Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник»

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик программы ............................................. 3
1.1 Пояснительная записка .................................................................................. 3
1.2 Цель и задачи программы .............................................................................. 7
1.3 Планируемые результаты .............................................................................. 9
1.4 Содержание программы ............................................................................... 12
2. Комплекс организационно-педагогических условий ................................... 22
2.1 Календарный учебный график .................................................................... 22
2.2 Условия реализации программы ................................................................. 22
2.3 Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы ............................ 24
3. Список литературы ........................................................................................ 26
Приложения ........................................................................................................ 30

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный художник» (далее – Программа) художественной направленности.
Программа направлена на развитие творческого мышления, обучение по
Программе способствует формированию эстетического вкуса и восприятия.
Актуальность

Программы

подтверждается

ее

соответствием

следующим нормативным документам:
Указу Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (одной из
целей

государственной

политики

по

сохранению

и

укреплению

традиционных ценностей является сохранение и укрепление традиционных
ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению). Программа
способствует развитию интереса к творческой деятельности и традициям
своей Родины; уважения к историческому и культурному наследию своего и
других народов России, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране, эстетического отношения к действительности, воспитанию
мировоззрения. Для этого в Программе уделяется большое внимание
расширению представлений о родном крае, знакомству с особенностями
природы Урала.
Приказу

Министерства

образования

и

молодёжной

политики

Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»: стратегической целью развития системы образования в
Свердловской области до 2035 года является обеспечение высокого качества
и

доступности

образования

как

основное

условие

удовлетворения

общественных потребностей, создание необходимых условий для выявления
и развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
Данная

программа

содействует

развитию

воображения

и

фантазии,
3

пространственного мышления, колористического восприятия, раскрытию
творческого потенциала личности.
Постановлению Администрации Североуральского городского округа
от 30.08.2023 года № 1012 «Об утверждении муниципальной программы
Североуральского городского округа «Развитие системы образования в
Североуральском городском округе на 2024 – 2029 годы». Программа
способствует совершенствованию дополнительного образования.
Значимость

Программы

подтверждается

запросом

со

стороны

учащихся и их родителей на программы художественного развития.
Изобразительная деятельность, вносит вклад в процесс формирования
эстетической

культуры

ребёнка,

его

эмоциональной

отзывчивости.

Приобретая практические умения и навыки в области художественного
творчества, учащиеся получают возможность удовлетворить потребность в
созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,
развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать
прекрасное.
Отличительные особенности программы.
При создании данной программы была изучена программа «Палитра»
автора Престинской О. В. Данная Программа отличается от уже
существующих в этой области тем, что все работы построены на поэтапном
рисовании и это дает возможность учащимся разного возраста в полной мере
раскрыть свои творческие способности. Занятия по Программе дают
возможность более ярко познавать окружающую действительность и красоту
уральской природы.
Программа разноуровневая. Она имеет стартовый и базовый уровень.
На стартовом этапе программа предполагает использование и реализацию
общедоступных
минимальную

и

универсальных

сложность

форм

предлагаемого

организации

для

освоения

материала,
содержания
4

программы. Предполагается получение учащимся первоначальных знаний в
области изобразительной деятельности, при помощи которой cформируется
представление о пейзаже. Улучшится навык видеть цвет, умение получать на
палитре составные цвета путем смешивания основных красок.
На базовом этапе предполагается, что учащиеся будут передавать на
рисунке свои идеи и эмоции с помощью живописных материалов,
различными способами выразительных средств изобразительного творчества
(линия,

ритм,

цвет).

Будут

знать

характеристики

цвета,

как

тон,

насыщенность и светлота, а также цвета контрастирующие друг с другом.
Будут обладать знаниями в области линейной и воздушной перспективы.
Адресат. Программа разработана для детей школьного возраста.
Возраст учащихся от 7 до 12 лет.
Возрастные особенности
Младший школьный возраст (7-10 лет) – важнейший этап развития и
воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию
окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом
возрасте

активизируется

самостоятельность

мышления,

развивается

познавательный интерес детей и любознательность. Изобразительная
деятельность способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и
тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги,
глазомера

и

зрительного

восприятия,

внимания

и

усидчивости,

изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной
отзывчивости, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля
и самоконтроля. На занятиях обучающиеся уточняют свои представления о
цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развивается
воображение,

мышление,

речь.

Развитие

композиционных

умений,

глазомера, зрительного восприятия, цветоведения и цветовосприятия влечет
за собой эстетическое развитие.
В период младшего подросткового возраста (10-12 лет) у детей
складываются, устойчивые формы поведения, черты характера, способы
5

эмоционального реагирования. Ярко выраженная критичность, негативизм,
невосприимчивость к наставлениям старших – это форма самоутверждения.
Дети хорошо замечают и ценят человеческие качества, поэтому большое
внимание обращается на общение между сверстниками и педагогом.
Изобразительная

деятельность,

имеет

неоценимое

значение

для

всестороннего развития психических, познавательных процессов подростка.
В

процессе

эмоциональная

изобразительной
сфера

деятельности

ребенка.

При

активно

формируется

правильном

и

руководстве

изобразительной деятельностью развивается чувство цвета, и ребенок сможет
выразить собственное эмоциональное состояние, свои чувства в рисунке.
Распределение детей по группам проводится с учетом возраста и
имеющихся знаний, умений и навыков по изодеятельности. В группу первого
года обучения принимаются, как правило, дети 7-8 лет; в группу второго года
обучения – дети 9-10 лет; в группу третьего года обучения – дети 11-12 лет.
Учащиеся, проявившие знания, умения и навыки на высоком уровне, могут
быть зачислены на более сложный уровень. При обучении учитываются
индивидуальные способности учащихся: кто-то получает сложное задание,
кому-то – с учетом их реальных возможностей.
При переходе на следующий год обучения, учитывается успешность
прохождения промежуточной аттестации.
Количество обучающихся в группе – 10-12 человек.
Объем и срок освоения программы
Объем программы – 108 часов.
Программа рассчитана на три года обучения – ежегодно по 36 часов.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 минут, с
динамической паузой в середине занятия (5 минут).
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
6

Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса: фронтальная,
индивидуально-групповая, групповая.
Формы реализации образовательной программы: традиционная
модель

реализации

программы

представляет

собой

линейную

последовательность освоения содержания в течение трех лет в одной
образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: беседа, практическое занятие,
самостоятельная работа, мастер-класс, открытое занятие, контрольное
занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации Программы:
тестирование, мини-выставка, выставка, анализ работ, самостоятельная
работа, участие в конкурсах.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей
учащихся через изобразительную деятельность.
Задачи стартового уровня:
Обучающие:
−

формировать представление о пейзаже, как о жанре;

−

формировать способность видеть цвет, умение получать на

палитре составные цвета путем смешивания основных красок.
Развивающие:
– развивать умение организовывать свое рабочее место;
– развивать мелкую моторику и координацию.
Воспитательные:
–

развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

в разных социальных ситуациях, формировать умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

7

– принимать и осваивать социальную роль обучающегося в
формировании личностного смысла учения.
Задачи базового уровня:
Обучающие:
−

научить

пользоваться

разнообразными

выразительными

средствами изобразительного творчества;
−

формировать знания по основам цветоведения.

Развивающие:
– развивать внимание;
– развить коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательные:
−

способствовать развитию у ребёнка навыков самостоятельности:

самообслуживания и безопасной жизнедеятельности.
−

формировать

социально

ориентированный

взгляд

на

разнообразие природы, любовь к малой Родине.
Задачи базового уровня третий год обучения:
Обучающие:
−

формировать знания о линейной и воздушной перспективе;

Развивающие:
– анализировать и оценивать свои собственные художественные
работы;
– развивать наблюдательность и самостоятельность;
Воспитательные:
– развивать интерес к искусству, художественной культуре народов
России, культурному наследию.
−

формировать положительное отношение ребёнка и детского

коллектива к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда,
природа, познание, здоровье.

8

1.3 Планируемые результаты
Стартовый уровень (первый год обучения).
Метапредметные результаты.
Уметь:
– создавать комфортную и эффективную планировку рабочего
пространства, размещать необходимые инструменты и материалы, а также
убирать рабочее место после завершения работы;
– контролировать движения карандаша, создавать желаемые формы и
линии, а также выполнять точные движения при работе кисточкой, владеть
координацией руки и глаза.
Личностные результаты:
Учащиеся будут:
– проявлять инициативность в сотрудничества со взрослыми и
сверстниками, быть гибкими в общении, ответственными в коллективной
деятельности;
– иметь учебную мотивацию и сформированность личного смысла
учения.
Предметные результаты:
Учащиеся будут знать:
−

особенности пейзажа;

−

основные цвета и простейшие правила смешивания основных

красок для получения составных цветов.
Уметь:
−

различать пейзаж, как жанр;

−

смешивать основные цвета на палитре, получая нужные цветовые

оттенки.
Базовый уровень (второй год обучения)
Метапредметные результаты:
Учащиеся будут уметь:
9

−

сосредоточиваться на задании, детально рассматривать объекты

или изображения, точно передавать их на бумаге, а также развивать
наблюдательность и усидчивость.
– активно слушать и эффективно сотрудничать в учебном процессе,
проявлять уважение к педагогу и партнеру по деятельности.
Личностные результаты:
Учащиеся будут:
−

осознанно

вести

здоровый

и

безопасный

образ

жизни,

ответственно проявлять свое поведения в информационной среде;
−

осознавать ценность природы, понимать необходимость ее

сохранения, проявлять любовь и заботу к окружающей среде.
Предметные результаты:
Учащиеся будут знать:
−

различные способы передачи своих идей и эмоций с помощью

живописных

материалов,

выразительных

средств

изобразительного

творчества (линия, ритм, цвет);
−

характеристики цвета, как тон, насыщенность и светлота;

−

цвета контрастирующие друг с другом.

Уметь:
–

правильно разводить и смешивать гуашевые краски, ровно

покрывая ими нужную поверхность, менять направление мазков согласно
форме изображаемого предмета. Использовать цвет, форму, линию, текстуру,
композицию и другие элементы для создания выразительных и осмысленных
изображений;
−

применять

полученные

знания

о

цветоведение

в

своих

творческих работах;
−

использовать в рисунке контрастные цвета;

−

давать характеристику цвету.

Базовый уровень (третий год обучения).
10

Метапредметные результаты:
Учащиеся будут уметь:
−

критически оценивать свои рисунки, выявлять сильные и слабые

стороны, а также понимать, как можно улучшить свои навыки и творческий
подход;
−

рассматривать объекты и явления окружающего мира, а также

самостоятельно принимать решения при создании своих рисунков.
Личностные результаты:
Учащиеся будут:
– проявлять интерес к искусству и творчеству, вести самостоятельную
творческую деятельность;
–

иметь чувство гордости за свою Родину, проявлять интерес к

культуре и традициям российского народа. Принимать базовые семейные
ценности (любовь, уважение, забота, ответственность), эмоционально
вовлечены в семейные отношения).
Предметные результаты:
Предполагается, что к концу базового уровня обучения, учащиеся
будут знать:
−

линейная перспектива отвечает за передачу глубины с помощью

геометрических правил, таких как схождение линий к точке схода на
горизонте, а также пропорции и размеры объектов;
−

воздушная перспектива добавляет реалистичности, используя

изменения в цвете, тоне и четкости по мере удаления объектов от зрителя,
делая дальние объекты более бледными, менее детализированными и
голубоватыми.
Уметь:
применять полученные знания о законах перспективы в своих
творческих работах.

11

1.4 Содержание программ
Учебный план
Стартовый уровень (первый год обучения)
Уровень
сложности

Год
обуч
ения

стартовый

1

базовый

базовый

2

3

Разделы
Вводное занятие
Какого
цвета
осень
Какого цвета зима

Количество
академических
Формы промежуточной
часов
аттестации
всег теор прак
о
ия
тика
1
1
Беседа, тестирование
14
5
9
Мини-выставка
12

3

9

Мини-выставка

Какого
цвета
весна и лето
Контрольное
занятие

8

2

6

Выставка. Анализ работ

1

-

1

Тест

Вводное занятие
Какого
цвета
осень
Какого цвета зима

1
7

1
3

4

14

4

10

Какого
цвета
весна и лето
Контрольное
занятие

13

5

9

1

-

1

Какого
цвета
осень
Какого цвета зима

8

3

5

14

5

9

Какого
цвета
весна и лето

13

5

8

Контрольное
занятие

1

-

1

Итого 36 часов

Беседа
Участие в конкурсах.
Выставка.
Участие в конкурсах.
Выставка
Участие в конкурсах.
Выставка. Открытое занятие.
Тестирование

Итого (2 г.о.) 36 часов
Участие в конкурсах.
Итоговая выставка
Участие в конкурсах.
Итоговая выставка
Участие в конкурсах.
Самостоятельная работа.
Открытое занятие.
Итоговая выставка
Тестирование
Итого (3 г.о.) 36 часов
Всего по программе: 108 часов

12

Учебный (тематический) план
Стартовый уровень (первый год обучения)
№
п/п

Название раздела,
темы

1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
3.1
3.2
3.3
4

Вводное занятие
Какого цвета осень
Осенние качели
Саванна
Семья
Дельфины
Светлячки
Какого цвета зима
Снегири на ветке
Уральская зима
Зимний день
Какого цвета весна и
лето
Тюльпаны
Пушистые
одуванчики
Летний пейзаж
Контрольное занятие
Итого:

4.1
4.2
4.3
5

Количество часов
Всего Теори Практ
я
ика
1
0,2
0,8
2
2
2
4
4

0,4
0,4
0,4
0,8
0,8

1,6
1,6
1,6
3,2
3,2

4
4
4

0,8
0,8
0,8

3,2
3,2
3,2

1
3

0,2
0,6

0,8
2,4

4
1
36

0,8
0,2
7,2

3,2
0,8
28,8

Формы аттестации/
контроля
Беседа, тестирование
Мини-выставка

Выставка.

Тест

Содержание учебного (тематического) плана
Стартовый уровень (первый год обучения)
1. Вводное занятие
Рассматривание

альбомов

с

образцами

работ.

Знакомство

с

материалом, инструментами, правилами техники безопасности. Участие в
обзорной экскурсии по МАУ ДО «ЦВР».
2. Какого цвета осень
2.2 Осенние качели
Теория: азбука изобразительного искусства: знакомство с жанром
пейзаж.
Практика: изображение осеннего парка способом примакивание кисти.
13

2.3 Саванна
Теория: рассматривание иллюстраций с изображением африканского
ночного неба; уточнение приема смешивания краски для получения
оранжевого цвета.
Практика: изображение африканского ночного неба способом цветовой
растяжки от темного к светлому, жесткой полусухой кистью, методом
«тычка».
2.4 Семья
Теория: азбука изобразительного искусства: знакомство с понятиями
«форма, цвет».
Практика:

изображение

семьи

птиц,

используя

способ

«растушёвывание сухой кистью».
2.5 Дельфины
Теория: рассматривание иллюстраций с изображением подводного
мира; уточнение приема смешивания краски для получения оттенков от
темно-синего до светло-голубого.
Практика: изображение дельфинов в море, используя способ «крупные
мазки, концом кисти».
2.6 Светлячки
Теория: азбука изобразительного искусства: знакомство с понятиями
«теплые и холодные цвета».
Практика: рисование светлячков в банке способом «растяжка цвета от
светлого к темному».
3. Какого цвета зима
3.1 Снегири на ветке
Теория: азбука изобразительного искусства: знакомство с понятием
«контраст теплых и холодных цветов».
Практика: изображение пейзажа, используя способ «размывание
границ» – плашмя кистью, прорисовывая детали концом кисти.
3.2 Уральская зима
14

Теория: азбука изобразительного искусства: знакомство с методом
«тычок».
Практика: рисование уральского зимнего пейзажа: закрепление
понятий «теплые цвета», «холодные цвета», «контраст».
3.3 Зимний день
Теория: азбука искусства: знакомство с приемами выделения переднего
и заднего плана в композиции.
Практика: рисование зимнего пейзажа: закрепление понятий «теплые
цвета», «холодные цвета», «контраст».
4. Какого цвета весна и лето
4.1 Тюльпаны
Теория: азбука искусства: знакомство с понятиями «форма, объем».
Практика: рисование тюльпанов пальцами.
4.2 Пушистые одуванчики
Теория: азбука искусства: закрепление понятия «объем».
Практика: рисование одуванчиков круглой щетиной и вилкой.
4.3 Летний пейзаж
Теория:

рассматривание

иллюстраций

с

изображением

летних

пейзажей, повторение правил смешивания краски для получения разных
зеленых оттенков.
Практика: рисование летнего пейзажа смешиванием оттенков.
5. Контрольное занятие
Теория:

подведение

итогов

учебного

года,

пояснение

правил

заполнения теста.
Практика: выполнение тестовых заданий, практических заданий.

15

Учебный (тематический) план
Базовый уровень (второй год обучения)
№
п/п

Название раздела,
темы

1
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2

Вводное занятие
Какого цвета осень
Осенний вечер
Букет сирени
Закат на озере
Какого цвета зима
Зимний день
Зимний пейзаж со
снегирями
Морозное утро
Зимний вечер
Какого цвета весна и
лето
Весна
Весенний пейзаж
Березы и ромашки
Корзина
с
ландышами
Контрольное занятие
Итого:

3.3
3.4
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5

Количество часов
Всего Теори Практ
я
ика
1
0,2
0,8
2
2
3

0,4
0,4
0,6

1,6
1,6
2,4

4
4

0,8
0,8

3,2
3,2

3
3

0,6
0,6

2,4
2,4

3
3
3
4

0,6
0,6
0,6
0,8

2,4
2,4
2,4
3,2

1
36

0,2
7,2

0,8
28,8

Формы аттестации/
контроля
Беседа, опрос
Выставка

Выставка

Выставка. Открытое занятие.

Тестирование

Содержание учебного (тематического) плана
Базовый уровень (второй год обучения)
1. Вводное занятие
Рассматривание альбомов с образцами работ, иллюстраций. Знакомство
с материалом, инструментами, правилами техники безопасности при работе.
2. Какого цвета осень
2.2 Осенний вечер
Теория: знакомство с понятием «линия горизонта», с возможностями
передачи образа в композиции.
Практика: рисование осеннего вечернего пейзажа: выполнение в
материале акварель смешиванием оттенков. Работа мазками.
16

2.3 Букет сирени
Теория: азбука искусства: повторение понятий «форма, объем».
Практика: рисование сирени с использованием мятой газеты.
2.4 Закат на озере
Теория: азбука изобразительного искусства: знакомство с понятием
«воздушная перспектива».
Практика: рисование пейзажа способом «размывание границ».
3. Какого цвета зима
3.1 Зимний день
Теория: азбука изобразительного искусства: знакомство с приемами
выделения переднего и заднего плана в композиции.
Практика: рисование пейзажа, используя прием показа тонких веток
березы на светлом и темном фоне –закрепление понятий «теплые цвета»,
«холодные цвета», «контраст».
3.2 Зимний пейзаж со снегирями
Теория: азбука изобразительного искусства: повторение приемов
выполнения «метода тычка».
Практика: рисование зимнего пейзажа – закрепление понятий «теплые
цвета», «холодные цвета», «контраст».
3.3 Морозное утро
Теория: азбука искусства: повторение приемов выделения переднего и
заднего плана в композиции.
Практика: рисование зимнего утреннего пейзажа – закрепление
понятий «теплые цвета», «холодные цвета», «контраст».
3.4 Зимний вечер
Теория: азбука изобразительного искусства: знакомство с понятием
«воздушная перспектива».
Практика: рисование зимнего вечернего пейзажа – закрепление
понятий «теплые цвета», «холодные цвета», «контраст».
17

4. Какого цвета весна и лето
4.1 Весна
Теория: азбука изобразительного искусства: повторение возможностей
передачи образа в композиции.
Практика: рисование весеннего пейзажа смешиванием оттенков, работа
мазками.
4.2 Весенний пейзаж
Теория: азбука изобразительного искусства: повторение приемов
показа переднего и заднего плана в композиции.
Практика: рисование весеннего пейзажа способом «размывание
границ», использование метода «тычка».
4.3 Березы и ромашки
Теория: азбука изобразительного искусства: знакомство с понятиями
«звонкие и глухие краски».
Практика: рисование летнего пейзажа способом «размывание границ»,
использование метода «тычка».
4.4 Летняя ночь
Теория: азбука изобразительного искусства: повторение понятия
«воздушная перспектива».
Практика: рисование летнего ночного пейзажа способом «размывание
границ», использование метода «примакивание».
5. Контрольное занятие
Теория: заполнение теста – проверка теоретических знаний учащихся.
Практика: выполнение практических заданий.

18

Учебный (тематический) план
Базовый уровень (третий год обучения)
№ п/п

Название раздела,
темы

1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2
2.1

Какого цвета осень
Дары осени
Клубника в банке
Сова
Белочка на ветке
Водопад
Водопад и цветы
Какого цвета зима
Уголок
зимнего
парка
Зимний пейзаж
Какого цвета весна и
лето

2.2
3

3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4

Количество часов
Всего Теория Практи
ка

Подснежники
Цветение в горах
Ромашки на лугу
Кошечка
с
котенком
Фрукты, виноград
Контрольное
занятие
Итого:

1
2
2
2
3
3

0,2
0,4
0,4
0,4
0,6
0,6

0,8
1,6
1,6
1,6
2,4
2,4

3

0,8

3,2

3

0,8

3,2

3
3
2
2

0,8
0,8
0,4
0,4

3,2
3,2
1,6
1,6

3
1

0,8
0,2

3,2
0,8

36

7,6

28,4

Формы аттестации/
контроля
Выставка

Выставка

Самостоятельная работа.
Открытое
занятие.
Выставка

Тестирование

Содержание учебного (тематического) плана
Базовый уровень (третий год обучения)
1. Какого цвета осень
1.2 Дары осени
Теория: азбука изобразительного искусства: повторение понятия
«композиция».
Практика:

рисование

осеннего

пейзажа

способом

«размывание

границ».
1.3 Клубника в банке
Теория: азбука изобразительного искусства: знакомство с понятием
«цветоведение».
19

Практика: рисование клубники в банке смешиванием оттенков, работа
мазками.
1.4 Сова
Теория: азбука изобразительного искусства: повторение понятия
«цветоведение».
Практика: рисование совы на ветке смешиванием оттенков, работа
мазками.
1.5 Белочка на ветке
Теория: азбука изобразительного искусства: закрепление понятия
«цветоведение»
Практика: рисование белки на ветке смешиванием оттенков, работа
мазками.
1.6 Водопад
Теория: азбука изобразительного искусства: повторение приемов
передачи образа в композиции.
Практика: рисование водопада способом «размывания границ»,
использование метода «тычка».
1.7 Водопад и цветы
Теория: азбука изобразительного искусства: повторение приемов
передачи образа в композиции.
Практика: рисование водопада и на переднем плане рисование цветов,
использование метода «тычка».
2. Какого цвета зима
2.1 Уголок зимнего парка
Теория: азбука искусства: повторение приемов выделения переднего и
заднего плана в композиции.
Практика: рисование зимнего пейзажа смешиванием оттенков мазками.
2.2 Зимний пейзаж
Теория:

повторение

понятия

«линия

горизонта», возможностей

передачи образа в композиции.
20

Практика: рисование зимнего пейзажа смешиванием оттенков, работа
мазками.
3. Какого цвета весна и лето
3.1 Подснежники
Теория: азбука изобразительного искусства: повторение приемов
передачи переднего и заднего плана в композиции.
Практика: рисование подснежников смешиванием оттенков, работа
мазками.
3.2 Цветение в горах
Теория: азбука искусства: повторение приемов выделения первого и
заднего плана в композиции.
Практика: рисование горного пейзажа смешиванием оттенков мазками.
3.3 Ромашки на лугу
Теория: азбука изобразительного искусства: повторение способов
передачи образа в композиции.
Практика: изображение летнего пейзажа смешиванием оттенков,
работа мазками.
3.4 Кошечка с котенком
Теория: закрепление понятия «цветоведение».
Практика: рисование кошки с котенком, смешиванием оттенков.
3.5 Фрукты, виноград
Теория: азбука изобразительного искусства: повторение способов
передачи образа в композиции.
Практика: изображение натюрморта смешиванием оттенков, работа
мазками.
4. Контрольное занятие.
Теория: заполнение теста – проверка теоретических знаний учащихся.
Практика: выполнение практического образовательного квеста.

21

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов по программе
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Сроки проведения аттестации
Режим занятий

9.

Начало занятий

10.

Выходные дни

11.

Окончание учебного года

36
36
1
36
17
19
25-31 мая
1 раз в неделю по 1
академическому часу
2 сентября
4 ноября, 31 декабря – 9
января, 23 февраля, 8
марта, 9 мая
31 мая

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1.

Учебный кабинет, учебная мебель.

2.

Гуашь, плотная бумага для акварели.

3.

Кисти щетинка № 20, № 10.

4.

Нейлоновые кисти круглые, плоские: №5, №3, №1

5.

Простой карандаш, ластик.

6.

Поролоновая губка, зубная щетка.

7.

Палитра, бумажные салфетки.

8.

Емкость для воды, клеенка.

22

Методические материалы
Стартовый, базовый уровень
№ п/п
1.
2.

Название раздела, темы
Вводное занятие
Какого цвета осень

3.

Какого цвета зима

4.

Какого цвета весна и лето

5.

Контрольное занятие

Дидактико-методический материал
Демонстрационная коллекция работ
Образцы рисунков.
Технологические карты: «Какого цвета осень»
Образцы рисунков.
Технологические карты:
«Какого цвета зима»,
Образцы рисунков.
Технологические карты: «Какого цвета весна и
лето»
Тест

23

2.3 Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы
Стартовый уровень обучения включает в себя входной, текущий,
промежуточный контроль.
Входной контроль осуществляется через онлайн-тест.
Текущий контроль проводится в процессе выполнения работ и в конце
занятия организуются мини-выставки.
В качестве промежуточного контроля, в конце первого года обучения
проводится викторина.
Базовый уровень обучения, включает в себя текущий, промежуточный
и итоговый контроль в конце третьего года обучения.
Текущий контроль заключается в опросе, тестировании, в проведении
открытого

занятия,

самостоятельной

работы

учащихся

с

анализом

выполненных работ.
В качестве промежуточного контроля проводятся выставки, а также
учитывается участие в конкурсах по изобразительной деятельности.
В

конце

обучения

проводится

итоговый

контроль:

учащимся

предлагается тест на знание теории и практики по изобразительной
деятельности. Организуется итоговая выставка выполненных работ.
Оценочные материалы и критерии оценки результативности обучения
Оценка

знаний

проводится

по

теоретической

и

практической

подготовке, по метапредметным умениям и навыкам, показателям по 3-х
бальной системе.
Результаты мониторинга вносятся в таблицу по 3-х бальной системе.
– 1 балл составляет минимальный уровень подготовки, не справляется
с целями и задачами программы;
– 2 балла средний уровень подготовки предполагает самостоятельное
выполнение заданий частично, требуется напоминание и помощь педагога;
– 3 балла высокий уровень подготовки предполагает самостоятельное
выполнение заданий.

24

Личностные результаты
Оценка уровня сформированности качества личности проводится по
бальной системе 0 – 3, результаты мониторинга вносятся в таблицу.
0 – Качество не проявляется..
1 – Качество проявляется слабо.
2 – Качество проявляется на среднем уровне.
3 – Качество сформировано хорошо.
Характеристика оценочных материалов
Стартовый уровень
Вид контроля

Цель проведения

Входной контроль

Определение уровня развития
обучающихся, выявление
интересов, творческих
способностей
Оценка качества освоения
учебного материала пройденной
темы: отслеживание активности
обучающихся, их готовности к
восприятию нового,
корректировка методов обучения
Определение уровня освоения
программы на определенном
этапе обучения

Текущий контроль

Промежуточный
контроль

Инструментарий (формы и
методы диагностики)
Онлайн тест
https://kupidonia.ru/viktorinyresult/test-voprosy-po-izodlja-1-klassa
Организация мини-выставок

Приложение №2.
(Тест № 1,№2,№ 3)

Базовый уровень
Вид контроля
Текущий
контроль

Промежуточный
контроль
Итоговый
контроль

Цель проведения

Инструментарий (формы и методы
диагностики)
Оценка качества освоения Участие в конкурсах.
учебного
материала Выставка. Открытое занятие.
пройденной
темы:
отслеживание
активности
обучающихся, их готовности
к
восприятию
нового,
корректировка
методов
обучения
Определение
уровня Онлайн тест
освоения
программы
на https://onlinetestpad.com/ru/test/2160909определенном этапе обучения test-osnovy-cvetovedeniya
Определение
уровня Тестирование, опрос. Практические
освоения
программы
и задания. Итоговая выставка.
установление
соответствие
достижений,
обучающихся
планируемым результатам
25

3. Список литературы
Нормативные документы
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации».
2.

Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-

ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3.

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
4.

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О

национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5.

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об

утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
6.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
7.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8.

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030

года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-p.
9.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской

Федерации от 22.09.2021 № 652-Н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

26

10.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации 27

июля 2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
11.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
12.

Приказ Министерства образования и молодежной политики

Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования территории Свердловской области до 2035 года».
13.

Приказ Министерства образования и молодежной политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
"Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
14.

Устав МАУ ДО «ЦВР».

15.

Положение о порядке разработки и утверждения дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих

программ

в

муниципальном

автономном учреждении дополнительного образования «Центр внешкольной
работы» от 16.05.2025 № № 80-о.
Литература, использованная при составлении программы
16.

Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по

изобразительному искусству. 1-4 кл. / М.А. Абрамова. – М.: Гуманитар. Изд.
центр ВЛАДОС, 2004. – 122 с.: ил.
17.

Альбрехт, Е.И. Учебный рисунок фигуры человека: [пропорции,

копирование и обучение рисунку, человек в разных видах искусства] / Елена
Альбрехт. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007. – 31 с.: ил.
18.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа «Палитра», автор Престинская О.В.
27

19.

Заболотская,

И.А.

Образовательная

программа

по

изобразительному искусству «Юный художник»/ «Внешкольник», 2007. № 2.
20.

Кузин, В.С. Изобразительное искусство. 1-4 кл. / В.С. Кузин, В.И.

Кубышкина. – М., 2005.
21.

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О

направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
22.

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О

методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
23.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от

30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,

реализующих

дополнительные

общеобразовательные

программы в субъектах Российской Федерации»).
24.

Приказ

Государственного

автономного

нетипового

образовательного учреждения Свердловской области «Дворец молодежи» от
29.04.2025 № 582-д «Об утверждении методических рекомендаций» (вместе с
методическими

рекомендациями

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»).
25.

Ческидова, И.Б. Развитие чувства цвета у младших школьников

посредством нетрадиционных техник рисования // Вестник Марийского
государственного университета. 2019. Т. 13. № 4. С. 542-547.

28

Литература для обучающихся и родителей
26.

Астахов,

А.

Ю.

50

Великих

русских

художников:

Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «Издательство Белый город», 2009. –
106 с.
27.

Жемчугова, П. П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. –

Санкт-Петербург: ЛИТЕРА, 2006. – 127 с.
28.

Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство для детей.

Волшебный мир красок. – М.: Астрель, 2009. – 13 с.

29

Приложения
Приложение № 1
Диагностическая карта мониторинга
стартовый уровень первый год обучения
Показатели, критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Теоретическая подготовка
Знать художественные особенности Обладает не полными знаниями, не может самостоятельно их
пейзажа
применять.
Знает художественные особенности пейзажа, но испытывают
затруднения при самостоятельном применении

Число
баллов
1

Методы
диагностики
Тест

2

Знает художественные особенности пейзажа и умеют самостоятельно
их применять

3

Знать основные цвета и
Недостаточно знает правила смешивания цветов, не умеют применять
простейшие
правила
смешивани их на практике
основных
красок
для
получени Знает основные цвета, но испытывают затруднения в смешивании
составных цветов
цветов
Знает и применяет простейшие правила смешивания цветов
Практическая подготовка
Уметь различать пейзаж, как жанр
Обладает не полными знаниями, не могут самостоятельно их

1

Умеет различать пейзаж и его художественные особенности, но
испытывают затруднения при самостоятельном применении
Умеет различать пейзаж и его художественные особенности

2

Тест

2
3
1

применять

Практические
задания

3
30

Уметь смешивать основные цвета на Не умеет самостоятельно смешивать основные цвета и применять их
палитре, получая нужные цветовые на практике
оттенки
Смешивает основные цвета, но испытывают затруднения при
смешивании
Смешивает основные цвета и умеет самостоятельно их применять в
рисунке
Метапредметные умения и навыки
Контролировать движения карандаша, Испытывает серьезные затруднения в работе с карандашом. Плохо
создавать желаемые формы и линии, а изображает формы и линии, движения кисточкой не точные.
также выполнять точные движения Контролирует движения кисти и карандаша, владеет координацией
при работе кисточкой, владеть руки и глаза. при напоминании и контроле, иногда в паре и с
координацией руки и глаза
педагогом
Самостоятельно контролирует движения кисти и карандаша, владеет
координацией руки и глаза.
Создавать
комфортную
и Рабочее место организует только под контролем педагога; материалы
эффективную планировку рабочего для работы подбирает с помощью педагога
пространства,
размещать При организации рабочего места частично допускает небрежность,
необходимые
инструменты
и присутствует наличие лишних материалов, либо неверно
материалы, а также убирать рабочее подобранных
место после завершения работы
Самостоятельно организует рабочее место

1

Практические
задания

2
3

1

Педагогическое
наблюдение

2

3
1

Приложение
(Тест № 1)

№2.

2

3

Личностные показатели
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Критерии оценки
Степень выраженности оцениваемого качества
Число
баллов
Инициативность в сотрудничестве
Избегает взаимодействия, предпочитает индивидуальную работу
0
Включается в совместную деятельность только по инициативе других
1
Иногда сам предлагает совместную работу
2
Активно инициирует сотрудничество, предлагает идеи для совместной
3
деятельности
Гибкость в общении
Настаивает только на своем варианте, не учитывает мнение других
0

Методы
диагностики
Наблюдение
Беседа
Выполнение
заданий
Анализ
Наблюдение
31

С трудом принимает другие точки зрения, часто спорит
1
В большинстве случаев умеет договариваться, но иногда проявляет
2
упрямство
Легко адаптируется к разным партнерам, учитывает их мнение
3
Ответственность в коллективной
Уклоняется от выполнения обязанностей, нарушает договорённости
0
деятельности
Выполняет только индивидуальную часть работы
1
Помогает другим, но не берет на себя лидерские функции
2
Организует работу группы, контролирует выполнение обязательств
3
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование личностного смысла учения

Упражнения
Анализ
взаимодействия

Критерии оценки

Степень выраженности оцениваемого качества

Учебная мотивация

Качество не проявляется. Ребенок не принимает роль ученика,
отсутствует учебная мотивация, негативное отношение к школе.
Качество проявляется фрагментарно. Ребенок частично принимает
школьные правила, мотивация неустойчивая, преимущественно
внешняя.
Качество проявляется стабильно, но не в полной мере. Ученическая
позиция сформирована, имеется познавательный интерес, но
требуется внешняя поддержка
Качество сформировано полностью. Ярко выражена учебная
мотивация, осознанное отношение к обучению, активная позиция
ученика.
Не полностью понимает важность обучения
Понимает важность обучения для себя
Имеет способность связывать учебные знания с жизнью
Полностью осознает ценность образования

Методы
диагностики
Наблюдение
Беседа
Выполнение
заданий

Сформированность личностного
смысла учения

Число
баллов
0
1

Наблюдение

2

3

0
1
2
3

Наблюдение
Беседа
Выполнение
творческих работ

32

Базовый уровень второй год обучения
Показатели, критерии
Знать разнообразие выразительных
средств (линия, ритм, цвет)

Знать характеристики цвета, как тон,
насыщенность и светлота;
цвета контрастирующие друг с другом

Уметь
правильно
разводить
и
смешивать гуашевые краски, ровно
покрывая ими нужную поверхность,
менять направление мазков согласно
форме, использовать разнообразие
выразительных средств (линия, ритм,
цвет)
Уметь применять полученные знания
об основах цветоведения в своих
творческих работах. Использовать в
рисунке контрастные цвета, давать
характеристику цвету.

Степень выраженности оцениваемого качества
Теоретическая подготовка
Обладает не полными знаниями, не может самостоятельно их
применять
Знает разнообразие выразительных средств (линия, ритм, цвет),
но испытывает затруднения при самостоятельном применении
Знает разнообразие выразительных средств (линия, ритм, цвет) и
умеет самостоятельно их применить
Обладает не полными знаниями, не могут самостоятельно их
применять.
Знает основы композиции и цветоведения, но испытывают
затруднения при самостоятельном применении
Знает основы цветоведения и умеет самостоятельно их применять
Практическая подготовка
Не умеет правильно разводить и смешивать гуашевые краски,
использовать разнообразие выразительных средств (линия, ритм,
цвет) и самостоятельно их применять
Умеет правильно разводить и смешивать гуашевые краски,
использовать разнообразие выразительных средств (линия, ритм,
цвет), но испытывает затруднения при самостоятельном применении
Умеет правильно разводить и смешивать гуашевые краски,
использовать разнообразие выразительных средств (линия, ритм,
цвет)
Не умеет самостоятельно применять полученные знания об основах
композиции и цветоведения в своих творческих работах
Умеет применять полученные об основах цветоведения в своих
творческих работах, но испытывают затруднения при применении
Умеет применять полученные знания об основах цветоведения

Число
баллов

1

Методы диагностики

Тест

2
3
1
2
3
1

Онлайн тест
https://onlinetestpad.
com/ru/test/2160909
-test-osnovycvetovedeniya
Практические
задания

2

3

1

Практические
задания

2
3
33

Уметь сосредоточиваться на задании,
детально рассматривать объекты или
изображения, точно передавать их на
бумаге,
а
также
развивать
наблюдательность и усидчивость
Уметь
слушать
и
эффективно
сотрудничать в учебном процессе,
проявлять уважение к педагогу и
партнеру по деятельности

Метапредметные умения и навыки
Испытывает серьезные затруднения в высказывании своего мнения к
своему творчеству
Высказывает своё мнение к своему творчеству, но испытывает
затруднения
Высказывает своё мнение к своему творчеству
Не умеет беречь и экономно использовать художественный материал.
Умеет беречь и экономно использовать художественный материал, но
частично допускает небрежность
Умеет рационально использовать художественный материал, работы
выполнены аккуратно

1

Педагогическое
наблюдение

2
3
1
2

Педагогическое
наблюдение

3

Диагностическая карта личностных показателей

Способствовать развитию у ребёнка навыков самостоятельности: самообслуживания и безопасной жизнедеятельности
Критерии оценки
Степень выраженности оцениваемого качества
Число
баллов
Установка на здоровый и
Не соблюдает правила личной гигиены, не интересуется вопросами здоровья,
0
игнорирует правила безопасности.
безопасный образ жизни
Выполняет гигиенические процедуры и соблюдает правила безопасности только после 1
напоминания взрослых.
Самостоятельно следит за гигиеной, знает основные правила безопасности, но не всегда 2
их применяет.
Осознанно соблюдает режим дня, правила гигиены и безопасности, делится знаниями с 3
другими
Ответственное поведение в
Игнорирует элементарные правила поведения пользования интернетом
0
информационной сфере
Понимает правила безопасного использования интернета
1
Критически относится к информации (различение правды и лжи)

2

Проявляет уважение к чужой приватности (не распространяет личные данные)

3

34

Диагностическая карта личностных показателей

Формирование социально ориентированного взгляда на разнообразие природы
Степень выраженности оцениваемого качества

Критерии оценки

Число
баллов

Не проявляет инициативы в заботе о природе.
0
Безразличен к природным явлениям, не выражает эмоциональной связи.
Не понимает значимости природы, относится к ней потребительски.
1
Часто нарушает экологические правила (мусорит, вредит растениям/животным).
Имеет общее представление о важности природы, но не всегда следует правилам.
2
Иногда нарушает экологические нормы (может бросить мусор, ломает ветки).
Участвует в заботе о природе только по указанию взрослых.
Эмоциональный отклик на природу ситуативный.
Осознает ценность природы, понимает необходимость ее сохранения.
3
Соблюдает правила экологически безопасного поведения (не мусорит, бережет
растения и животных).
Активно участвует в заботе о природе (поливает растения, кормит птиц, не мусорит).
Проявляет эмоциональную отзывчивость к природе (сопереживает животным,
восхищается красотой природы).
Развивать интерес к искусству, художественной культуре народов России, культурному наследию
Число
Критерии оценки
Степень выраженности оцениваемого качества

Сформированность
целостного отношения к
природе, окружающей среде

Интерес к
творчеству

искусству

и Полное отсутствие эстетических проявлений. Не замечает красоту, не
интересуется искусством, творческая активность нулевая.
Проявляет активный интерес к различным видам искусства
Посещает выставки, концерты, спектакли (с семьей/школой)
Участвует в творческих мероприятиях (выставки, конкурсы)

Самостоятельная творческая Эпизодические проявления. Иногда участвует в творчестве только по
деятельность
требованию взрослых.
Рисует по собственному желанию
Пытается создавать красивые вещи (рисунки, поделки, украшения)
Экспериментирует с разными художественными техниками

баллов

0
1
2
3
0

Методы
диагностики

Наблюдение
Беседа
Выполнение
заданий

Методы
диагностики

Наблюдение
Анализ
Беседы

Наблюдение

1
2
3
35

Формирование основ российской гражданской идентичности. Чувство гордости за свою Родину,
интерес к культуре и традициям российского народа
Критерии оценки
Степень выраженности оцениваемого качества
Число
Методы
баллов
диагностики
Чувство гордости за свою Качество не проявляется. Ребенок не демонстрирует знаний, интереса или
0
Наблюдение
Родину
эмоциональной связи с темой.
Качество проявляется слабо. Ребенок имеет минимальные знания, но не
1
проявляет интереса или эмоциональной связи.
Качество проявляется на среднем уровне. Ребенок демонстрирует знания и
2
интерес, но не всегда осознанно.
Ребенок проявляет эмоциональную привязанность к своей стране.
3
Интерес к культуре и Качество не проявляется. Ребенок не демонстрирует знаний, интереса или
0
Участие
в
традициям
российского эмоциональной связи с темой.
мероприятиях
народа
Качество проявляется слабо. Ребенок имеет минимальные знания, но не
1
проявляет интереса или эмоциональной связи.
Ребенок проявляет интерес к народным праздникам, обычаям, фольклору
2

Критерии оценки
Принятие базовых семейных
ценностей (любовь,
уважение, забота,
ответственность)
Эмоциональная
вовлеченность в семейные
отношения

Участвует в мероприятиях, связанных с культурой России.
Диагностическая карта личностных показателей семейных ценностей
Степень выраженности оцениваемого качества
Не различает ценности семейной жизни
Знает о них, но не применяет в отношениях с родными
Старается проявлять в семье, но непостоянно
Осознанно руководствуется этими принципами в общении с близкими.
Отстранен, равнодушен к делам семьи
Иногда проявляет интерес к семейным событиям
Участвует в семейной жизни, но без особой инициативы
Активно поддерживает теплую атмосферу, заботится о настроении близких.

3
Число
баллов

0
1
2
3
0
1
2
3

Методы
диагностики

Наблюдение
Беседа
Выполнение
заданий
Наблюдение
Беседа
Выполнение
творческих
работ

36

Базовый уровень третий год обучения
Показатели, критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Теоретическая подготовка
Знать законы линейной и воздушной Обладает не полными знаниями, не могут самостоятельно их
применять.
перспективы
Знает основы линейной и воздушной перспективы, но испытывают
затруднения при самостоятельном применении.
Знает основы линейной и
самостоятельно их применить.
Уметь применять полученные знания
о законах воздушной и линейной
перспективы в своих творческих
работах

Уметь критически оценивать свои
рисунки, выявлять сильные и слабые
стороны, а также понимать, как можно
улучшить свои навыки и творческий
подход
Уметь рассматривать объекты и
явления окружающего мира, а также
самостоятельно принимать решения
при создании своих рисунков

воздушной

перспективы

и

Число
баллов

Методы диагностики

Тест

умеет

Практическая подготовка
Не умеет самостоятельно применять полученные знания о законах
воздушной и линейной перспективы в своих творческих работах
Умеет применять полученные знания о законах воздушной и
линейной перспективы в своих творческих работах, но испытывают
затруднения при применении
Умеет применять полученные знания о законах воздушной и
линейной перспективы в своих творческих работах
Метапредметные умения и навыки
Испытывает серьезные затруднения в высказывании своего суждения
Высказывает своё мнение при оценивании своих картин , но
испытывает затруднения
Высказывает своё мнение, выявляет сильные и слабые стороны и
понимает как можно улучшить свои навыки.
Не умеет рассматривать объекты и самостоятельно принимать
решения при создании своих рисунков
Умеет рассматривать объекты и самостоятельно принимать решения,
но испытывает затруднения.
Умеет рассматривать объекты и самостоятельно принимать решения

1

Практические
задания

2

3

1
2

Педагогическое
наблюдение

3
1

Педагогическое
наблюдение

2
3
37

Диагностическая карта личностных показателей

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование личностного смысла учения
Критерии оценки

Степень выраженности оцениваемого качества

Учебная мотивация

Число
баллов
0

Методы диагностики

Качество не проявляется. Ребенок не принимает роль ученика,
Наблюдение
Беседа
отсутствует учебная мотивация, негативное отношение к школе.
Выполнение заданий
Качество проявляется фрагментарно. Ребенок частично принимает
1
школьные правила, мотивация неустойчивая, преимущественно внешняя.
Качество проявляется стабильно, но не в полной мере. Ученическая
2
позиция сформирована, имеется познавательный интерес, но требуется
внешняя поддержка
3
Качество сформировано полностью. Ярко выражена учебная мотивация,
осознанное отношение к обучению, активная позиция ученика.
Сформированность
Не полностью понимает важность обучения
0
Наблюдение
личностного смысла учения Понимает важность обучения для себя
Беседа
1
Выполнение творческих
Имеет способность связывать учебные знания с жизнью
2
работ
Полностью осознает ценность образования
3
Развивать интерес к искусству, художественной культуре народов России, культурному наследию
Критерии оценки
Степень выраженности оцениваемого качества
Число
Методы
баллов
диагностики
Интерес к искусству и Полное отсутствие эстетических проявлений. Не замечает красоту, не
0
Наблюдение
творчеству
интересуется искусством, творческая активность нулевая.
Анализ
Беседы
Проявляет активный интерес к различным видам искусства
1
Посещает выставки, концерты, спектакли (с семьей/школой)
Участвует в творческих мероприятиях (выставки, конкурсы)

Самостоятельная творческая Эпизодические проявления. Иногда участвует в творчестве только по
деятельность
требованию взрослых.
Рисует по собственному желанию
Пытается создавать красивые вещи (рисунки, поделки, украшения)
Экспериментирует с разными художественными техниками

2
3
0
1
2
3

Наблюдение

Диагностическая карта личностных показателей

Критерии оценки

Формирование основ российской гражданской идентичности.
Чувство гордости за свою Родину, интерес к культуре и традициям российского народа
Число
Степень выраженности оцениваемого качества

Чувство гордости за свою Качество не проявляется. Ребенок не демонстрирует знаний, интереса или
Родину
эмоциональной связи с темой.
Качество проявляется слабо. Ребенок имеет минимальные знания, но не
проявляет интереса или эмоциональной связи.
Качество проявляется на среднем уровне. Ребенок демонстрирует знания и
интерес, но не всегда осознанно.
Ребенок проявляет эмоциональную привязанность к своей стране.
Интерес к культуре и Качество не проявляется. Ребенок не демонстрирует знаний, интереса или
традициям
российского эмоциональной связи с темой.
народа
Качество проявляется слабо. Ребенок имеет минимальные знания, но не
проявляет интереса или эмоциональной связи.
Ребенок проявляет интерес к народным праздникам, обычаям, фольклору
Участвует в мероприятиях, связанных с культурой России.

баллов

0

Методы
диагностики

Наблюдение

1
2
3
0

Участие
мероприятиях

в

1
2
3

Диагностическая карта личностных показателей семейных ценностей
Критерии оценки
Принятие базовых семейных
ценностей (любовь,
уважение, забота,
ответственность)
Эмоциональная
вовлеченность в семейные
отношения

Степень выраженности оцениваемого качества
Не различает ценности семейной жизни
Знает о них, но не применяет в отношениях с родными
Старается проявлять в семье, но непостоянно
Осознанно руководствуется этими принципами в общении с близкими.
Отстранен, равнодушен к делам семьи
Иногда проявляет интерес к семейным событиям
Участвует в семейной жизни, но без особой инициативы
Активно поддерживает теплую атмосферу, заботится о настроении
близких.

Число баллов

0
1
2
3
0
1
2
3

Методы диагностики

Наблюдение
Беседа
Выполнение заданий
Наблюдение
Беседа
Выполнение
творческих работ
39

Приложение № 2
Тест №1
На выявление результатов освоения образовательной программы и
формирование ключевых компетенций.
Из предложенных 4 вариантов ответов, выбери один правильный. Если ты отметишь
более 1 варианта, то ответ будет считаться неверно.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Умение организовать свое рабочее место

1) Какие действия ты выполняешь при подготовке к занятию?
a) выбираешь рабочую папку для занятия;
b) слушаешь учителя и потом достаешь рабочую папку с материалом;
c) выкладываешь на стол все, что у тебя есть;
d) у тебя нет материалов для выполнения работы и ты просишь у товарищей.
2) Умеешь ли ты планировать свое рабочее время на занятии?
a) работаешь быстро, чтобы успеть выполнить все задание;
b) ждешь помощи от педагога;
c) у тебя всегда есть запас времени;
d) тебе всегда не хватает времени завершить работу;
3) Умеешь ли ты анализировать свою работу и своих товарищей?
a) Мне нравится все, что я делаю
b) Мне важно, чтобы мою работу оценил педагог
c) Я имею свое мнение и высказываю его товарищам
d) Мне не важно, что скажут о моей работе
4) Расставь инструменты и материалы на столе для занятия изобразительным
искусством в порядке последовательности их работы.
1.Баночка с водой
1
2
2.салфетка для кистей
3.кисти
3
4.карандаш
5.альбом
5
6.краски (акварельные, гуашевые) 6
7.линейка
8.ластик
8
9.палитра
9

Тест № 2
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: знание групп гармоничного сочетания цветов.

5) Задание. В предложенном задании найди верное решение и объедини их стрелочками
между собой.
ахроматические

холодные

дополнительные

основные
теплые
6) Зеленый цвет получают путем смешивания
а) красного и фиолетового;
б) синего и желтого;
в) желтого и красного;
г) оранжевого и синего.
7) Они могут быть мягкие и жесткие, круглые и плоские, короткие и длинные, узкие и
широкие. О чем речь?
_______________________________________________________________________
8) Какие
кисти
не
должны
применяться
в
работе
с
гуашью?
_______________________________________________________________________
9) Запиши
инструменты
и
принадлежности
художника______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_________

41

Тест № 3
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Различать виды пейзажа, ориентироваться в
произведениях искусства.
10) Отметь галочкой известного русского художника, сказочника, автора картин
«Богатыри», «Аленушка», «Ковер – самолет»
a) Суриков;
b) Шишкин;
c) Васнецов;
d) Айвазовский
11) Назови основные виды пейзажа, вписав название в соответствующий модуль.

12) Задуманное художником цветовое сочетание, с помощь которого он создает
художественный образ, называют
a) гармонией;
b) гармоникой;
c) колоритом;
d) гаммой цвета.
13) Что является основным в художественном
языке
живописи
a) Линия;
b) Штрих;
c) Декоративность;
d) Цвет.
14) Какое из перечисленных понятий основано на ритмичном повторении каких-либо
элементов, мотивов.
a) Портрет;
b) Орнамент;
c) Колорит;
d) Формат.
15) Наука о цвете _______________________________________
16) Виды изобразительного искусства. Удали лишнее.

42

17) Соотнеси авторов и названия картин
Виктор Васнецов

«Золотая осень»
Исаак Ильич Левитан

«Золотая осень»
Валентин Серов

«Девочка с персиками»
Василий
Поленов

Дмитриевич

«Богатыри»

43

Тест № 4
На выявление результатов освоения образовательной
формирование ключевых компетенций у учащихся

программы

и

1. Задание. Объясни термин «линейная перспектива», или найди в толковом словаре.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Перечисли
виды
перспективы
в
изобразительном
искусстве__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. На картинной плоскости с четкой линией горизонта построй линейную перспективу с
предметами и объектами, входящими в городской пейзаж.

4. Задание. Прочитай текст и отметь, о какой перспективе ведет речь художник.
Рано утром вы идете берегом реки. Под ногами высокая трава и серебристая роса
на ней. Розовеет утренний солнечный свет, а дали тонут в туманной дымке. Вы
окружены особо ощутимой средой, воздух становится не только осязаемым, но и
видимым, предметы погружены в него, окутаны воздушной дымкой, в глубине
теряют четкость очертаний, а на значительном отдалении и вовсе исчезают, словно
растворяются...
Хорошо
бы
воспроизвести
все
это
на
рисунке..._______________________________________________________________
5.Задание. На данном рисунке
выдели
линии
красным
цветом
объясняющие
следующие
высказывания:
 Все
линии,
идущие
перпендикулярно к горизонту, сходятся
в главной точке схода.
 Линии параллельные горизонту,
где бы они не находились, не изменяют
своего горизонтального положения.
Тест № 5
44

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: знание основ цветоведения
5. Цвета, которые невозможно получить при помощи смешивания каких-либо красок,
называются
__________________________________________________________________________
6. Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок, называют
__________________________________________________________________________
7. Цветовой
круг
обычно
делят
на
две
части
_________________________________________________________________________
8. Цветовой тон, насыщенность и светлота – три основных свойства …
a) Цвета
b) Палитры
c) Спектра
d) Света
9. Очень нежное сочетание создают цвета, расположенные рядом в цветовом круге.
Они называются:
a) Родственные:
b) Соседние;
c) Нюансные;
d) Разбеленные.
10. Если мы возьмем цвета, находящиеся в противоположных концах цветового круга,
то получим резкое сочетание
a) Гармоничное;
b) Контрастное;
c) Коварное;
d) Ритмичное
Тест № 6
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Ориентироваться в произведениях
русских пейзажистов.
5.Русские пейзажи писал
a) Куинджи;
b) Суриков;
c) Репин.
d) Шишкин
6. Портреты изображают:
a) Врачей;
b) Любых людей;
c) Все живое и неживое.
7.Исаак Левитан это
a)
Живописец и пейзажист;
b)
Диктор телевидения;
c)
Директор мультипликационной студии.
8.Художник - это тот
a)
Кто умеет видеть;
45

b)
c)

Кто умеет рисовать;
Кто умеет чувствовать красоту.

9.Зачем человеку искусство
a)
Чтобы приносить себя в жертву;
b)
Чтобы приносить человеку радость;
c)
Учить видеть и воспринимать прекрасное в жизни.
10.Какой жанр искусства появился первый на земле
a)
Портретный;
b)
Бытовой;
c)
Анималистический.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Знать основы цветоведения
11.Колорит - это
Палитра;
Богатство и согласованность цветов;
Образ
12.Если мы возьмем цвета, находящиеся в противоположных концах цветового круга,
то получим резкое сочетание
e)
Гармоничное;
f)
Контрастное;
g)
Коварное;
h)
Ритмичное.

a)
b)
c)

13.Назовите вид графики
Рисунок;
Рельеф
Штрих
14.Назови технику выполнения следующего произведения

a)
b)
c)

46

Приложение № 3

Контрольный вопросы
– Как художник может использовать цвет, чтобы передать
ощущение тепла и уюта в своей работе?
(Ответ: Использовать теплые тона, такие как красный, оранжевый,
желтый, а также мягкие, приглушенные оттенки).
– Какие выразительные средства позволяют художнику создать
ощущение грусти или меланхолии?
(Ответ: Использование холодных цветов, тусклых тонов, плавных
линий, асимметричной композиции).
– Как можно передать ощущение динамики и движения в
статичном изображении?
(Ответ: Использование диагональных линий, направленных в одну
сторону, косых линий, асимметричной композиции, контрастных цветов,
рваной фактуры).
– Какие чувства может вызывать у зрителя использование грубых,
широких мазков в живописи?
(Ответ: Ощущение силы, энергии, хаоса, экспрессии).
Практические задания:
1. Рисование по заданному настроению:
Попросите

ребенка

нарисовать

картину,

которая

передает

определенное настроение (радость, грусть, спокойствие, гнев). После
выполнения попросите объяснить, какие средства он использовал для
передачи этого настроения. Например, теплые цвета для радости, холодные
для грусти, плавные линии для спокойствия и т.д.
2. Рисование по ассоциациям:
Дайте ребенку слово или фразу (например, "весенний лес", "шум моря",
"одиночество") и попросите нарисовать, что он себе представляет, используя
47

только цвет, линию и ритм. Обсудите, как он использовал эти средства для
передачи ассоциаций.
3. Коллаж настроений:
Предложите ребенку создать коллаж из вырезанных из журналов
картинок, используя только цвета и формы для передачи определенного
настроения или эмоции.
4. Воспроизведение по образцу:
Дайте ребенку образец картины или репродукцию и попросите его
скопировать ее, обращая внимание на использование линии, ритма и цвета.
После выполнения попросите объяснить, как он воспроизводил эти
элементы.
5. Творческое задание по теме:
Задайте тему для рисунка (например, «мой любимый герой», «моя
мечта», «удивительный мир») и предложите ребенку нарисовать ее,
используя различные материалы и выразительные средства.

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».