Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение»

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик........................................................3
1.1.

Пояснительная записка...................................................................3

1.2.

Цель и задачи общеразвивающей программы..............................6

1.3.

Планируемые результаты...............................................................7

1.4.

Содержание общеразвивающей программы................................8

2. Комплекс организационно педагогических условий............................14
2.1.

Календарный график......................................................................14

2.2.

Условия реализации программы...................................................15

2.3.

Формы аттестации /контроля и оценочные материалы..............18

3. Список литературы...................................................................................19
Приложения...................................................................................................23

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1.
Дополнительная

Пояснительная записка

общеобразовательная

общеразвивающая

программа «Бисероплетение» относится к художественной направленности
(далее Программа).
Программа направлена на формирование и развитие творческих
способностей детей, организацию их свободного времени; выявление и
поддержку учащихся, проявивших выдающиеся способности.
Актуальность

программы

состоит

в

реализации

задач

общекультурного развития через обращение к народным традициям
прикладного творчества, она отвечает потребности «…организации
воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей российского общества и государства.., расширение
возможности для использования в образовательном и воспитательном
процессе культурного и природного наследия народов России», как указано
в «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.).
При

составлении

программы

учитывались

социокультурные

потребности и проблемы региона. В соответствии с Региональным проектом
"Успех

каждого

Свердловской

ребенка"

области

национального
дополнительное

проекта

"Образование"

образование

призвано

сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития
способностей и талантов детей. Основная цель Программы – выявление и
поддержка талантливых детей через приобщение к творчеству и вовлечение
в конкурсную деятельность. Освоение программы способствует развитию
мотивации к творчеству и познанию.
Программа соответствует стратегии социально экономического
развития города Североуральска которая направлена на сохранение богатых
3

историка культурных традиций, ремесел, популяризацию декоративно
прикладного творчества. Программа способствует развитию интереса к
культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического
отношения к действительности, воспитанию мировоззрения.
Декоративно-прикладное

искусство

органично

входит

в

современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные
традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для
освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня
практически в неискаженном виде характер духовно-художественного
постижения мира.
Актуальность программы, также, определена запросом родителей и
потребностями

детей

в

оригинальной

творческой

продуктивной

деятельности. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир
прекрасного, развить у них творчество и художественный вкус. Программа
способствует

развитию

личностных

познавательных

процессов,

социализации ребёнка путём приобщения его к полезной творческой
деятельности.
Отличительная особенность. За основу при разработке взята
программа

дополнительного

образования

детей

«Кудесница»

С.В.

Сидоренко и методические рекомендации к курсу «Бисероплетение»
Парамоновой А.С.
При

наличии

обучающихся

с

особыми

образовательными

потребностями программа может быть реализована по индивидуальному
образовательному маршруту.
Особенностью программы является то, что в процессе освоения
знаний, умений, навыков по бисероплетению детям дается широкий выбор
изделий из бисера с применением самостоятельных творческих решений.
Материалы, используемые для плетения, доступны и разнообразны, что
позволяет выполнять работы разной степени сложности. Изготовление
4

небольших

деталей

и

элементов

тренирует

мелкую

моторику

и

способствует развитию интеллекта, развивает усидчивость, формирует
эстетическое восприятие, чувство и вкус. Для развития у обучающихся
умений и навыков самостоятельности и саморазвития в программе
предусмотрено использование проектного метода обучения.
Адресат – обучающиеся 8 -12 лет. Условия зачисления на обучение:
группы формируются без специального отбора, вне зависимости от уровня
первоначальной подготовки, учитывая пожелание ребенка в расписании.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности
детей: для детей младшего школьного возраста предусматриваются более
легкие и не слишком трудоемкие работы. Дети среднего школьного возраста
выполняют усложненные работы, требующие большей усидчивости и
внимательности.
В период с 8 - 12 лет происходит развитие самосознания. Это
выражается, в том, что ребенок испытывает огромное стремление к
самоутверждению себя как личности равной взрослому, требует, чтобы с
ним считались, уважали его мнение. Характерной чертой данного возраста
является: интерес к делу или увлекательные занятия, где дети могут
довольно долго сосредотачиваться на чём-то одном.
Физиологические особенности детей младшего школьного возраста
отличаются тем, что у детей интенсивно развивается мышечная система,
улучшается и координация мелких движений, активно развиваются
познавательные процессы, преобладает наглядно образный тип мышления.
Развитие мелкой моторики младших школьников является неотъемлемой
частью всестороннего развития это необходимо для формирования базовых
навыков – чтения, письма, речи, познавательных процессов, памяти.
Занятия бисероплетения способствуют формированию аккуратности,
усидчивости. Осваивая навыки бисероплетения обучающиеся научатся
5

читать и понимать схемы, что способствует развитию образного и
пространственного мышления, памяти, воображения.
Наполняемость в группе – 12 человек.
Объем и срок освоения программы - 160 часов в год., 40 учебных
недель.
Особенности организации образовательного процесса.
Продолжительность одного академического часа – 45 минут.
Перерыв между учебными занятиями 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса: индивидуальная,
фронтальная, групповая.
Формы реализации образовательной программы: Программа
представляет

собой

традиционную

модель

реализации:

линейную

последовательность освоения содержания в течение одного года в объеме
160 часов (4 часа в неделю).
Виды занятий: беседа, практическое занятие, самостоятельная
работа, выполнение коллективных заданий, занятие игра.
Перечень форм подведения итогов реализации Программы:
участие в конкурсах, презентация выполненных работ, опрос, викторина,
беседа, защита проекта, анализ работ обучающихся.
1.2.
Цель

программы:

Цель и задачи

формирование

творческих

способностей

обучающихся 8-12 лет через создание уникальных изделий из бисера.
Задачи
Обучающие:

6

- научить плести украшения из бисера и работать по схеме;
- обучить различным техникам бисероплетения;
- сформировать базовые умения и навыки, необходимые для
бисероплетения;
- расширить знания об истории возникновения и развития
бисероплетения.
Развивающие:
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности,
внимание, моторику рук;
- развивать практические способы работы с инструментами и
материалами;
- развивать навыки общения и умений совместной деятельности;
- способствовать расширению кругозора.
Воспитательные:
- привить интерес к культуре, истокам народного творчества;
- научить доводить начатое дело до конца;
- формировать общую культуру обучающихся;
- содействовать организации содержательного досуга;
- формировать навыки здорового образа жизни;
- воспитывать духовно-нравственные ценности обучающихся.
1.3. Планируемые результаты:
Метапредметные:
Обучающиеся будут:
- проявлять самостоятельность в обучении;
- принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- знать и соблюдать технику безопасности при работе с
инструментами;
- просчитывать затрату материалов.
Личностные результаты
7

- проявлять мотивацию к обучению;
- применять полученные навыки в бисероплетении;
- уметь работать в сотрудничестве;
- уважительно относится к труду и работам других;
- уважительно относиться к истории своего народа, страны;
- знать и соблюдать основные правила безопасности и сохранения
здоровья;
- знать и проявлять интерес к народному творчеству;
- уважительно относится к культурным традициям.
Предметные результаты, учащиеся будут:
- иметь представления о искусстве бисероплетения, возможностях
применения изделий из бисера;
- уметь применять в работе техники и приемы бисероплетения;
-

уметь

составлять

технологическую

последовательность

выполнения изделия из бисера, достигает поставленной цели;
- применять и пользоваться инструментами по назначению;
- разработать и презентовать проект;
- самостоятельно находить и использовать информацию по
выполнению изделий из бисера.
.

1.4. Содержание программы
Учебный (тематический) план
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
(теория/практика)

Формы
аттестации/
контроля

Раздел 1. Бисерная азбука.
1.1. Вводное.
История бисероплетения.
1.2. Свойства бисера.
Схемы. Условные обозначения
1.3. Виды плетения, техники
1.4. Инструменты. ТБ
Игры на сплочение

2 (1/1)

Наблюдение

2 (1/1)

Беседа

2 (1/1)
2 (1/1)

Опрос

8

1.5. Плоскостное изделие на проволоке.
2. Плоское параллельное плетение
2.1. Твори. Создавай. Действуй
Творческая мастерская
2.2. Мир искусства.
Занятие в библиотеке.
2.3. Простые цепочки.
Браслеты.
3. Объемное параллельное плетение
3.1. Объемные изделия на проволоке
(брелоки)
3.2. Жгуты. Плетение на леске,
резинке.
3.3. Самостоятельное изготовление
изделий по схемам
4. Игольчатое плетение
4.1. Дуговое низание.
Французское плетение
4.2. Цветочная композиция. Орхидея.
Знакомство и изучение схем,
условных обозначений, терминов.
4.3. Декор, обработка изделия.
4.4. Закрепление пройденного
материала
5. Петельное плетение
5.1. Веточка. Работа по схеме
Плетение изделия на проволоке,
техника скручивания.
5.2. Сборка. Крепление, застежка
5.3. Сакура. Элемент декора для дома.
5.4. Познавательно -досуговая
деятельность
6. Проектная деятельность

4 (1/3)

Беседа, опрос

4 (1/3)

Наблюдение

4 (1/3)

Беседа

20 (4/16)

Наблюдение

10 (2/8)

Беседа

10 (2/8)

Выставка работ

16 (4/12)

Устный опрос

10 (2/8)

Наблюдение

16 (4/12)

4 (1/3)

Анализ
выполненных
работ
Выставка работ

2 (1/1)

Беседа

12 (2/10)

Участие в
конкурсе

4 (1/3)

Опрос

4 (1/3)

Участие в
конкурсе
Контрольное
задание

2 (1/1)

6.1. Подготовительный

4 (1/3)

Наблюдение

6.2. Планирование

4 (1/3)

Наблюдение

6.3. Исследование

4 (1/3)

Наблюдение

6.4. Работа с информацией

10 (1/9)

Наблюдение,
беседа

6.5. Защита, представление проекта

4 (1/3)

Защита проектов
9

7.

Народные промыслы
7.1. Поиск нового. Сувениры
7.2. Подведение итогов обучения
Выставка работ
Итого часов по программе:

10 (2/8)
2 (1/1)

Презентация
работ
Выставка

160 (40/120)

10

Содержание учебного (тематического) плана
№
Тема
Теория
темы
Раздел 1. Бисерная азбука.
1.1
Вводное.
Знакомство
с
программой
История
обучения. Беседа на тему «История
бисероплетения возникновения
бисероплетения».
Ознакомление с материалами и
инструментами, необходимыми для
работы. Их основные свойства и
качества. Организация рабочего
места. Просмотр изделий из бисера.
Выставка книг по бисероплетению.
Беседа
с
целью
выявления
первоначальных знаний, умений и
навыков.
1.2
Свойства бисера.
Рассказ об истории появления
Схемы.
украшений из стекла, бус и бисера.
Условные
О появлении бисера на Руси, о том
обозначения
какие предметы декоративноприкладного творчества делались и
делаются сейчас в технике бисер
оплетения. Знакомство с видами,
достоинствами и недостатками
бисера. Демонстрация иллюстраций
и образцов.
1.3. Виды плетения, Общие сведения о бисере (размер,
техники
форма, цвет, материал, из которого
изготовлен, хранение). Виды работ
из бисера. Техники плетения
бисером. Цветовой круг. Основные
правила при работе с бисером.
Правила техники безопасности при
работе
с
инструментами
и
материалами.

Коммуникативная игра
«Волшебный стул», игра
на сплочение – «Скала».

Игра на сплочение
«Все на борт». Зарисовка
и чтение схем. Плетение
на леске колечко.

Выполнение работ по
схемам с применением
техник:
однорядная
цепочка
в
крестик;
параллельное плетение в
крестик;
объёмное
плетение;
мозаичное
плетение;
ажурная
техника.
Викторина
«Волшебный бисер».
Дидактическая игра «В
поисках жемчужины».
Обучающая
игра
(филворд в загадках) –
«Мастерица»
Плетение
«божьей
коровки»
в
технике
плоского параллельного
плетения.

Организация рабочего места,
материалы и инструменты, правила
техники безопасности. Инструктаж
по технике безопасности при работе
с проволокой, ножницами и иглами.
1.5. Плоскостное
Знакомство
с
плоским
изделие на
параллельным
плетением
с
проволоке
использованием
проволоки.
Нанизывание бисера, организация
рабочей поверхности.
Раздел 2. Плоское параллельное плетение
2.1. Творческая
Знакомство
с
плоским
Выполнение насекомых
мастерская
параллельным
плетением
с (мотылек,
стрекоза,
«Твори.
использованием
проволоки. бабочка)
в
технике
1.4.

Мастерица.
Инструменты.
ТБ

Практика

11

Создавай.
Действуй»

Обучение
плетению
с
использованием схемы выполнения
работы. Беседа на тему «Способы
закрепления
и
наращивания
проволоки». Повторение
общих
сведений о бисере (размере, форме,
цвета, материал).
2.2. «Мир
Беседа на тему «Бисероплетение в
искусства»
России. История и современность».
Знакомство
с
литературными
источниками,
видами
ремесел.
Показ технических приёмов –
объёмного
плетения,
показ
правильного чтения схем. Анализ
образцов.
Выбор
материалов.
Цветовое
и
композиционное
решение. Зарисовка схем.
2.3. Простые
Технический приём – плетение
цепочки.
однорядной цепочки в крестик,
Браслеты.
совмещая её с параллельным
плетением,
показ
правильного
чтения схем. Просмотр учебного
фильма по плетению в технике
«Американский жгут».
Раздел 3. Объемное параллельное плетение
Основные приемы бисероплетения
объемных игрушек: петельное,
игольчатое
и
параллельное
плетение.
Показ
технических
приёмов – объёмного плетения,
показ правильного чтения схем.
Анализ
образцов.
Выбор
материалов.
Цветовое
и
композиционное решение.
3.2. Жгуты.
Изучение
техники
плетения
Плетение
на жгутов.
Изучение,
углубление
леске, резинке
знаний и особенностей плоского
параллельного
плетения.
Продолжение
обучению
параллельному
плетению
с
приданием объема изделию из
бисера.
Техника
двойного
соединения. Правила выполнения
объемных миниатюр на проволоке.
3.3. Самостоятельное
Самостоятельное
выполнение
изготовление
работы с опорой на схему плетения.
изделий
по Беседа на тему «Украшения из
схемам
бисера». Повторение материала о
колористики.
Раздел 4. Игольчатое плетение
3.1.

Объемные
изделия на
проволоке
(брелоки)

плоского параллельного
плетения.
Определение
техники
плетения по схемам и
инструкционным картам.
Мастер
класс
«Рябиновая
гроздь».
Выполнение
элементов
(ветки, гроздья) рябины
петельным
низанием.
Плетение
браслета
с
опорой на схему, по
выбору
обучающегося.
Сбор элементов в готовое
украшение.
Плетение браслета по
схеме. Подбор и крепление
фурнитуры.
Применение различных
способов
наращивания
проволоки.

Зарисовка
схем.
плетение
цветов
(незабудки, ромашка) в
технике
плоского
параллельного плетения.
Подбор
материалов,
согласно инструкционной
карте. Крепление, стяжка.
Выполнение
контрольного
задание,
плетение
фрагмента
браслета
любой
из
изученных техник.
Плетение браслета из
бисера (3 цвета) с опорой
на схему.
Плетение мышки, лисы в
технике
объемного
параллельного плетения.
Изготовление брелока из
выполненного изделия.

12

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

Дуговое
низание.
Французское
плетение

Легенда происхождения стекла,
бисера. Изучение особенностей
дугового плетения. Продолжение
выполнения работы с опорой на
схему плетения.
Цветочная
Мозаичное и ажурное плетение –
композиция.
показ технических приёмов, показ
Знакомство,
правильного чтения схем и образцов
изучение схем, изделий. Объёмное плетение – показ
условных
технических приёмов, изучение
обозначений,
особенностей игольчатого плетения.
терминов.
Декор.
Знакомство
с
игольным
Обработка
(игольчатым) плетением. Схемы.
изделия
Беседа на тему «Использование
игольчатого плетения с другими
техниками».
Закрепление
Знакомство
с
петельным
пройденного
низанием. Демонстрация готовых
материала.
изделий из бисера.

Плетение серег «Лист»,
«Ромашка». Тест
«История
бисероплетения».
Выполнение элементов
(лепестков,
листьев, веточек) орхидеи
методом низания дугами.
Сбор элементов цветка в
готовое
изделие.
Декорирование стебля.
Выполнение нескольких
цветков и их сбор в букет.
Определение назначения
фурнитуры. Демонстрация
способов крепежа.
Плетение мозаичным и
ажурным способом.

Раздел 5. Петельное плетение.
Плетение на проволоке,
техника
скручивания.
Выполнение
элементов
(веточек
вербы)
петельным низанием.
5.2. Сборка.
Беседа
на
тему
Сбор
элементов
в
Крепление.
«Последовательность выполнения готовое
изделие.
веточки из бисера». Повторение Декорирование.
сведений о насыщенности цвета и
колористики.
5.3. Сакура. Элемент
Продолжение
обучению
Плетение ветки сакуры,
декора.
петельному низанию. Демонстрация оформление в брошь.
фотографий работ из бисера,
выполненных методом низания
петлями.
5.4. Изделия
из
Беседа на тему «Оформление
Проектирование,
бисера
в интерьера при помощи изделий из зарисовка
эскиза
интерьере.
бисера».
«Творческий полет».
Раздел 6. Проектная деятельность
6.1. Подготовительн
Планирование работы. Поиск
Беседа,
обсуждение,
ый этап.
проблемы. Выбор темы проекта, выбор
темы
проекта.
личные интересы, хобби.
Технологический этап Выбор изделия для выполнения самостоятельное
итоговой
творческой
работы выполнение,
сбор
(индивидуально, исходя из умений и элементов
изделия
в
навыков).
Составление
схемы готовое
изделие.
работы.
Декорирование изделия.
6.2. Планирование
Понятие «творческий
проект».
Выбор темы проекта.
Этапы
творческого
проекта, Разработка
5.1.

Веточка
Выполнение работы новым
«Верба». Работа способом плетения с опорой на
по схеме.
схему плетения.

13

требования
к
написанию
теоретической и практической части
проекта.
Исследование по теме проекта.
Структура
написания,
общие
требования к проекту, выявление
проблемы проекта, определение
конечного
результата
проекта.
Проведение
исследований,
подведение
результатов
(анкетирования, опроса).

6.3.

Исследование

6.4.

Работа
информацией

6.5.

Защита,
Требования к представлению
представление
проекта, участие в защите проекта
проекта
на муниципальном уровне.
Раздел 7. Народные промыслы
Поиск
нового.
Беседа на тему «Сувениры»
Сувенирная
лавка.
Подведение
Подведение итогов работы за год.
итогов обучения. Организация выставки творческих
Выставка работ. проектов. Поощрение обучающихся.

7.1.

7.2.

с

Применение
различных
источниках информации (книги,
интернет, библиотека).
Беседа «Интернет без бед».

технологического
процесса.
Составление
плана
работы над проектом,
подборка материала к
реализации
проекта.
Самостоятельная работа
«чек
лист
–
схема
проекта»,
выполнение
творческой
работы
проекта.
Самостоятельный поиск
информации.
Беседа,
рассуждения
«если…,
то…», «Это возможно,
если…». Формулировка
гипотезы «использование
(создание) … позволит
обеспечить…»
Представление проекта
одногруппникам.
Изготовление сувениров
из бисера и подручного
материала.
Выставка
работ,
награждение
обучающихся за особые
достижения в обучении.

14

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на учебный год

пуп
1.
2.
З.
4.

Основные характеристики
образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов по программе

5.

Сроки проведения аттестации

б.

Режим занятий

7.

Начало занятий

8.

Каникулы

9.

Окончание учебного года

40
80
4
160
20 – 30 мая
2 раза в неделю по 2
академических часа
5 сентября
30.12.2025 – 09.01.2026
30 июня

15

2.2. Условия реализации программы
Материально техническое обеспечение
Аудитория оснащена: столами, стульями, доской, рамами для
вышивки. Занятие проводится в кабинете за столами, для занятий
необходимо хорошее освещение.
Перечень

необходимых

технических

средств

обучения,

используемых в учебном процессе для освоения программы: компьютер (с
доступом в Интернет), проектор, экран.
Перечень необходимых инструментов для освоения программы:
ножницы, плоскогубцы, круглогубцы, проволока, нить – резинка, зажимы,
кремпы, бисер и бусины разной калибровки. Остальные материалы
подбираются самостоятельно в зависимости от задуманного дизайна.
Методические материалы
Дидактическое обеспечение. Образцы готовых изделий из бисера и
бусин, выполненных в различных техниках. Инструкционные карты и
схемы

изделий.

Видеоматериалы

мастер-классов

по

изготовлению

различных изделий, предусмотренных программой.
№ п/п
Название раздела, темы
1.1. Вводное.
История бисероплетения.
1.2. Свойства бисера.
Схемы. Условные обозначения
1.3. Виды плетения, техники
1.4.

Инструменты. ТБ

1.5.

Плоскостное изделие на проволоке.

2.1.

Твори. Создавай. Действуй
Творческая мастерская
Мир искусства.
Простые цепочки.
Браслеты.
Объемные изделия на проволоке
(брелоки)
Жгуты. Плетение на леске, резинке.

2.2.
2.3.
3.1.
3.2.

Дидактика – методический материал
Конспект занятия,
образцы изделий из бисера.
Схема изделия «Божья коровка»
Образец работы, схема
Презентация «Техники плетения
бисером»
Образцы изделий из бисера
(украшения, декор вещей)
Подборка журналов Леонардо
схемы изделий (браслет), образцы
выполненных работ в разных техниках
Фотоработы «Павлин», схемы, этапы
плетения
Схемы изделия плетения «Жгут»
16

3.3.
4.1.
4.2.

4.3.
4.4.
5.1.

5.2.

Самостоятельное изготовление
изделий по схемам
Дуговое низание.
Французское плетение
Цветочная композиция. Орхидея.
Знакомство и изучение схем,
условных обозначений, терминов.
Декор, обработка изделия.
Закрепление пройденного
материала
Веточка. Работа по схеме
Плетение изделия на проволоке,
техника скручивания.
Сборка. Крепление, застежка

5.3.
5.4.
6.1.

Сакура. Элемент декора для дома.
Изделия из бисера в интерьере
Подготовительный

6.2.

Планирование

6.3.

Исследование

6.4.
6.5.

Работа с информацией
Защита, представление проекта

7.1.
7.2.

Поиск нового. Сувениры
Подведение итогов обучения
Выставка работ

Технологическая карта
с описанием, схемой (серьги, колье)
Чек лист «Схемы плетения»
Схема плетения «Орхидея»
Технологическая карта «Обработка
изделия, конечный узел»
Опросный лист
«История появления бисера»
Технологическая карта «Веточка вербы»
образцы работ в технике скручивания
Технологическая карта «3 способа
закрепить изделие»
Технологическая карта изделия «Сакура»
Альбом иллюстраций декора из бисера
Презентация «Виды проектов»
образцы проектов выпускников
Чек лист «Этапы планирования и
реализации проекта»
Чек лист «по организации проектной
деятельности».
Чек лист «Правила оформления проекта»
Презентации обучающихся
Образцы выполненных работ

Процесс обучения построен на принципах: “от простого к
сложному”, учёта возрастных особенностей детей, доступности материала,
развивающего обучения. На первых занятиях используется метод
репродуктивного обучения. На этом этапе дети выполняют поделки точно
по образцу и объяснению, знакомятся с материалом, цветом; обучение
чтению схем плетения; изучение основных методов и техник работы с
бисером;

формирование

перспективы

основных

педагогической

навыков

работы;

деятельности,

пути

определяются
раскрытия

индивидуальных особенностей обучающихся и развития их творческих
способностей. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу,
усидчивости, трудолюбия, формирование эмоционально-волевой сферы
17

ребенка. Занятия проходят в занимательной форме. Затем, в течение
дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику бисер
оплетения, подключается методы проблемного изложения, частичнопоисковый метод.
Во втором полугодии осуществляется отработка полученных
практических навыков, осуществляется изготовление изделий по готовым
схемам, происходит развитие вкуса, активизация творческого мышления,
повышается уровень мастерства, навык самоконтроля и самовыражения в
работе. Оформление обучающимися более сложных работ.
В обучении предусмотрены вариативные задания с учетом
индивидуальных особенностей и потребностей обучающегося. Все учебные
задания кроме формирования навыков и знаний по бисероплетению
направлены на общее развитие ребёнка. У детей формируется осознание
необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые
движения. Обучение детей практическим приёмам неразрывно связано с
ознакомлением с теоретическими сведениями.
Отработать навык самостоятельности позволяет творческая проектная
деятельность,

предусматривающая

планирование

собственной

деятельности, определение цели, постановку задач, оценку действенности
избранных средств и результатов.
Творческий проект – это самостоятельное учебно-творческое задание,
выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание
изделия (творческой работы).
Технологии, применяемые в обучении по программе: личностно –
ориентированный подход, здоровье сберегающие технологии, обучение в
сотрудничестве, коллективно творческое дело.
На занятиях уделяется внимание здоровью детей, так как работа при
изготовлении изделий чаще сидячая и неподвижная, требующая большого
внимания и напряжения глаз. Для этого проводятся физкультминутки,
пальчиковые гимнастики, зарядка для глаз.
18

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Характеристика оценочных материалов
Для

проверки

результатов

освоения

программы

используются

следующие виды и формы контроля:
Входной контроль - дает информацию об уровне подготовки
обучающихся. При его проведении используются диагностическая беседа и
наблюдение с целью выявления начальных знаний, навыков и умений. По
результатам диагностики заполняется карта наблюдения (Приложение № 1).
Текущий

контроль осуществляется

с

целью

проверки

усвоения

пройденного материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При
его проведении используются такие формы, как анализ поведения, беседа,
наблюдение (Приложение № 2).
Промежуточный контроль осуществляется по мере прохождения темы
или раздела и подготавливает обучающихся к выполнению контрольного
задания. Проводится в виде контрольных заданий: необходимо выполнить
изделие

по

предложенным

схемам.

Данный

вид

контроля

также

предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного
творчества разного уровня. Для фиксирования результатов заполняется карта
достижений обучающегося (Приложение № 3).
Отслеживание личностных результатов обучения по программе
проводится в течение учебного года методом наблюдения. Результаты
заносятся в таблицу (Приложение № 4). В конце учебного года по освоению
программы предусмотрено выполнение комплексной работы, включающей
изготовление изделия по предложенной схеме или творческую работу по
собственным эскизам. К формам данного контроля относят: презентацию
творческих работ, самоанализ.

19

3. Список литературы
Нормативные документы
Нормативно-правовые основания разработки Программы:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2.

Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 №

295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3.

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №

124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в редакции 2013 г.).
4.

Концепция развития дополнительного образования детей до

2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31 марта 2022 r. N 678-p.
5.

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474

«О национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
6.

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809

«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению

традиционных

российских

духовно-нравственных

ценностей».
7.

Постановление Главного государственного санитарного врача

РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
8.

Постановление Главного государственного санитарного врача

РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».

20

9.

Постановление Правительства Российской Федерации от

11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
10.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской

Федерации от 22.09.2021 № 652-Н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации 27

июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
12.
03.09.2019

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
№

467

«Об

утверждении

Целевой

модели

развития

региональных систем дополнительного образования детей».
13.

Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О

направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
14.

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О

методических

рекомендациях»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
15.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от

30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,

реализующих

дополнительные

общеобразовательные

программы в субъектах Российской Федерации»).
21

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации

16.

07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных

образовательных технологий».
Приказ Министерства образования и молодежной политики

17.

Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования территории Свердловской области до
2035 года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики

18.

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной

сфере

"Реализация

дополнительных

образовательных

программ в соответствии с социальным сертификатом».
19.

Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 29.04.2025 № 582-

д «Об утверждении методических рекомендаций».
20.

Устав МАУ ДО «ЦВР».
Литература, используемая при составлении Программы:

1.

Андриянова,О. Бисер и стеклярус: фантазии и идеи. – М.:

Росмэн. - 2008.- ISBN:9785353037057. - Текст: непосредственный.
2.

Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения М.2000

3.

Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. – М.: Олма-

Пресс, 2002.
4.

Жукова О.Г. Бисерное рукоделие М. 2001

5.

Золотарева, Е. Подарки из бисера. - 2-е изд. – М.: Айрис-

пресс. -2008.- ISBN: 978-5- 8112-3765-4. -Текст: непосредственный.
6.

Малена А.Н. Изделия из бисера: колье, серьги, игрушки М.

7.

Юрова Е.С. Эпоха бисера в России М. 2006

2001
Литература для обучающихся и родителей:
22

1.

Адамчик, М. Игрушки и фигурки из бисера. – Харвест. –

2010.- 80 с. - ISBN: 978- 985-16-8636-6. - Текст: непосредственный.
2.

Божко, Л.А. Бисер для девочек. - 3-е изд.- М.: Мартин. -

2005.- ISBN: 5-8475-0261-3. - Текст: непосредственный.
3.

Гусева, Н.А. 365 фенечек из бисера. - М.: Айрис-пресс. –

2005.- 200 с.- ISBN: 5-7836- 0154-3. - Текст: непосредственный.
4.

Горина Г.С. Традиции вышивки в модном костюме М.2003

5.

Зайцева Н.А. Бисерное рукоделие. - М. ЛитРес.: 2021. - 274с.

6.

Лындина Ю.М. Украшения для девочки М. 2001

7.

Лындина, Ю. Фигурки из бисера. - М.: Культура и традиции.

- 2004. - ISBN: 5- 86444-095-7. - Текст: непосредственный.
8.

Татьянина, Т.И. Бисер. Зверушки-сувениры. – М.: Астрель. –

2011.- 32 с. - ISBN: 978- 5-271-37222-3.- Текст: непосредственны

23

Приложение № 1
Входная диагностика. Уровень и критерии знаний,
умений и навыков обучающихся при зачислении
Уровни
высокий
1.

Навыки работы с
бисером
(теоретический,
практический)

2.

Навыки работы с
инструментами,
соблюдение ТБ

3.

средний

низкий

Владеет
несложными
приемами бисер
оплетения, может
выполнять
несложные
действия
Знает значение
инструментов,
умеет
пользоваться

Имеет
представления,
выполняет
несложную
работу под
наблюдением

Не имеет навыков
работы с бисером

Знает назначение,
но неумело
пользуется

Не знает
назначения, не
умеет
пользоваться

Умение
организовать
рабочее место

следит и
систематически
поддерживает
рабочее место в
порядке

творческий
беспорядок,
поддерживает при
напоминании

не умеет
содержать
рабочее место в
порядке, не может
подготовить
место к занятию

4.

Коммуникативны
е качества
Личностные
качества

вступает в диалог
разговор по
необходимости
Может
мобилизовать
внимание, не
доводит начатое
дело до конца,
имеет слабые
навыки общения в
коллективе

малообщителен,

5.

вступает в диалог,
умеет поддержать
разговор
Имеет мотивацию
к восприятию
нового материала,
проявляет
аккуратность,
внимательность,
доброжелательнос
ть к
одногруппникам

Проявляет
неусидчивость,
невнимательность
, не умеет
организовать
рабочее место, не
коммуникативен

24

Приложение № 2

Итого баллов

Личностные
качества

Умение
организовать
рабочее место

ФИ обучающегося

Навыки работы с
инструментами
Соблюдение ТБ

Навыки работы с
бисером

Критерии

Коммуникативные
качества

Карта фиксации результатов наблюдения (входной контроль)

1.
2.
3.
4.
5.

3 балла – отлично
2 балла – хорошо
1 балл – удовлетворительно
18 -15 баллов – хорошие умения;
14 – 10 баллов – умение недостаточное;
9 – 0 баллов – владеет умениями слабо;
Карта фиксации достижений и участия
обучающегося конкурсах, мероприятиях
проектная
деятельность
ЦВР

участие в
выставках

город ЦВР

участие в
конкурсах

участие в
викторинах

город

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

25

Приложение № 3
Диагностика теоретических
и практических умений обучающихся
Уровни

1.

2.

Виды
деятельности
Владение
теоретическим
ии
практическими
навыками

высокий

средний

низкий

Владеет основными
приемами, знает
последовательность,
применяет частично.
Хорошо
ориентируется в
понятиях, отвечает с
помощью наводящих
вопросов педагога.

Не может
самостоятельно
использовать
приемы и способы
плетения из бисера.
Знания отсутствуют,
информацией не
владеет.

Хорошо знает виды
украшений, но
иногда путает
используемые
техники для их
изготовления. Знает
технологию и
основные приемы
работы с бисером, но
изделие получается
недостаточно
ровное. Ожидает
помощи педагога.
Уверенно работает с Знает правила
проволокой, леской, работы с проволокой
качественно
и леской,
выполняет работу.
испытывает
Самостоятельно
затруднения при
придумывает
подборе материалов,
собственные
не всегда аккуратно
изделия.
выполняет работу.
Умеет читать и
Пользуется
пользоваться
простейшими
схемой,
схемами, собирает
самостоятельно
изделия с некоторой
собирать изделие из помощью. Знает
бисера с
техники оплетения,
применением разных применяет частично.
техник оплетения.

Путает названия
видов украшений из
бисера. Постоянно
нуждается в помощи
педагога.
Допускает ошибки
при сборке бисером
в наборе ряда, в
технике выполнения.
Путает виды швов,
выполняет работу не
аккуратно.

Умело пользуется
основными
приемами плетения.
Знает
последовательность
технологии
плетения. Отлично
знает историю
бисероплетения.
Уверенно и грамотно
отвечает на вопросы
педагога.
Навыки работы Знает виды
с бисером
украшений,
(теоретический особенности их
, практический) изготовления;
техники.
Умеет их
комбинировать,
подбирать в
соответствии с
изделием.

3.

Приемы
плетения

4.

Работа со
схемами

Плохо
ориентируется в
схемах плетения. Не
умеет работать с
проволокой и
леской, небрежно
заправляет, концы
проволоки.
Не владеет навыками
чтения и работы по
схемам, не знает
основных техник
оплетения из бисера.
Требует постоянного
внимания со
стороны педагога
26

5.

Знание
терминологии

6.

Навыки работы
с
инструментами

7.

Орнамент

8.

Защита и
представление
творческого
проекта
Участие в
конкурсах
разного уровня

9.

Терминологию
умело использует.
Активен,
самостоятельно
разрабатывает
сюжеты композиций.
Умеет выстроить
алгоритм своих
действий и
выполнить работу.
Хорошо знает
названия и
назначение
инструментов,
грамотно применяет
их в работе. Знает
виды бисера, умеет
его подобрать для
определенного
изделии.
Умеет подобрать
орнамент для
украшения, умело
подбирает бисер по
цвету, правильно
выстраивая
композицию
изделия.
Представлен проект,
рекомендован к
участию в конкурсе
проектов.
Победитель,
участник конкурсов
разного уровня (3).

Терминологию
применяет частично.
Выполняет изделие
по собственному
замыслу, творческие
элементы в работу
вносит только после
консультации с
педагогом.

Терминологию не
использует.
Выполняет задание
только по образцу, с
трудом доводит
работу до конца.

Знает название и
назначение
инструментов, но не
всегда умеет их
применить. Знает
виды бисера, но не
всегда удачно
подбирает
материалы для
работы.
Знает правила
составления
орнаментов, но
может допускать не
точности при выборе
цветовой гаммы, и
составлении
композиции.
Теоретическая часть
выполнена частично,
с помощью педагога.

Не знает и путает
инструменты, не
умеет грамотно ими
пользоваться. Не
знает
разновидностей
бисера.

Принял участие не
менее чем в 2
конкурсах.

Участие в конкурсах
не принимал.

Не умеет подбирать
гармоничные
цветовые оттенки
для составления
орнамента.

Проект не выполнен,
творческая работа не
представлена

Карта фиксирования результатов наблюдений
за освоением тем программы

Средний балл

Орнамент

Приемы плетения

Знание
терминологии

Работа со
схемами

Навыки работы с
бисером

Навыки работы с
инструментами

ФИ обучающегося

Владение
теоретическими и
практическими
навыками

Тема
программы

1
27

2
3
4
5
6
7

3 балла – качества проявляются ярко
2 балла - слабо проявляется
1 балла -не проявляется
Итоговая оценка проводится как среднее арифметическое
(полученная сумма баллов делится на количество критериев).
Теоретическая подготовка диагностируется в форме беседы
Высокий уровень – обучающийся владеет информацией,
понимает сущность излагаемого материала, логично и полно раскрывает
вопросы, приводит примеры из практики.
Средний уровень – отвечает на вопросы частично, затрудняется
привести пример из практики и обосновать, допускает незначительные
ошибки.
Низкий уровень – затрудняется ответить, есть пробелы в
теоретическом материале, не может привести пример, не знает
назначение и применение инструментов.

28

Приложение № 4
Итоговая диагностика личностных качеств обучающихся
3 балла

1 балл

0 баллов

Осознает свою
гражданскую
принадлежность,
но не связывает
ее с личной
ответственность
ю.
2. Уважение к
Пропагандирует Интересуется
культурному межнационально традициями
многообразию е согласие,
разных народов
России
глубоко изучает России,
культуры
участвует в
регионов РФ.
мероприятиях.
3. Уважение к
Участвует в
Интересуется
духовным
сохранении
историей и
ценностям
традиций,
традициями, но
уважает
не всегда
культурное
проявляет
наследие,
инициативу.
делится
знаниями.
4. Осознание
устойчиво
осознанно
нравственных следует
руководствуется
ценностей
ценностям,
нравственными
аргументирует
принципами в
свою позицию
простых
ситуациях

Знает, что
является
гражданином
России, но не
придает этому
значения.

Не может
сформулировать
свою
гражданскую
принадлежность.

Терпимо
относится к
другим
культурам, но не
проявляет
интереса.
Участвует в
мероприятиях
(праздники,
экскурсии)
только по
требованию.

Не уважает
культурные
традиции
народов России.

знает основные
ценности, но не
применяет их на
практике

5. Мотивация к
творческому
труду и
работе на
результат

Проявляет
интерес к
творчеству,
старается
довести дело до
конца, но иногда
теряет
мотивацию.

Выполняет
задания только
под контролем,
результат
нестабильный,
мало
инициативы.

отрицает
значимость
моральных
норм,
демонстрирует
асоциальное
поведение
Избегает
творческих
заданий, не
стремится
завершить
начатое, бросает
работу при
трудностях.

Самостоятельно
следит за
гигиеной, знает
основные
правила
безопасности, но
не всегда их
применяет.

Выполняет
гигиенические
процедуры и
соблюдает
правила
безопасности
только после
напоминания
взрослых.

1. Осознание
гражданской
принадлежнос
ти

2 балла

Четко
идентифицирует
себя как
гражданина
России, гордится
этим статусом.

Активно
включается в
творческие
проекты,
стремится к
качественному
результату,
преодолевает
трудности.
6. Установка на Осознанно
здоровый и
соблюдает
безопасный
режим дня,
образ жизни правила гигиены
и безопасности,
делится
знаниями с
другими.

Не проявляет
интереса к
культурным
традициям, не
ценит семейные,
общественные
ценности.

Не соблюдает
правила личной
гигиены, не
интересуется
вопросами
здоровья,
игнорирует
правила
безопасности.
29

7. Эффективност Всегда достигает
ь совместной хороших
деятельности результатов в
командной
работе

В большинстве
случаев
достигает
результата в
сотрудничестве

8. Интерес к
искусству и
творчеству

Стабильный
интерес.
Регулярно
проявляет
эстетические
чувства,
самостоятельно
занимается
творчеством, но
вкус еще
формируется.
Иногда сам
предлагает
совместную
работу.

Ярко
выраженные
эстетические
потребности.
Имеет
сформированные
предпочтения в
искусстве,
стремится к
творческому
самовыражению.
9. Инициативно Активно
инициирует
сть в
сотрудничеств сотрудничество,
предлагает идеи
е
для совместной
деятельности

Совместная
деятельность
возможна только
при активном
участии
взрослого
Иногда
обращает
внимание на
красивые
объекты,
участвует в
творчестве
только по
требованию
взрослых.
Включается в
совместную
деятельность
только по
инициативе
других

Совместная
работа не
приводит к
результату из-за
неумения
сотрудничать
Полное
отсутствие
эстетических
проявлений. Не
замечает
красоту, не
интересуется
искусством,
отсутствует
творческая
активность.
Избегает
взаимодействия,
предпочитает
индивидуальную
работу.

Инициативность в
сотрудничестве

Интерес к искусству и
творчеству

Эффективность
совместной деятельности

Установка на здоровый и
безопасный образ жизни

Мотивация к творческому
труду и работе на

Осознание нравственных
ценностей

Уважение к духовным
ценностям

Уважение к культурному
многообразию России

Осознание гражданской
принадлежности

Карта фиксирования личностных результатов обучающегося

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».