
в Испытывает серьезные затруднения.
коллективном обсуждении.
Воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда в паре
и с педагогом.
Участвует в коллективном обсуждении. Анализирует изделия, выделяет детали,
их форму, определяетвзаимное расположение, подбирает цветовую гамму.
1
Высказывать свое мнение, к Испытывает серьезные затруднения в высказывании в высказывании своего
творчеству
своих мнения и позиции.
товарищей,
своему Высказывает свое мнение, но иногда нуждается в помощи педагога.
творчеству.
Самостоятельно высказывает собственное мнение и позицию.
Создавать свой эскиз и Не умеет создавать свой эскиз и воплощать свой замысел.
воплощает свой замысел.
Умеет создавать свой эскиз и воплощать свойзамысел но нуждается в помощи со
стороны педагога.
Самостоятельно создает свой эскиз и воплощает свой замысел.
Аккуратно,
ответственно Безответственен, не умеет работать аккуратно и не стремится.
выполнять работу.
Работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога.
1
Работает аккуратно, самостоятельно, контролирует себя сам.
2
Педагогическое
наблюдение,
квест, участие в
конкурсах.
Педагогическое
наблюдение.
3
Педагогическое
наблюдение
2
3
1
2
3
1
2
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение
3
31
Личностные показатели
Качества личности
Самостоятельность.Дисциплинированность.
Признаки проявления качеств личности
Качество не сформировано.
Качество сформировано частично.
Доброжелательность
и
отношение к окружающим.
2
Проявляет
самостоятельность,
дисциплинированность. Качества сформированы.
уважительное Качество не сформировано.
Качество сформировано частично.
Проявляетдоброжелательностьи
относится к окружающим.
Число баллов
1
3
1
2
уважительно
3
Методы диагностики
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
32