Оглавление
1. Комплекс основных характеристик программы............................................. 3
1.1 Пояснительная записка .................................................................................. 3
1.2 Цель и задачи Программы ............................................................................. 5
1.3 Планируемые результаты .............................................................................. 6
1.4 Содержание программы ................................................................................. 9
2. Комплекс организационно-педагогических условий ................................... 18
2.1 Календарный учебный график .................................................................... 18
2.2 Условия реализации программы ................................................................. 18
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 20
3. Список литературы ........................................................................................ 21
Приложения ........................................................................................................ 26
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Канзаши и Квилтагами» (далее – Программа) направлена на развитие
воображения,
креативного
мышления,
способствует
формированию
эстетического вкуса и развитию навыков самовыражения.
Программа имеет художественную направленность.
Актуальность
Программы
подтверждается
ее
соответствием
следующим нормативным документам:
Указу Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
(одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до
2030 года является возможность для самореализации и развития талантов).
Данная программа развивает нестандартность детского мышления, фантазии
и возможность создания своего нового неповторимого изделия.
Приказу
Министерства
образования
и
молодёжной
политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»: стратегической целью развития системы образования в Свердловской
области до 2035 года является обеспечение высокого качества и доступности
образования
как
основное
условие
удовлетворения
общественных
потребностей, создание необходимых условий для выявления и развития
творческих
программа
и
интеллектуальных
содействует
способностей
развитию
обучающихся. Данная
воображения
и
фантазии,
пространственного мышления, колористического восприятия, раскрытию
творческого потенциала личности.
Значимость Программы подтверждается запросом со стороны учащихся
и их родителей на программы художественного развития. Декоративноприкладное искусство является одним из самых действенных для творческого
развития и эстетического воспитания.
3
Отличительные особенности Программы
При
создании
данной
программы
были
изучены
программы
«Волшебная ленточка» (автор Ведерникова Н.В.) и «Канзаши» (автор Вайман
В.С.) Отличие данной Программы заключается в том, что учащиеся осваивают
не только технику канзаши, а также осваивают технику квилтагами.
Программа разноуровневая. Она имеет два уровня: стартовый и
базовый. На стартовом уровне программа предполагает знакомство с техникой
канзаши. На базовом уровне – более сложная техника квилтагами, в основе
которой лежит техника оригами, традиционное японское искусство
складывания поделок из бумаги, но в данном случае складывают не бумагу, а
квадраты из ткани, которые «превращаются» в удивительные цветы и
цветочные композиции.
Этот оригинальный вид декоративно-прикладного искусства отвечает
запросам и интересам учащихся, удовлетворяет тягу к знаниям, развивает
технические,
художественные
и
творческие
способности.
А
также
способствует формированию интеллектуального, художественного вкуса,
приучает к аккуратности, развивает коммуникативные навыки, воспитывает
терпение, усиливает творческие стремления преобразовывать и украшать мир.
Адресат. Программа разработана для детей школьного возраста.
Возраст учащихся от 10 до 13 лет.
В период младшего подросткового возраста (10-13 лет) у детей
складываются, устойчивые формы поведения, черты характера, способы
эмоционального реагирования. Ярко выраженная критичность, негативизм,
невосприимчивость к наставлениям старших – это форма самоутверждения.
Дети хорошо замечают и ценят человеческие качества, поэтому большое
внимание уделяется на манеру общения между сверстниками и педагогом.
Занятия отвечают интересам девочек, удовлетворяют их тягу к новым
умениям, развивают художественные способности. Учащиеся становятся
участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых
изделий. Это способствует формированию эстетического вкуса.
4
Количество обучающихся в группе – 8-10 человек.
Объем и срок освоения программы
Объем программы – 144 часа.
Программа рассчитана на два года обучения (ежегодно по 72 часа).
Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 минут, перерыв
между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Форма обучения: очная
Формы организации образовательного процесса: фронтальная,
индивидуальная, групповая.
Форма реализации образовательной программы
Традиционная модель реализации программы представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение двух лет в
одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: беседа, практическое занятие,
мастер-класс, открытое занятие, самостоятельная работа, контрольное
занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации Программы:
онлайн-тест, тестирование, мини-выставка, выставка, анализ работ, участие в
конкурсах, практические задания, итоговая выставка, квест, педагогическое
наблюдение.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель Программы: развитие творческих способностей учащихся, через
овладение техникой канзаши и квилтагами.
Задачи стартового уровня:
Обучающие:
–
познакомить с историей возникновения и развития техники
канзаши;
5
−
научить приемам работы с атласными лентами в технике канзаши;
−
научить
владеть
различными
инструментами
и
приспособлениями.
Развивающие:
–
развивать мелкую глазомер;
−
развивать творческое мышление.
Воспитательные:
– развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций;
принимать
–
и
осваивать
социальную
роль
обучающегося
в
формировании личностного смысла учения.
Задачи базового уровня:
Обучающие:
–
познакомить с историей появления техники квилтагами;
−
научить выполнять изделия в технике квилтагами.
Развивающие:
−
формировать интерес к технике квилтагами;
−
развивать память, внимание.
Воспитательные:
−
способствовать развитию у ребёнка навыков самостоятельности:
самообслуживания и безопасной жизнедеятельности.
−
формировать положительное отношение ребёнка и детского
коллектива к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда,
природа, познание, здоровье.
1.3 Планируемые результаты
Стартовый уровень
Метапредметные результаты
6
Учащиеся будут уметь искать новые решения и способы оформления
изделий.
Личностные результаты
Учащиеся будут:
−
проявлять инициативность в сотрудничества со взрослыми и
сверстниками,
быть
гибкими
в
общении,
ответственными
в
коллективной деятельности;
−
иметь учебную мотивацию и сформированность личного
смысла учения.
Предметные результаты
Предполагается, что к концу обучения, учащиеся будут знать:
–
историю возникновения и развития техники «канзаши»;
−
приемы изготовления несложных изделий;
−
простые и сложные элементы, последовательность изготовления
простейших изделий в технике канзаши;
−
назначение и способы безопасного использования специальных
инструментов;
Уметь:
−
выполнять операции и приемы по изготовлению канзаши,
обрабатывать ленты, соединять изделия с помощью клея, аккуратно
выполнять декоративную отделку;
−
использовать в практической работе образец, технологическую
карту, шаблон.
Базовый уровень
Метапредметные результаты.
Учащиеся будут уметь:
−
создавать свой эскиз и воплощать свой замысел, решать задачи
конструктивного характера по изменению вида и способа изготовления
квилтагами (достраивание, придание новых свойств изделия);
7
−
будут проявлять более высокий уровень умений в работе с
информацией: в удержании и обработке информации, концентрации мыслей
на определенной задаче или объекте.
Личностные результаты.
Учащиеся будут:
−
осознанно вести здоровый
и
безопасный
образ
жизни,
ответственно вести себя в информационной среде;
−
проявлять чувство гордости за свою Родину, интерес к культуре и
традициям российского народа. Принимать базовые семейные ценности
(любовь, уважение, забота, ответственность), эмоциональную вовлеченность
в семейные отношения.
Предметные результаты.
Предполагается, что к концу обучения, учащиеся будут знать:
–
историю возникновения и развития техники «квилтагами»;
−
технологию изготовления аксессуаров и сувениров в технике
«квилтагами»;
−
технологию обработки материалов в технике «квилтагами»;
−
терминологию обозначений в технике «квилтагами».
Уметь:
−
выполнять изученные операции и приемы; обрабатывать ткань,
выполнять сборку изделий, аккуратно выполнять декоративную отделку.
−
выполнять задания по технологическим картам.
8
1.4 Содержание программы
Учебный план
Уровень
сложности
Стартовый
Год
обуче
ния
1
Разделы
(модули)
теория
Вводное занятие
2
1
практик
а
1
Острый лепесток
10
1,5
8,5
Беседа, онлайн
- тест
Анализ работ
Двойной острый
лепесток
12
2
10
Анализ работ
Круглый лепесток
Двойной круглый
лепесток
Декоративный лист»
Тюльпаны
10
6
2
1
8
5
4
6
8
0,5
0,5
0,5
3,5
5,5
7,5
6
0,5
5,5
2
-
2
2
2
1
0,5
1
1,5
Анализ работ
Мини выставка
Анализ работ
Выставка
Участие
в
конкурсе
Итоговая
выставка
Тест,
практические
задания
Итого 72 часа
Беседа, тест
Анализ работ
8
1
7
Анализ работ
Зажимы для шарфика
Панно «Ажурная
изгородь»
8
8
1
1
7
7
Шкатулка «Фантазия»
8
1
7
Подушка - конфета
8
8
1
1
7
7
8
1
7
Анализ работ
Участие в
конкурсе
Участие
в
конкурсе
Выставка
Участие
в
конкурсе
Итоговая
выставка
10
1,5
8,5
2
-
2
Японская сакура
Контрольное занятие
2
Формы
промежуточно
й(итоговой)атт
естации
всего
Цумами-канзаши
базовый
Количество академических
часов
Вводное занятие
Бабочка брошь
Кольца для салфеток
Косметичка
Держатель для штор
Текстильная корзинка
Контрольное занятие
Итоговая
выставка
Тест
Итого 72 часа
9
Учебный (тематический) план
Стартовый уровень
Название
Раздела/
Темы
№
п/п
Формы
аттестации/контроля
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
Беседа, онлайн - тест
1
Вводное занятие
2
Острый лепесток
4
0,5
3,5
2.1.
Резинка для волос
2
0,5
1,5
Веточки и бутоны
4
0,5
3,5
Двойной острый
лепесток
4
0,5
3,5
3.1.
Заколка для волос
2
0,5
1,5
3.2.
Коллекции цветов
Времена года
6
1
5
4
Круглый лепесток
4
0,5
3,5
4.1.
Резинка для волос
2
0,5
1,5
4.2.
Декор ободка
4
1
3
Двойной круглый
лепесток
4
0,5
3,5
5.1.
Волшебный цветок
4
0,5
3,5
5.2.
Пат (тычинки)
2
0,5
1,5
6
Декоративный лист
4
0,5
3,5
Анализ работ
7
Тюльпаны
6
0,5
5,5
Выставка
8
9
10
Цумами-канзаши
Японская сакура
Контрольное занятие
Итого:
8
6
2
72
0,5
0,5
10
7,5
5,5
2
72
2.2.
3
5
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Мини - выставка
Участие в конкурсе
Итоговая выставка
Тест, практические задания
10
Содержание учебного (тематического)плана
Стартовый уровень
1. Вводное занятие.
Теория: история развития декоративно-прикладного творчества,
история возникновения «канзаши». Современные направления креативного
рукоделия. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
Практика: использование разных способов для обработки лент.
2. Острый лепесток.
Теория:
виртуальная
экскурсия
в
мир
канзаши,
технология
изготовления острого лепестка.
Практика: лента и ее виды, шаблон, деталь лепестка. Изготовление
острого лепестка из атласного квадрата.
2.1. Резинка для волос.
Теория: материалы и инструменты для изготовления канзаши.
Практика: сборка цветка, резинка для волос, правила изготовления.
2.2. Веточки и бутоны.
Теория: материалы и инструменты для изготовления декоративных
листов.
Практика: сборка веточек, бутонов. Оформление рамочек для фото.
3. Двойной острый лепесток.
Теория: технология изготовления двойного острого лепестка.
Практика: ткань и ее виды, шаблон, деталь лепестка. Изготовление
двойного острого лепестка из атласного квадрата.
3.1. Заколка для волос.
Теория: фурнитура для заколки.
Практика: правила изготовления заколки. Правила экономного
расходования. Сбор цветка, используя квадрат ленты разного размера, от 5 см
до 2,5 см.
3.2. Коллекции цветов «Времена года»
Теория: разнообразие видов атласной ленты.
11
Практика: коллекция цветов «Времена года». Сбор цветов.
4. Круглый лепесток.
Теория: видео-урок «Круглый лепесток», технология изготовления.
Практика: деталь лепестка. Изготовление круглого лепестка.
4.1. Резинка для волос.
Теория: материалы и инструменты, технология изготовления с цветка
круглыми лепестками.
Практика: сборка цветка для резинки для волос.
4.2. Декор ободка.
Теория: понятие – декор, технология обработки ободка. Материалы и
инструменты для изготовления.
Практика: подбор лент, бисера, фурнитуры, изготовление шаблонов.
Раскрой деталей, сборка отдельных изделий. Декорирование ободков.
5. Двойной круглый лепесток.
Теория: технология изготовления двойного круглого лепестка.
Практика: изготовление шаблона детали лепестка, двойного круглого
лепестка из атласного квадрата.
5.1. Волшебный цветок.
Теория: понятие композиция.
Практика: сборка цветов с использование пат. Изготовление
композиций.
5.2. Пат (тычинки).
Теория: технология изготовления пат (тычинок). Материалы и
инструменты для изготовления пат (тычинок).
Практика: подбор ниток, красок, нарезка ниток, изготовления смеси
для пата, сушка.
6. Декоративный лист.
Теория: технология изготовления декоративного листа
Практика: подбор лент разных размеров, подбор ткани, изготовление
шаблонов, раскрой и изготовление деталей листов.
12
7. Тюльпаны.
Теория: история происхождения тюльпанов. Технология изготовления
тюльпана из атласной ленты.
Практика: подбор атласных лент разного цвета, раскрой деталей,
изготовление тычинок, сборка цветка в горшок.
8. Цумами-канзаши.
Теория: виртуальная экскурсия в мир «Цумами-канзаши», технология
изготовления. Материалы и инструменты для изготовления трехцветного
сложного лепестка.
Практика: подбор атласных лент, изготовление шаблонов, раскрой
деталей цветов, сборка цветов. Изготовление сложного лепестка с завитком.
Технология работы с резинкой. Выполнение разных изделий по одной
технологии (крабик, заколка, резинка).
9. Японская сакура.
Теория: знакомство с технологией изготовления цветов из узкой ленты.
Цветы живой природы (сравнение), строение цветка, стебля и листьев.
Презентация «Цветотерапия».
Практика: изготовление цветов сакуры с использованием узкой ленты
и патов. Сборка в декоративный горшок.
10. Контрольное занятие.
Теория: подведение итогов учебного года, проведение теста.
Практика: выполнение практических заданий.
13
Учебный (тематический) план
Базовый уровень
№
п/п
Название
Раздела/
Темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
2
1
1
1
Вводное занятие
2
Брошь «Бабочка»
3
Кольца для салфеток
3.1
Цветок «Хризантема»
4
0,5
3,5
3.2
Цветок «Целозия»
4
0,5
3,5
4
2
0,5
1,5
4
0,5
3,5
4.2
Цветок «Герань»
4
0,5
3,5
Панно «Ажурная
изгородь»
Цветок «Плетистая
роза»
4
0,5
3,5
4
0,5
3,5
Шкатулка «Фантазия»
4
0,5
3,5
6.1
Цветок «Петунья»
4
0,5
3,5
7
Подушка - конфета
4
0,5
3,5
Цветок «Чертополох»
4
0,5
3,5
Косметичка
4
0,5
3,5
Цветок мандаринового
дерева
4
0,5
3,5
Держатель для штор
4
0,5
3,5
9.1
Цветок «Флокс»
4
0,5
3,5
10
10.1
10.2
11
Текстильная корзинка
Цветок «Примула»
Сумочка
Контрольное занятие
Итого:
2
4
4
2
72
0,5
0,5
0,5
10
1,5
3,5
3,5
2
62
6
7.1
8
8.1
9
Анализ работ
Анализ работ
Зажимы для шарфика:
Цветок «Гладиолус»
5.1
Беседа, тест
Анализ работ
4.1
5
Формы
аттестации/контроля
Участие в конкурсе
Участие в конкурсе
Выставка
Участие в конкурсе
Итоговая выставка
Итоговая выставка
Тест
Содержание учебного (тематического)плана
Базовый уровень
1. Вводное занятие.
Теория:
современные
направления
креативного
рукоделия.
Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники
безопасности.
2. Брошь «Бабочка»
Теория: виртуальная экскурсия в мир «квилтагами», технология
изготовления бабочки.
Практика: ткань и ее виды, шаблоны для «квилтагами», изготовление
детали для бабочки.
3. Кольца для салфеток.
3.1 Цветок «Хризантема»
Теория: технология изготовления модуля цветка «Хризантема».
Условные обозначения в «квилтагами».
Практика: светлая и темная ткань, квадратный шаблон Б, сборка цветка
хризантемы.
3.2 Цветок «Целозия»
Теория: технология изготовления модуля цветка «Хризантема».
Условные обозначения в «квилтагами».
Практика: светлая и темная ткань, квадратный шаблон Б, сборка цветка
хризантемы.
4. Зажимы для шарфика:
4.1 Цветок «Гладиолус»
Теория: технология изготовления модуля цветка «Гладиолус».
Практика: зеленая и розовая ткань, квадратный шаблон Б, сборка
цветка «Гладиолус».
4.2 Цветок «Герань»
Теория: технология изготовления модуля цветка «Герань»
Практика: квадратный шаблон А, сборка цветка «Герань.
15
5. Панно «Ажурная изгородь»
Теория: знакомство с видами и свойствами шелковой ткани различного
вида. История шелка, обработка.
Практика: соединение деталей при помощи иголки. Составление
композиции.
5.1. Цветок «Плетистая роза»
Теория: технология изготовления модуля цветка «Плетистая роза»
Практика: ткань и ее виды, шаблон Ж, А. Сборка цветка.
6. Шкатулка «Фантазия».
Теория: история происхождения шкатулок.
Практика: сборка шкатулки из пяти модулей цветка «Петунья»
6.1. Цветок «Петунья.
Теория: технология изготовления модуля цветка «Петунья».
Практика: подбор ткани, шаблон А. Сборка цветка.
7. Подушка-конфета.
Теория: история происхождения подушек.
Практика:
пошив
подушки-конфеты
и
оформление
цветами
«Чертополох».
7.1. Цветок «Чертополох».
Теория: технология изготовления модуля цветка «Чертополох».
Практика: подбор ткани, шаблон Б. Сборка цветка.
8. Косметичка.
Теория: история происхождения косметички.
Практика: пошив косметички и оформление цветами мандаринового
дерева.
8.1. Цветок мандаринового дерева
Теория: технология изготовления модуля цветка «Петунья»
Практика: подбор ткани, шаблон А. Сборка цветка.
9 Держатель для штор.
Теория: технология изготовления круглой заготовки.
16
Практика: подбор ленты, оформление цветками «Флокс».
9.1. Цветок «Флокс».
Теория: технология изготовления модуля цветка «Флокс».
Практика: подбор ткани, шаблон В. Сборка цветка.
10. Текстильная корзинка.
Теория: технология изготовления модуля текстильной корзинки, по
принципу базовой фигуры из оригами "блин".
Практика: изготовление текстильной корзинки.
10.1. Цветок «Примула».
Теория: технология изготовления модуля цветка «Примула».
Практика: подбор ткани, шаблон А. Сборка цветка.
10.2. Сумочка
Теория: история происхождения сумки.
Практика: изготовление сумочки на основе 9 цветков - «Примула».
11. Контрольное занятие.
Теория: с помощью теста проверяются теоретические знания
учащихся.
Практика: выполнение практического задания.
17
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов по программе
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Сроки проведения аттестации
Режим занятий
9.
Начало занятий
10.
Выходные дни
11.
Окончание учебного года
36
36
2
72
17
19
25-30 мая
1 раз в неделю по 2
академических часа
2 сентября
4 ноября, 31 декабря – 9
января, 23 февраля, 8
марта, 1, 9 мая
31 мая
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1.
Учебный кабинет, учебная мебель.
2.
Оборудование:
−
клей пистолет;
−
иглы;
−
паяльник.
3. Материалы:
−
нитки;
−
иголки;
−
мел;
−
атласные ленты;
−
бусины; пайетки; стразы;
−
ткань, кружева.
4. Канцелярские принадлежности:
−
железная линейка;
−
бумага офисная белая А 4;
Методические материалы
Стартовый уровень
№ п/п
1
2
3
4
Название раздела, темы
Вводное занятие
Острый лепесток
Двойной острый лепесток
Круглый лепесток
Дидактико-методический материал
Образцы изделий в технике канзаши.
Образцы изделий.
Технологические карты: «Острый лепесток»
Образцы изделий.
Технологические
карты:
«Двойной
острый
лепесток»
Образцы изделий.
Технологические карты: «Круглый лепесток»
5
Образцы изделий.
Технологические
Двойной круглый лепесток
лепесток»
6
Декоративный лист
7
Тюльпаны
8
Цумами-канзаши
9
Японская сакура
10
Контрольное занятие
карты:
«Двойной
круглый
Образцы изделий.
Технологическая карта: «Декоративный лист»
Образцы изделия.
Технологическая карта: «Тюльпаны»
монстрационная коллекция работ.
Технологические карты: «Цумами-канзаши»
Образец изделия. Технологическая карта «Японская
сакура»
Тест
Базовый уровень
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Название раздела, темы
Вводное занятие
Дидактико-методический материал
Образцы изделий в технике квилтагами
Образец изделия. Иллюстрация. Шаблоны.
Брошь «Бабочка»
Технологическая карта: «Бабочка»
Образец изделия. Иллюстрация. Шаблоны.
Кольца для салфеток
Технологические карты: цветок «Хризантема»,
цветок «Целозия»
Образец изделия. Иллюстрация. Шаблоны.
Зажимы для шарфика
Технологические карты: цветок «Гладиолус»,
цветок «Герань»
Панно
«Ажурная Образец изделия. Иллюстрация. Шаблоны.
изгородь»
Технологическая карта: цветок «Плетистая роза»
Образец изделия. Иллюстрация. Шаблоны.
Шкатулка «Фантазия»
Технологическая карта: цветок «Петунья»
Образец изделия. Иллюстрация. Шаблоны.
Подушка - конфета
Технологическая карта: цветок «Чертополох»
Образец изделия. Иллюстрация. Шаблоны.
Косметичка
Технологическая карта: цветок мандаринового
дерева
Образец изделия. Технологическая карта: цветок
Держатель для штор
«Флокс»
Образец изделия. Шаблоны. Технологическая
Текстильная корзинка
карта: цветок «Примула»
19
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
На стартовом уровне обучения проводятся входной, текущий и
промежуточный контроль.
Входной контроль осуществляется с помощью теста.
Текущий контроль заключается в … и в анализе выполняемых работ в
конце каждого занятия.
В качестве промежуточного контроля в конце первого года обучения
проводится тест, практические задания и итоговая выставка.
В конце второго года обучения проводится контрольное занятие в виде
практического квеста. Организуется итоговая выставка выполненных работ в
течении года.
Оценочные материалы и критерии оценки результативности
обучения
Оценка знаний проводится по 3-х бальной системе:
– 1 балл показывает минимальный уровень подготовки, когда ребенок
не справляется с заданиями, без постоянной помощи педагога;
– 2 балла – средний уровень подготовки, он предполагает частично
самостоятельное выполнение заданий, когда требуются подсказки и помощь;
– 3 балла – высокий уровень подготовки, когда отмечается
самостоятельное выполнение заданий на высоком уровне.
Личностные результаты
Оценка уровня сформированности качества личности проводится по
бальной системе 0 – 3, результаты мониторинга вносятся в таблицу.
0 – качество не проявляется;
1 – качество проявляется слабо;
2 – качество проявляется на среднем уровне;
3 – качество сформировано хорошо.
Характеристика оценочных материалов
20
Стартовый уровень
Вид контроля
Входной
контроль
Цель проведения
Инструментарий (формы и методы
диагностики)
Онлайн -тест
https://onlinetestpad.com/ru/testresult/2974549dekorativno-prikladnoeiskusstvo?res=fooawqxrvmbh2
Определение уровня
развития
обучающихся,
выявление интересов,
творческих
способностей
Текущий
Оценка качества
Анализ работ, мини-выставка
контроль
освоения учебного
материала пройденной
темы: отслеживание
активности
обучающихся, их
готовности к
восприятию нового,
корректировка
методов обучения
Промежуточный Определение уровня
Тест, практические задания.
контроль
освоения программы
на определенном этапе
обучения
Итоговый
Определение уровня Тест
контроль
освоения программы и
установление
соответствие
достижений,
обучающихся
планируемым
результатам
3. Список литературы
Нормативные документы
21
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-
ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
4.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
5.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-p.
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652-Н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
22
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
12.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования территории Свердловской области до 2035 года».
13.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
"Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
14.
Устав МАУ ДО «ЦВР».
15.
Положение о порядке разработки и утверждения дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
в
муниципальном
автономном учреждении дополнительного образования «Центр внешкольной
работы», утвержденное приказом МАУ ДО «ЦВР» от 16.05.2025 № 80-о
Литература, использованная при составлении программы
16. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 2007.
17. Кладезь талантов: сборник методических материалов педагогов МБУДО г.
Бузулука «ЦДТ «Радуга»: в 2-х ч. / сост. О. Ю. Гостева, М. В. Филатова, Г. И.
Перегуда. – Оренбург: ООДТДМ, 2020. – Ч. 1. Конспекты открытых занятий.
Мастер-классы. – 85 с.
18. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
19. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
23
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
20. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
21.
Приказ
Государственного
автономного
нетипового
образовательного учреждения Свердловской области «Дворец молодежи» от
29.04.2025 № 582-д «Об утверждении методических рекомендаций» (вместе с
методическими
рекомендациями
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»).
22. Программа «Волшебная ленточка», автор Ведерникова Н.В.
23. Программа «Канзаши», автор Вайман В.С.
24.. Социализация подростков в процессе игровой деятельности: учеб. метод. пособие / авт.-сост. А. В. Савченко, Н. Н. Савченко. – Оренбург:
ООДТДМ, 2017. – 80 с.
25. Цветы из ткани и ленты для украшения одежды и интерьера /Н. Глинкина
- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. – 112 с.
26. Блондо, С. Цветы из ткани канзаши: Украшения для волос, модные
аксессуары и декор. Издательство: ИГ «Контэнт», 2014. - 80 с.: ил.
27. Токарева, Е. Мои цветы. Ткани, ленты, фетр, вязание, валяние.
Издательство: Эксмо, 2012. - 272 с.: ил.
Литература для обучающихся и родителей
24
28. Галанова, Т.В. Оригами из ткани. Энциклопедия: Техника. Приемы.
Изделия. - М: АСТ-ПРЕСС СКД. - 120 с.: ил- (Золотая библиотека
увлечений).
29. Гибб, Х. Изысканные цветы из лент. Украшения и аксессуары.
Винтаж и современность. Издательство: Кристина, 2007 г – 120 с.: ил.
25
Приложения
Диагностическая карта
Стартовый уровень
Показатели, критерии
Знать
возникновения
«канзаши»
Степень выраженности оцениваемого качества
Теоретическая подготовка
историю Обладает не полными знаниями, не может самостоятельно их рассказать.
техники Знает создание техники канзаши, но испытывают затруднения.
Число
баллов
Методы диагностики
1
2
Знает историю возникновения техники «канзаши»
3
Знать
технологию Обладает не полными знаниями, не может самостоятельно их применить.
изготовления аксессуаров и Знает технологию изготовления аксессуаров и сувениров в технике канзаши, но
сувениров
по испытывают затруднения.
технологическим картам
Знает технологию изготовления аксессуаров и сувениров в технике канзаши
Знать технику безопасности Обладает не полными знаниями, не может самостоятельно их применить
использования инструментов
Знает технику безопасности использования инструментов, но испытывают
затруднения.
Знает технику безопасности использования инструментов.
1
2
3
1
2
3
26
Практическая подготовка
Не может выполнять изученные операции и приемы по изготовлению канзаши.
Умеет выполнять изученные операции и приемы по изготовлению канзаши,
обрабатывать ленты, но испытывают затруднения.
Умеет выполнять изученные операции и приемы по изготовлению канзаши,
обрабатывает ленты.
Уметь
выполнять
изученные
операции
и
приемы
по
изготовлению
канзаши,
обрабатывать ленты, совершать
сборку изделий с помощью клея,
эстетично и аккуратно выполнять
декоративную отделку.
Уметь выполнять задания по Не может самостоятельно применять полученные знания
технологическим картам в технике Использует, но испытывает затруднения в их применении.
"канзаши".
Умеет выполнять задания по технологическим картам в технике "канзаши".
1
2
3
1
2
3
Метапредметные умения и навыки
Уметь лучше владеть точными и Испытывает серьезные затруднения в работе с инструментами.
ловкими движениями пальцев,
Контролирует движения кисти и пальцев, но иногда нуждается в помощи педагога.
улучшат координацию глаз и рук.
Самостоятельно контролирует движения кисти и пальцев карандаша, владеет
координацией руки и глаза.
Уметь искать новые решения и Не умеет искать новые решения и способы оформления изделий в технике канзаши.
способы оформления изделий в Уметь искать новые решения и способы оформления изделий в технике канзаши,
технике канзаши.
но испытывает затруднения
Умеет искать новые решения и способы оформления изделий в технике канзаши
1
2
3
1
2
3
27
Личностные показатели
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Критерии оценки
Степень выраженности оцениваемого качества
Инициативность в сотрудничестве
Избегает взаимодействия, предпочитает индивидуальную работу
Гибкость в общении
Ответственность в коллективной
деятельности
Число
баллов
0
Включается в совместную деятельность только по инициативе других
1
Иногда сам предлагает совместную работу
2
Активно инициирует сотрудничество, предлагает идеи для совместной
деятельности
3
Настаивает только на своем варианте, не учитывает мнение других
0
С трудом принимает другие точки зрения, часто спорит
1
В большинстве случаев умеет договариваться, но иногда проявляет
упрямство
Легко адаптируется к разным партнерам, учитывает их мнение
2
Уклоняется от выполнения обязанностей, нарушает договорённости
0
Выполняет только индивидуальную часть работы
1
Помогает другим, но не берет на себя лидерские функции
2
Организует работу группы, контролирует выполнение обязательств
3
Методы
диагностики
Наблюдение
Беседа
Выполнение
заданий
Анализ
Наблюдение
Упражнения
Анализ
взаимодействия
3
Наблюдение
28
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование личностного смысла учения.
Критерии оценки
Степень выраженности оцениваемого качества
Учебная мотивация
Качество не проявляется. Ребенок не принимает роль ученика,
отсутствует учебная мотивация, негативное отношение к школе.
Сформированность личностного
смысла учения
Качество проявляется фрагментарно. Ребенок частично принимает
школьные правила, мотивация неустойчивая, преимущественно
внешняя.
Качество проявляется стабильно, но не в полной мере. Ученическая
позиция сформирована, имеется познавательный интерес, но
требуется внешняя поддержка
Качество сформировано полностью. Ярко выражена учебная
мотивация, осознанное отношение к обучению, активная позиция
ученика.
Не полностью понимает важность обучения
Понимает важность обучения для себя
Имеет способность связывать учебные знания с жизнью
Полностью осознает ценность образования
Число
баллов
0
1
Методы
диагностики
Наблюдение
Беседа
Выполнение
заданий
2
3
0
1
2
3
Наблюдение
Беседа
Выполнение
творческих работ
29
Базовый уровень
Показатели, критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Число
баллов
Теоретическая подготовка
Знать историю возникновения Обладает не полными знаниями, не может самостоятельно их рассказать
техники «квилтагами»
Знает создание техники канзаши, но испытывают затруднения
Знает историю возникновения техники «квилтагами»
Знать технологию изготовления Обладает не полными знаниями, не может самостоятельно их применить.
аксессуаров и сувениров в Знает технологию изготовления аксессуаров и сувениров в технике «квилтагами»,
технике «квилтагами»
но испытывает затруднения
Знает технологию изготовления аксессуаров и сувениров в технике «квилтагами»
Знать технологию
материалов.
обработки Обладает не полными знаниями
Знает технологию обработки материалов, но испытывает затруднения.
Знает технологию обработки материалов
Знать
обозначения
в Обладает не полными знаниями, не может самостоятельно их применить.
технологических
картах
в
Знает обозначения в технологических картах, но испытывает затруднения при
технике «квилтагами».
самостоятельном применении.
Знает обозначения в технологических картах, и умеет самостоятельно их
применять.
Практическая подготовка
Уметь выполнять изученные Не может выполнять изученные операции и приемы по изготовлению 1
операции
и
приемы
по «квилтагами».
изготовлению
изделий, Умеет выполнять изученные операции и приемы по изготовлению «квилтагами», 2
обрабатывать ткань, совершать но испытывает затруднения
сборку изделий с помощью ниток Умеет выполнять изученные операции и приемы по изготовлению «квилтагами», 3
и иголки, эстетично и аккуратно обрабатывать ткань
выполнять
декоративную
отделку
Методы
диагностики
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
30
Уметь выполнять задания по Не может самостоятельно применять полученные знания
технологическим
картам
в Использует, но испытывают затруднения в их применении
технике «квилтагами»
Умеет выполнять задания по технологическим картам в технике «квилтагами»,
точно и аккуратно
Уметь аккуратно, ответственно Безответственен, не умеет работать аккуратно и не стремится.
выполнять работу.
Работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога.
Работает аккуратно, самостоятельно, контролирует себя сам.
1
2
.
3
1
2
3
Метапредметные умения и навыки
Уметь создавать свой эскиз и
воплощать свой замысел, решать
простейшие
задачи
конструктивного характера по
изменению вида и способа
изготовления квилтагами: на
достраивание, придание новых
свойств изделия
Уметь
улучшать
свои
способности
удерживать
и
обрабатывать
информацию,
концентрировать свои мысли на
определенной задаче или объекте
Безответственен, не умеет работать аккуратно и не стремится.
Работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога.
Работает аккуратно, самостоятельно, контролирует себя сам.
1
2
3
Испытывает серьезные затруднения в обработке информации
Запоминает и обрабатывает информацию, но нуждается в напоминании
Запоминает и обрабатывает информацию, не требует повторения действий
1
2
3
31
Личностные показатели
Способствовать развитию у ребёнка навыков самостоятельности: самообслуживания и
безопасной жизнедеятельности
Критерии оценки
Степень выраженности оцениваемого качества
Установка на здоровый и
безопасный образ жизни
Не соблюдает правила личной гигиены, не интересуется
вопросами здоровья, игнорирует правила безопасности.
Выполняет гигиенические процедуры и соблюдает правила 1
безопасности только после напоминания взрослых.
Самостоятельно следит за гигиеной, знает основные правила 2
безопасности, но не всегда их применяет.
Осознанно соблюдает режим дня, правила гигиены и
3
безопасности, делится знаниями с другими
Ответственное поведение в
информационной сфере
Игнорирует элементарные правила поведения пользования 0
интернетом
Понимает правила безопасного использования интернета
1
Критически относится к информации (различение правды и
лжи)
Проявляет уважение к чужой приватности (не
распространяет личные данные)
Число
баллов
0
2
3
32
Формирование основ российской гражданской идентичности.
Чувство гордости за свою Родину, интерес к культуре и традициям российского народа
Критерии оценки Степень выраженности оцениваемого качества
Число баллов
Чувство гордости Качество не проявляется. Ребенок не демонстрирует знаний, интереса или
0
за свою Родину
эмоциональной связи с темой.
Качество проявляется слабо. Ребенок имеет минимальные знания, но не
1
проявляет интереса или эмоциональной связи.
Качество проявляется на среднем уровне. Ребенок демонстрирует знания и
2
интерес, но не всегда осознанно.
Ребенок проявляет эмоциональную привязанность к своей стране.
3
Интерес
к Качество не проявляется. Ребенок не демонстрирует знаний, интереса или
0
культуре
и эмоциональной связи с темой.
традициям
Качество проявляется слабо. Ребенок имеет минимальные знания, но не
1
российского
проявляет интереса или эмоциональной связи.
народа
Ребенок проявляет интерес к народным праздникам, обычаям, фольклору
2
Участвует в мероприятиях, связанных с культурой России.
3
Методы диагностики
Наблюдение
Участие в мероприятиях
Диагностическая карта личностных показателей семейных ценностей
Критерии оценки
Принятие базовых семейных
ценностей (любовь,
уважение, забота,
ответственность)
Эмоциональная
вовлеченность в семейные
отношения
Степень выраженности оцениваемого качества
Не различает ценности семейной жизни
Знает о них, но не применяет в отношениях с родными
Старается проявлять в семье, но непостоянно
Осознанно руководствуется этими принципами в общении с
близкими.
Отстранен, равнодушен к делам семьи
Иногда проявляет интерес к семейным событиям
Участвует в семейной жизни, но без особой инициативы
Активно поддерживает теплую атмосферу, заботится о
настроении близких.
Число баллов
0
1
2
3
0
1
2
3
Методы диагностики
Наблюдение
Беседа
Выполнение заданий
Наблюдение
Беседа
Выполнение творческих
работ
33