Положение о порядке разработки и утверждения программ в ЦВР (1)

A,l(MI1HI1CTP AUHJI CEBEPOYP AJihCKOfO MYHI1UI1ITAJihHOfO OKPYf A
MymuvmanbHOe aBTOHOMHoe y'lpe)!()l.eH11e ,n,onoIIHHTeJibHOro 06pa.30BaH11.11
«U.eHTP BHel.llKOJlbHOH pa60TbI»

PaccMoTpeHo
Ha rre,n:arorn:qecKOM coaeTe

0 «UBP»
~~~~~~~P13ac:m1eaHq

MAY ,l(O «UBP»
rrpOTOKOJI .N2 3 OT 16.05. 2025 r.

T

16.05.2025 r.

IIOJIO)l{EHIIB
o rrop51,n:Ke pa3pa6oTKH w yTsep)K,neHH51
,l(OIIOJIHHTeJibHbIX o6m;eo6pa30BaTeJibHblX
o6m;epa3BHBarom;wx rrporpaMM B MYHlfl..J;HIIaJibHOM aBTOHOMHOM ~pe)K,neHHH
,l(OIIOJIHHTeJibHOro o6pa30BaHH51 «U:eHTP BHeIIIKOJibHOM pa60TbI»

CesepoyparrncK

Общие положения
Положение
о
разработке
и
утверждении
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (далее – Положение)
разработано в целях регламентации деятельности учреждения и обеспечения
единообразия подходов при разработке и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в Муниципальном
автономном учреждении дополнительного образования «Центр внешкольной
работы» (далее - МАУ ДО «ЦВР»).
Методические рекомендации предназначены для совершенствования
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
повышения
их
педагогической
ценности
и
методической
конкурентоспособности.
При
разработке
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в МАУ ДО «ЦВР» разработчикам необходимо
придерживаться регламента, изложенного в настоящем Положении.
1 Нормативно-правовые основания для проектирования
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 r. N 678-p.
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от
11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652-Н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
12.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении Порядка организации осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
4

17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования территории Свердловской области до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
"Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
20. Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 29.04.2025 № 582-д
«Об утверждении методических рекомендаций».
21. Устав МАУ ДО «ЦВР».
2

Общая характеристика дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа (далее – Программ) – разрабатывается с целью создания условий
для
планирования,
организации
и
управления
образовательной
деятельностью в дополнительном образовании. Программа направлена на
формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их
свободного времени; обеспечивает их адаптацию в жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, выявление и поддержек лиц, проявивших
выдающиеся способности.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик
образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационнопедагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным
законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана,
календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических
материалов, а также предусмотренных настоящим Федеральным законом
случаях (ФЗ,ст.12, п.1,2) в виде рабочей программы воспитания,
5

календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (ФЗ, гл. 1 ст.
2, ч. 9).
Дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы в зависимости от содержания, преобладающих видов
деятельности могут быть следующих направленностей (Порядок, п.11):
технической,
естественнонаучной,
физкультурно-спортивной,
художественной,
туристско-краеведческой,
социально-гуманитарной.
Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной
программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности,
определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие
виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам
освоения образовательной программы (ФЗ, ст.3, ч. 25).
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки
обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной
и утвержденной МАУ ДО «ЦВР» (ФЗ, гл. 10 ст. 75, ч. 4).
Проектирование и реализация Программ должны строиться на
следующих основаниях:

свобода выбора образовательных программ и режима их
освоения;

соответствие Программ и форм дополнительного образования
возрастным и индивидуальным особенностям детей;

вариативность, гибкость и мобильность образовательных
программ;

разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

модульность
содержания
образовательных
программ,
возможность взаимозачета результатов;

ориентация на метапредметные и личностные результаты
образования;

творческий и продуктивный характер образовательных
программ; открытый и сетевой характер реализации.
Дополнительные общеобразовательные программы для детей
должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ,
гл.10, ст. 75, ч. 1), но при этом к освоению образовательного содержания
допускаются любые лица без предъявления требований к уровню
образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой
образовательной программой (ФЗ, ст.75, ч. 3).
Разработка и утверждение образовательных программ относится к
компетенции МАУ ДО «ЦВР» (ФЗ, ст.28, ч. 3 п.6).
6

Алгоритм утверждения образовательных программ в МАУ ДО
«ЦВР»:

обсуждение образовательной программы на педагогическом
совете МАУ ДО «ЦВР» (анализ качества документа, его соответствия уставу
МАУ ДО «ЦВР», действующим нормативно-правовым документам и
требованиям к содержанию дополнительного образования детей). Решение
об утверждении образовательной программы заносится в протокол
педагогического совета;

утверждение образовательной программы приказом директора
МАУ ДО «ЦВР» на основании решения педагогического совета.
После
утверждения
образовательная
программа
считается
полноценным нормативно-правовым документом МАУ ДО «ЦВР».
МАУ ДО «ЦВР» обновляет образовательные программы с учетом
развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной
сферы (Порядок п.17). Обновление и утверждение полного перечня
образовательных программ осуществляется до начала нового учебного года.
МАУ ДО «ЦВР» реализует образовательные программы в течение
всего календарного года, включая каникулярное время (Порядок п.8).
При
реализации
образовательных
программ
запрещается
использование методов и средств обучения и воспитания, образовательных
технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью
учащихся, (ФЗ, гл.2, ст. 13, ч.9).
При реализации Программ используются различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение с учетом требований Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации
образовательных
программ,
утвержденного
приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2027 №
816 (ФЗ, гл. 2, ст.13, ч. 2; Порядок п. 14).
Педагогические работники имеют право на творческую инициативу,
разработку и применение авторских программ и методов обучения и
воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); право на участие в
разработке образовательных программ, в том числе учебных планов,
календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов
образовательных программ (ФЗ ст. 47, ч. 3, п. 5).
7

Образовательные программы реализуются МАУ ДО «ЦВР» как
самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ФЗ гл.2, ст.
13, ч. 1).
Освоение Программы, в том числе отдельной части, сопровождается
промежуточной аттестацией учащихся, проводимой в формах, определенных
учебным планом, и в порядке, установленном МАУ ДО «ЦВР» (ФЗ, ст. 58,
ч1).
МАУ ДО «ЦВР» осуществляет текущий контроль успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся, установление из форм, периодичности
и порядка проведения (ФЗ, ст. 28, ч. 3, п. 10).
МАУ ДО «ЦВР» выдает лицам, освоившим образовательные
программы, документы об обучении в порядке, установленном МАУ ДО
«ЦВР» в положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МАУ ДО «ЦВР» (ФЗ,
ст.60. ч.15).
РАЗДЕЛ 1.
1.1. Структура дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы (далее – Программа) включает:

титульный лист;

комплекс основных характеристик Программы;

комплекс организационно-педагогических условий, включая
формы аттестации;

список литературы;

приложения.
1.2. Титульный лист (Приложение 1)
Страница, предваряющая текст Программы, служащая источником
библиографической информации, необходимой для идентификации
документа, должна содержать:

наименование
органа
управления
образованием,
осуществляющего полномочия учредителя;

наименование организации, осуществляющей образовательную
деятельность;

гриф принятия (рассмотрения) на заседании педагогического
совета с указанием даты и номера протокола;
8


гриф утверждения Программы с печатью и подписью
руководителя образовательной организации, с указанием номера и даты
приказа;

название Программы (должно быть коротким, емким,
привлекательным, а главное, отражающим направленность дополнительного
образования и содержание программы);

направленность Программы;

возраст обучающихся, на которых рассчитана Программы;

срок реализации;

количество часов по Программе;

Ф.И.О. и должность автора(ов)-разработчика(ов) (составителя)
Программы;

территория, в которой реализуется Программа.
1.3. Основные характеристики
1.3.1. Пояснительная записка должна содержать следующие структурные
элементы:
Направленность Программы:

естественнонаучная,

социально-гуманитарная,

техническая,

туристско-краеведческая,

физкультурно-спортивная,

художественная.
Понятие «направленность» является всеобщим. Данный перечень
направленностей является исчерпывающим и закрытым: все программы
должны быть отнесены к одной из указанных направленностей.
Основанием для отнесения программы к конкретной направленности
является соответствие цели, содержания и планируемых результатов
программы предметно-тематическому наполнению этой направленности.
Если программа реализуется по смежным видам деятельности или является
интегрированной, конвергентной, межпредметной (то есть объединяет
несколько видов деятельности), необходимо дать пояснения по
преобладающему
виду
деятельности,
определяющему
предметнотематическое содержание и планируемые результаты освоения программы.
Преобладающий вид деятельности будет выступать в качестве
определяющего направленность.
9

Актуальность
(своевременность,
современность,
соответствие
потребностям времени) раскрывается через соответствие Программы:

нормативно-правовым актам и государственным программным
документам (перечисление современных нормативно-правовых актов,
послуживших основанием для разработки данной Программы и
государственных програмных документов, подтверждающих необходимость
развития данной направленности дополнительного образования);

региональным социально-экономическим и социокультурным
потребностям и проблемам (особенности развития региона, конкретной
территории, социальный заказ муниципального образования, потенциал
МАУ ДО «ЦВР»);

потребностям и проблемам детей и их родителей или законных
представителей.
Дается аргументированное обоснование возможности решения
заявленной проблемы в процессе предлагаемой учащимся (выбранных форм,
методов, средств образовательной деятельности в соответствии с целями и
задачами).
Отличительные особенности Программы - в данном подразделе
следует указать, на основе какой (каких) программ разработана данная
программа; можно назвать программы и авторов, чей опыт обобщен и
использован при разработке данной программы, отметить особенности
данной программы, в чем отличие (если есть) от аналогичных программ.
Особенность программы может содержаться в постановке образовательных
задач, в построении учебного плана, в содержании занятий, в применяемых
методах и приемах, в использованной разработчиком литературе, в основных
идеях, на которых базируется программа: индивидуальный подход,
возможность образовательного маршрута, разновозрастный построения
индивидуального характер объединений и др.
Далее необходимо отметить особенности построения программы (при
наличии): адаптированная образовательная программа, модульная программа,
образовательная программа, разноуровневая образовательная программа.
Разделение тематики программы на этапы (блоки, модули, разделы)
необходимо
обосновать.
Рекомендуемый
минимальный
объём
образовательной программы и каждой её части (учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля) 8 академических часов.
Модульные программы программы, построенные на модульном
принципе представления содержания и построения учебных планов,
включающие в себя модули, позволяющие относительно самостоятельные
дидактические единицы – модули, позволяющие увеличить ее гибкость,
10

вариативность, формирующие определенную компетенцию или группу
компетенций в ходе освоения.
Разноуровневая программа дополнительного образования детей – это
программа, реализация которой позволяет учитывать разный уровень
развития и разную степень освоенности содержания детьми в
рамках одной образовательной программы.
Разноуровневые общеразвивающие программы – содержание и материал
данных общеразвивающих программ должны быть организованы по
принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности:
стартовый, базовый, продвинутый уровень и рекомендациями по разработке
программ данной формы:

«стартовый уровень» предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
Программы;

«базовый уровень предполагает использование и реализацию
таких форм организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления Программы;

«продвинутый уровень» предполагает использование форм
организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно
узкоспециализированным) и нетривиальным
разделам
в рамках
содержательно-тематического направления Программы. Также предполагает
углубленное
изучение
содержания
Программы
и
доступ
к
околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления Программы.
Адресат Программы:

возраст, категория обучающихся, которые могут обучаться по
Программе;

краткая характеристика возрастных особенностей и иных медикопсихолого-педагогических
характеристик
учащихся,
относящихся
непосредственно к направлению реализации программы, которые должны
учитываться, чтобы она была результативной, в соответствии с профилем
программы;

наполняемость групп;

принципы формирования учебных групп (система набора в
группы: степень предварительной подготовки, уровень формирования
11

интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей,
физического здоровья).
Объем и срок освоения Программы.
Объем - общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы, продолжительность
части образовательной программы (года обучения, модуля) по учебному
плану в часах.
Срок освоения Программы определяется ее содержанием – количество
лет или месяцев (если срок реализации программы меньше учебного года),
или недель (для краткосрочных Программ), необходимых для ее освоения.
Краткосрочной образовательной программой является
Программа,
ограниченная сроком реализации не более 4 месяцев и объемом не менее 8
академических часов.
Часы указываются в академических часах.
Пример:
Объем программы – 460
часов.
Программа рассчитана на
2 года обучения:
1 год обучения: 144 часа в
год,
2 год обучения: 216 часов в
год.

Объем программы – 48
часов.
Программа
рассчитана на 4 месяца
обучения.

Объем программы – 16
часов.
Программа рассчитана
на 3 недели обучения (в
каникулярное время).

Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий.
Пример:
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная.
Форма организации образовательного процесса зависит от целей,
содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава
участников образовательного процесса и других его элементов: фронтальная,
индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая и т.п. (перечислить
необходимое).
Формы реализации образовательной программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой
12

линейную последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
В реализации программ с использованием сетевого взаимодействия
участвуют, как минимум, две образовательные организации, имеющие
лицензию на образовательную деятельность (на титульном листе должны
быть указаны грифы утверждения обеих организаций, в программе
прописывается участие каждой организации в реализации своей части
программы).
При разработке Программ с использованием дистанционных
технологий или с использованием электронного обучения указываются
имеющиеся технические возможности, а также условия, при которых
организуется дистанционное обучение. В дистанционном формате может
реализовываться как вся программа, так и ее часть (курсы, модули).
Перечень форм проведения занятий: беседа, семинар, лабораторное
занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, спектакль, творческий отчет,
фестиваль, презентация, практическое занятие, открытое занятие, экскурсия,
поход, конференция и т.д.
Перечень форм подведения итогов реализации Программы:
(формы итогового контроля/итоговой аттестации) беседа, мастер-класс,
выставка, концерт, творческий отчет, презентация, тестирование, защита
проекта и т.д.
Цель и задачи Программы
Цель Программы – это стратегия, фиксирующая желаемый конечный
образовательный результат. Цель должна быть ясна, конкретна,
перспективна, реальна, значима; связана с названием Программы и
отражать ее основную направленность, результаты ее достижения должны
быть измеримы.
Цель может быть направлена:
на развитие ребенка в целом; на развитие определенных способностей
обучающихся; на формирование у каждого ребенка умений и потребности
самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки; на формирование
общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания,
общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного
эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа
жизни; на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной
13

работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование
культуры и пр.
При формировке цели лучше использовать ключевое слово в форме
существительного (развитие, приобщение, профилактика, укрепление,
взаимодействие, формирование и т.п.).
Задачи Программы раскрывают пути достижения цели:

обучающие (приобретение определенных знаний, умений и
навыков);

развивающие (развитие мотивации к определенному виду
деятельности,
потребности
в
саморазвитии,
самостоятельности,
ответственности, активности и т.п.);

воспитательные – формулируются на основе базовых
(конституционных) ценностей (формирование общественной активности
личности, гражданской позиции, готовности к защите отечества, культуры
общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.) и
определяют воспитательный потенциал программы.
Формулировки задач должны быть соотнесены с планируемыми
результатами, которые определяют, как личностные, метапредметные и
предметные.
При формулировке задач лучше использовать ключевое слово в форме
глагола
несовершенного
вида
(акцентировать,
активизировать,
корректировать, мотивировать, знакомить, формировать, расширять,
поддерживать, обучать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять,
ориентировать, осуществлять, передавать, побуждать, повышать,
совершенствовать, стимулировать, удовлетворять и др.).
Планируемые результаты Программы.
Планируемые результаты – совокупность знаний, умений, навыков,
личностных качеств, компетенций, приобретаемые учащимися при освоении
Программы по ее завершению; определяются с учетом цели и содержания
Программы.
Формируются как:
 метапредметные результаты – означают освоение учащимися
межпредметных понятий и универсальных учебных действий –
регулятивных, познавательных и коммуникативных, способность их
использования в учебной, познавательной и социальной практике;

14

 личностные результаты – включают готовность и способность
учащегося к саморазвитию и личностному самоопределению; формирование
общественной активности личности, гражданской позиции, культуры
общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
 предметные результаты – содержат в себе систему основных
элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала,
и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику
предмета и направлены на их применение и преобразование.
1.3.2. Содержание программы
Учебный план
В учебном плане указывается общий объем Программы, распределение
академических часов, отведенных на освоение Программы по годам
обучения и разделам (курсам, модулям, практикам в зависимости от уровня
сложности, указывается их трудоемкость через объем теоретических и
практических занятий. Если в программе предусмотрены разные формы
обучения (самостоятельная работа учащихся, занятия с использование
дистанционных форм обучения и др.), определенное для них время
указывается в учебном плане отдельно.
Формы промежуточной аттестации, указанные в учебном плане,
должны соответствовать локальному акту МАУ ДО «ЦВР», регулирующему
вопросы аттестации учащихся. Промежуточная и итоговая аттестация
проводится за счет времени, отведенного на освоение Программы.
Форма учебного плана может варьироваться и изменяться в
зависимости от сложности Программы и показателей, вносимых в таблицу.
Пример:
Форма 1
№ п/п

Название
(модуля)

1
2
3
4

Аппликация
Оригами
Скульптура
Папье-маше
Итого

раздела Количество
часов
(теория/практика)
1-й
год 2-й
год
обучения
обучения
11 (2/9)
11 (2/9)
11(2/9)
12(2/10)
8(1/7)
8(1/7)
8(2/6)
12(2/10)
38 (7/31)

Формы
аттестации/контроля
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Защита творческого
проекта

43 (7/36)
Всего по программе: 81 час

15

Форма 2
Уровень
Год
сложнос обучения
ти *
**

Разделы (модули)

стартов
ый

Введение в
программу
Классический
танец
Народный танец

1

2

базовый

Введение в
программу
Классический
танец
Народный танец
Современный
танец
Введение в
программу
Классический
танец
Народный танец
Современный
танец

Количество академических
часов
всего

теория

практика

Формы
промежуточной
аттестации

4

3

1

Собеседование

34

6

28

34

Отчетный
концерт

6
28
Итого на стартовом уровне: 72 часа

2

2

52

6

46

45

5

40

45

8

33

Тестирование
Отчетный
концерт
Творческие
задания

Тестирование,
анкетирование
Отчетный
5
4
46
концерт
3
Участие в
46
4
42
фестивале.
Портфолио.
46
4
42
Мастер-классы.
Итого на базовом уровне: 288 часов
Всего по программе: 36 часов
* - для разноуровневых программ; ** - для долгосрочных программ
5

4

46

Учебный (тематический) план
Учебный план на каждый год обучения – таблица, содержащая
названия разделов и тем Программы, количество теоретических и
практических часов и формы аттестации (контроля), детально раскрывает
содержание разделов (модулей, курсов) через темы – оформляется на
каждый год отдельно. В краткосрочных программах и программах,
рассчитанных на один год обучения, понятия «учебный план» и «учебный
(тематический) план» – идентичны.
В
программах
дополнительного
образования
практическая
деятельность должна преобладать над теорией, примерное рекомендуемое
соотношение – 70% на 30%.
16

Пример:
Учебный план перового года обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего
Теория Практика

1. Аппликация из бумаги.
1.1. Аппликация. Свойства
бумаги
1.2. Обрывная аппликация
1.3. Многослойная аппликация

11
2

2
1

9
1

3
3

1

2
3

1.4. Объемная аппликация

3

2. Оригами
2.1. Оригами – вид искусства
2.2. Складывание оригами по
схеме
2.3. Панно из оригами

11
3
6

Итого

3
2
1
1

2
22

9
2
5
2

8

Формы
аттестации/
контроля
Выставка
Опрос
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Презентация
работ
Выставка
Анализ работ
Презентация
изделия

18

1, 2 – разделы (модули плана
1.1., 1.2. – темы, раскрывающие раздел (модуль)
Содержание учебного (тематического) плана (учебного плана
определенного года обучения) – реферативное описание разделов и тем
программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным
(тематическим) планом, включая описание теоретической и практической
частей. Изложение содержания разделов (модулей), тем должно
соответствовать порядку их представления в учебном (тематическом) плане
данного года. Содержание каждого года обучения необходимо оформлять
отдельно, размещая его после учебного плана соответствующего года.
При изложении теоретического и практического материала должен
быть соблюден баланс между заявленной трудоемкостью и объемом
представляемого содержания.
Материал следует излагать назывными предложениями. Формулировки
должны быть конкретными. Учебный материал должен соответствовать
возрастным психолого-физиологическим особенностям адресата программы.

17

Пример 1:
Содержание учебного (тематического) плана
1. Аппликация.
1.1. Аппликация. Свойства бумаги
Теория: История аппликации. Виды аппликации. Материал для аппликации.
История бумаги.
Практика: Определение вида бумаги. Эксперимент: изучение свойств бумаги.
Изготовление бумаги из бумажного теста.
1.2. Обрывная аппликация
Теория: Способы обрывания бумаги. Особенности обрывной аппликации. Техника
безопасности при работе с клеем.
Практика: Изготовление аппликации по образцу. Аппликация по замыслу «Моя
любимая мягкая игрушка»

Пример 2: может быть оформлен в виде таблицы
№
Тема
Теория
темы
Аппликация
1
Аппликация.
История аппликации. Виды
1.1
Свойства бумаги

1.2

Обрывная
аппликация

аппликации. Материал для
аппликации. История
бумаги.
Способы обрывания бумаги.
Особенности обрывной
аппликации. Техника
безопасности при работе с
клеем.

Практика
Определение вида бумаги.
Эксперимент: изучение
свойств бумаги. Изготовление
бумаги из бумажного теста.
Изготовление аппликации по
образцу. Аппликация по
замыслу «Моя любимая
мягкая игрушка»

1.4. Организационно-педагогические условия
1.4.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график – составная часть программы,
определяющая:
 количество учебных недель, дней, часов,

продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных
периодов/этапов,

сроки проведения аттестации,

режим занятий.
Пример:
Календарный учебный график
18

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов по программе
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Сроки проведения аттестации

8.

Режим занятий

9.

Начало занятий

36
72
4
144
16
20
20-25 декабря, 25-31
мая
2 раза в неделю по 2
академических часа
13 сентября

10.
11.

Выходные дни
Окончание учебного года

31 декабря – 9 января
31 мая

1.4.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для
занятий, перечень оборудования, инструментов, приборов и материалов в
расчете на количество обучающихся в группе;
Методические материалы – обеспечение Программы методическими
видами продукции, необходимыми для ее реализации
– указание тематики и формы методических материалов по Программе
(пособия, дидактические материалы);
– краткое описание общей методики работы в соответствии с
направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся;
– описание используемых методик и технологий, в том числе
информационных.
Методические материалы включают в себя описание методов
обучения, воспитания, педагогических технологий, форм занятий, алгоритма
занятия.
Методическое обеспечение Программы может быть представлено в
виде таблицы.
Пример:
Методические материалы
№ п/п

Название раздела, темы

Дидактико-методический материал

19

1.4.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации/контроля разрабатываются и обосновываются для
определения результативности Программы, перечисляются согласно
учебному плану.
Раздел должен содержать:

фонд оценочных средств – описание форм диагностики
(входящей,
промежуточной
и
итоговой),
перечень
контрольноизмерительных материалов (тест, зачет, проектная работа, и пр.).
Диагностические
процедуры
обязательно
должны
иметь
непосредственную связь с содержательно-тематическим направление
программы.
Для каждой Программы разрабатываются свои, характерные для нее,
параметры,
критерии,
оценочные
материалы
и
диагностики,
соответствующие планируемым результатам освоения Программы.
Обязательно указываются авторы используемых методик, даются
ссылки на источники информации.
Оформление характеристики оценочных материалов возможно в
табличном варианте.
Диагностические материалы, приведенные в данном разделе, должны
соответствовать формам и методам диагностики, приведенным в
пояснительной записке и таблице учебного плана.
Пример:
Характеристика оценочных материалов
Вид контроля

Цель проведения

Входной контроль

Определение уровня развития
обучающихся, выявление
интересов, творческих
способностей
Оценка качества освоения
учебного материала пройденной
темы: отслеживание активности
обучающихся, их готовности к
восприятию нового,
корректировка методов обучения
Определение уровня освоения
программы на определенном
этапе обучения
Определение уровня освоения

Текущий контроль

Промежуточный
контроль
Итоговый контроль

Инструментарий (формы и
методы диагностики)
Беседа, наблюдение,
прослушивание,
тестирование и т.д.
Опрос, контрольное
задание, тестирование,
открытое занятие и т.д.

Зачет, конкурс, выставка,
конференция др.
Защита итогового проекта,
20

программы и установление
соответствие достижений
обучающихся планируемым
результатам

экзамен, публичное
выступление и т.д.

Сами диагностические материалы, бланки опросников, тексты тестов,
нормативы выполнения, перечни и описание заданий помещаются в
Приложении к Программе.

1.5. Список литературы
Список литературы содержит перечень литературы, необходимой для
успешного
освоения
Программы;
оформляется
по
ГОСТ
(Р 7.0.100-2018), составляется для разных участников образовательного
процесса.
Нормативные документы размещаются в начале списка и
перечисляются в следующем порядке:
 уровень РФ (законы, указы президента, постановления
правительства, письма),
 уровень региона,
 уровень учреждения (устав и локальные акты).
Методические рекомендации, даже уровня министерства, не являются
нормативным документом.
Литература,
используемая
при
составлении
Программы
(библиографические ссылки): авторские программы по профилю, Программы,
методические рекомендации, литература по педагогике и психологии,
специальная литература по предмету, методическая литература,
периодические издания, репертуарные сборники и т.д.
Литература для обучающихся и родителей (библиографические
описания): справочная, познавательная литература по разделам (темам
Программы, периодические издания, публикации, детская литература,
литература о жизни и деятельности выдающихся ученых, деятелях культуры
и искусства, общественных деятелях, спортсменах; пособия для
самостоятельной работы, источники для разработки рефератов, проектов,
творческих работ, в том числе интернет-источники.
Оформление Программы должно соответствовать общим требованиям
к созданию документов (ГОСТ Р 7.0.97-2016). Использование терминологии
21

должно быть обосновано, не допускается
стилистических и пунктуационных ошибок.

наличие

грамматических,

1.6. Календарно-тематический план дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Для реализации программ к началу учебного года разрабатывается
календарно-тематический план Программы.
Оформление плана выполняется в табличном варианте (Приложение
2).

22

РАЗДЕЛ 2.
Разработка общеобразовательных общеразвивающих программ,
реализуемых в дистанционном формате
В разделе рассматриваются особенности в содержании структурных
элементов общеразвивающих программ, предназначенных для реализации в
формате дистанционного обучения.
В формате дистанционного обучения могут быть представлены любые
модели реализации общеразвивающих программы: традиционные,
модульные и разноуровневые. Структура программ, реализуемых в
дистанционном формате, ничем не отличается от структуры любой принятой
программы, в образовательной организации и закреплённой локальным
нормативным актом.
Для того, чтобы особенность применяемых в организации
дистанционных технологий была отражена в документе, в общеразвивающую
программу необходимо внести определённые дополнительные сведения. В
таблице отражены только те структурные элементы, рассмотренные в
разделе 1, в которые рекомендуется внести дополнения.
Таблица 1. Структурные элементы, в которые рекомендуется внести
дополнения.

23

24

25

26

Тезарус
Электронное обучение - это система обучения при помощи
информационных и электронных технологий. К электронному
обучению относится: самостоятельная работа с электронными материалами,

с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного
телефона, DVD-проигрывателя, телевизора и другими электронными
материалами;

получение консультаций, советов, оценок (территориально)
эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;

создание
распределённого
сообщества
пользователей
(социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;

возможность в любое время и в любом месте получить
современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира;

доступность
образования
лицам
с
особенностями
психофизического развития.
Дистанционное обучение – совокупность информационных
технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема
изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и
27

преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым
возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а
также в процессе обучения. Современное дистанционное обучение строится
на основе следующих основных элементов:

дистанционные курсы;

веб-страницы и сайты;

электронная почта (в том числе и списки рассылки);

Форумы и блоги;

чат и icq;

теле- и видеоконференции;

виртуальные классные комнаты;

вики;

и т.д.
Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения
(наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).
Онлайн-обучение - это получение знаний и навыков при помощи
компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме
«здесь и сейчас». Этот формат обучения еще называют e-learning или
«электронное обучение». И оно считается логическим продолжением
дистанционного. А слово «онлайн» указывает на способ получения знаний и
связи педагога с обучающимся.
Платформы трансляции материала и организации взаимодействия
ВКонтакте, Сферум, Яндекс.Телемост, Rutube, онлайн-доска Miro,
индивидуальный сайт педагога и другие, в соответствии с рекомендациями
Роскомнадзора.
Формы дистанционного обучения
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных
телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий:
Дистанционный урок – форма организации дистанционного урока,
проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог
руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по
созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения
учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих
способностей.
Chat-занятия учебные занятия, осуществляемые с использованием
чат-технологий. Чат –занятия проводятся синхронно, то есть все участники
имеют одновременно доступ к чату.
28

Web-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары,
деловые игры, лабороторные работы, практикумы и другие формы учебных
занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникации. Для Webзанятий используются специализированные образовательные Web-форумы
Дистанционные курсы подразумевают удаленную работу педагога и
обучающегося, притом, что, используемые системы контроля и аттестации,
могут быть как полностью дистанционными, так и очными. Главной
особенностью дистанционных курсов является больший акцент на
самостоятельную работу обучающегося, в сравнении с традиционными
очными формами, однако, в них обязательным условием является
возможность получения консультаций от преподавателей в режиме
реального времени.
Сходства и различия онлайн-обучения и дистанционного обучения
Главное сходство онлайн-обучения и дистанционного процесс получения
новых знаний и навыков вне аудиторий и непосредственного контакта с
преподавателями. Понятие «дистанционное обучение» указывает на то, что
между учащимся и преподавателем существует расстояние. А «онлайнобучение» означает, что это обучение происходит при помощи интернетсоединения и гаджетов. В остальном они практически полностью идентичны
и обладают такими преимуществами:

индивидуальный темп обучения, изучать материалы можно по
собственному графику, без привязки к группе, времени и месту занятия;

доступность - учиться можно с любого компьютера в удобное
время, можно в любой момент пересмотреть занятие или пропущенный
вебинар в записи, скачать учебные материалы и сдать работу на проверку.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более
длительной (многодневной) работы и асинхронным
характером
взаимодействия учеников и педагогов.
Вебинар - Происходит от двух слов: web - «сеть» и «семинар» семинар, который проходит по сети.
Вебинары делят на:

собственно вебинары, которые предполагают двустороннее
участие преподавателя и учеников;

веб-касты (видеоролик, размещенный в сети, который можно
посмотреть в удобное время на выбранном вами устройстве отображения;
обычно после просмотра вебкаст можно оценить и обсудить; вебкасты
видеоролики, видеофильмы, видеофрагменты, любые файлы, содержащие
видео;
29


веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один
человек делает доклад, остальные его слушают (смотрят, читают).
Телеконференция — проводятся, как правило, на основе списков
рассылки с использованием электронной почты. Для учебных
телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также
существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные
материалы высылаются почтой в регионы.
Синхронная телеконференция проводятся с использованием
электронной почты. Характерна структурой и регламентом. Предварительно
моделируется, педагог делает заготовки и продумывает возможные реакции
на них учащихся. Синхронные занятия могут проводиться с помощью
телевизионных видеоконференций и компьютерных форумов. В
педагогическом режиме видеоконференции не отличается от традиционного,
так как участники процесса видят друг друга на экранах компьютерных
мониторов или на экранах телевизора. Компромиссным вариантом
синхронных групповых занятий, семинаров является текстовый форум, с
одной стороны он позволяет вести обсуждение с максимальной степенью
интерактивности, с другой стороны он требует минимальных ресурсов.
Асинхронная телеконференция выступления участников публикуются в
Интернет в виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере
поступления
в
течение
длительного
времени.

30

Приложение 1
Титульный лист к Программе
Управления образования Администрации Североуральского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»

Принята на заседании
педагогического совета
МАУ ДО «ЦВР»
Протокол № ______ от _______202_г.

Утверждаю:
Директор МАУ ДО «ЦВР»
_____________/М.В. Василевич
Приказ № ______ от _______202_г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
____________________ направленности
«Название программы»

Возраст обучающихся: ___ лет
Срок реализации: ___ года (лет)
Объем программы ______часов

Автор-составитель:
_____________
педагог дополнительного
Приложение 2
образования

г. Североуральск

Приложение 2
ПРИНЯТ на заседании
педагогического совета
от ____________г.
Протокол № __

УТВЕРЖДЕН
приказом МАУ ДО «ЦВР»
от ___________ г. № ____
Директор ______ М.В. Василевич

Календарно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«_________________________________________________»
группа № ____, ____ год обучения, количество часов _____________
на _________ учебный год
Дата

Тема

Количе
ство
часов

Задачи

Практическая работа

Форма
проверки/контр
оля

Материалы,
оборудование,
дидактические
пособия

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».