1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в
том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов (далее вместе обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья) муниципального автономного
учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» (МАУ ДО
«ЦВР»), которое разработано в соответствии с требованиями нормативных документов:
−
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
−
Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации»;
−
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
−
Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
−
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
−
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил «Санитарноэпидемиологические требования организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20)»;
−
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы
по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»);
−
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
−
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
−
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»;
−
Устава муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Центр внешкольной работы».
1.2. Настоящее Положение устанавливают единые подходы, к организации
образовательного процесса по дополнительным общеразвивающим программам,
упорядочивает образовательный процесс, обеспечивает конституционные права
обучающихся на образование и здоровьесбережение.
1.3. Настоящее Положение устанавливают единые подходы, к организации
образовательного процесса по дополнительным общеразвивающим программ,
упорядочивает образовательный процесс, обеспечивает конституционные права
обучающихся на образование и здоровье сбережение.
2. Требования к условиям реализации дополнительной общеобразовательной
программы
2.1. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным
общеобразовательным
программам
различной
направленности
(технической,
естественнонаучной,
физкультурно-спортивной,
художественной,
туристскокраеведческой, социально-гуманитарной).
2.2. Содержание, сроки, формы обучения по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам определяются разработчиком самостоятельно по
согласованию с администрацией МАУ ДО «ЦВР» в соответствии с действующими
нормативными актами, не противоречащими законодательству Российской Федерации, и
утверждаются директором учреждения.
2.3. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут:
−
реализовываться как самостоятельно, так и в формате сетевого
взаимодействия;
−
осуществляться на основе использования различных образовательных
технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения;
−
использовать
форму
организации
образовательной
деятельности,
основанную на модульном принципе представления содержания образовательной
программы и построения учебных планов;
−
обеспечивать
освоение
образовательной
программы
на
основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося;
−
обеспечивать обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной
программы, что осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными
актами МАУ ДО «ЦВР»;
−
способствовать решению задач инклюзивного образования, направленного на
обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия
особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей при создании
специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
−
с учетом особенностей обучающихся, обучение может осуществляться в
очной, очно-заочной или заочной форме, а также допускается сочетание различных форм
получения образования и форм обучения.
2.4.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в течение
всего календарного года, включая каникулярное время. В каникулярное время
(преимущественно летние каникулы) могут реализовываться краткосрочные
дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы, а так же
дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы срок реализации
которых более 36 недель в учебном году.
2.5. Обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам осуществляется на русском языке.
2.6. Начало и окончание учебного года устанавливается календарным учебным
графиком, утверждаемым директором МАУ ДО «ЦВР».
2.7. Образовательный процесс может быть организован в соответствии с
индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в
группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные
группы), являющиеся основным составом объединения, а также индивидуально.
2.8. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, по подгруппам,
индивидуально или всем составом объединения в соответствии с учебным планом
программы.
2.9. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом
пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
2.10. Занятия в учебных группах осуществляются в соответствии с СанПин,
нормами охраны труда и техники безопасности, предъявляемыми к таким занятиям.
2.11. Обучающиеся обязательно проходят инструктаж по соблюдению правил
техники безопасности, о чем делается соответствующая запись в журнале учета работы
учебной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
2.12. Ведение журнала осуществляется строго в соответствии календарным
учебным графиком дополнительной общеразвивающей программы.
2.13. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется в соответствии с
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и регламентируется
Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Центр внешкольной работы».
2.14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ
организуются и проводятся массовые мероприятия, создаются необходимые условия для
совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
2.15. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя
объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать
родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.
2.16. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут
предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия,
которые проводятся по группам или индивидуально.
2.17. МАУ ДО «ЦВР» определяет формы аудиторных занятий, а также формы,
порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.
2.18. Педагогическая
деятельность
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных
(общеразвивающих)
программ
и(или)
адаптированным
дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам осуществляется
лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по
направлениям, соответствующим направлениям программ, реализуемых образовательной
организацией и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках и(или) профессиональным стандартам. МАУ ДО «ЦВР»
вправе привлекать к занятию педагогической деятельностью лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям
подготовки, соответствующим направленности программ, и успешно прошедших
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие
образовательной программы высшего образования направленности программ определяется
образовательной организацией.
2.19. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных
программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий,
наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
3. Особенности организации образовательного процесса по дополнительным
общеобразовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья
3.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется
образовательный процесс по адаптированным дополнительным общеобразовательным
программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий
обучающихся.
3.2. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются
специальные условия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической
комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида,
ребенка-инвалида.
3.2.1. Под специальными условиями для получения дополнительного образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
3.3. Образовательная деятельность по адаптированным дополнительным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся различных
нозологических групп и быть направлена на решение следующих задач:
−
оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации);
−
предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание
ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи;
−
обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для
обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе:
−
с использованием средств альтернативной или дополнительной
коммуникации;
−
воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных
видов деятельности;
−
формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках
реализации дополнительных общеобразовательных программ.
3.4. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида.
3.5. Образовательная
деятельность
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может
осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ,
адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с
привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических
работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки
и повышения квалификации.
3.6. В целях доступности получения дополнительного образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья организации, осуществляющие
образовательную деятельность, по адаптированным дополнительным образовательным
программам обеспечивают создание специальных условий для получения образования
указанными обучающимися, в том числе:
3.6.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
−
размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми и
слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей)
тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом, и с
использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с
номерами и наименованиями помещений, а также справочной информацией о расписании
учебных занятий;
−
доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собакуповодыря, к зданию организации осуществляющей образовательную деятельность,
располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого
обучающегося;
−
звуковые маяки, облегчающие поиск входа в организацию, осуществляющую
образовательную деятельность;
−
выпуск альтернативных форматов печатных материалов по дополнительным
общеобразовательным программам (крупный шрифт или аудиофайлы);
−
контрастную маркировку проступей крайних ступеней в виде
противоскользящих полос, а также контрастную маркировку прозрачных полотен дверей,
ограждений (перегородок).
−
применение специальных методов и приемов обучения, связанных с показом
и демонстрацией движений и практических действий;
−
использование специальных учебников, учебных пособий и наглядных
дидактических средств (муляжи, модели, макеты, укрупненные и (или) рельефные
иллюстрации);
3.6.2. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
−
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных
занятий визуальной (установка визуально-акустического оборудования с возможностью
трансляции субтитров);
−
обеспечение возможности понимания и восприятия обучающимися на слухозрительной основе инструкций и речевого материала, связанного с тематикой учебных
занятий, а также использования его в самостоятельной речи;
−
использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм
словесной речи (устной, письменной, дактильной) для обеспечения полноты и точности
восприятия информации и организации речевого взаимодействия в процессе учебных
занятий;
3.6.3. Для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
−
материально-технические условия, предусматривающие возможность
беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и
другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также
их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных
дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м;
наличие специальных кресел и других приспособлений);
−
безбарьерную архитектурно-планировочную среду;
−
обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации (для
обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми нарушениями речи и
коммуникации);
−
включение в содержание образования упражнений на развитие равновесия,
точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряженности,
амплитуде и другое (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в
области физической культуры и спорта);
3.6.4. Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:
−
адаптация содержания теоретического материала в текстовом / аудио- /
видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся; создание условий,
облегчающих работу с данным теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение);
−
использование
средств
альтернативной
коммуникации,
включая
коммуникаторы, специальные планшеты, кнопки, коммуникативные программы,
коммуникативные доски и так далее;
−
преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа
действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде
обучения;
−
стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о
выполненных
действиях,
формулирование
вопросов,
поддержание
диалога,
информирование о возникающих проблемах);
−
обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание
инструкций, коротких и ясных по содержанию);
−
нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога (тренера,
инструктора);
−
расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии;
3.6.5. Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) использование визуальных расписаний;
3.6.6. Для обучающихся с задержкой психического развития:
−
использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых
опор, облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов выполнения
спортивных упражнений (например, пошаговая памятка или визуальная подсказка,
выполненная в знаково-символической форме);
−
обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей
профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и
формирование саморегуляции деятельности и поведения;
−
использование специальных приемов и методов обучения;
−
дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с
учетом психофизических возможностей обучающихся;
−
соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом
особенностей нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых
характеристик, использование гибкого подхода к выбору видов и режима физической
нагрузки с учетом особенностей функционального состояния центральной нервной
системы и нейродинамики психических процессов обучающегося (быстрой истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и другие), использование
здоровьесберегающих и коррекционнооздоровительных технологий, направленных на
компенсацию нарушений моторики, пространственной ориентировки, внимания,
скоординированности межанализаторных систем (при реализации дополнительных
общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);
3.6.7. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
−
специально оборудованные "зоны отдыха" для снятия сенсорной и
эмоциональной перегрузки;
−
для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми и
множественными нарушениями развития) (ТМНР) - психолого-педагогическое тьюторское
сопровождение;
−
учет
особенностей
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(коммуникативные трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентировка
в новом пространстве, ограниченное понимание словесной инструкции, замедленный темп
усвоения нового материала, новых движений, изменения в поведении при физических
нагрузках);
−
сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец,
словесная инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное
повторение для усвоения нового материала, новых движений.
3.7.
Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану.
3.8. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.9. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются
бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также
услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
3.10. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьмиинвалидами может проводиться индивидуальная работа как в образовательном
учреждении, так и по месту жительства.
4. Порядок приема обучающихся и формирование учебных групп
4.1. Правила приема на обучение по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам регулируются Правилами приёма учащихся в
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Центр
внешкольной работы".
4.2.
К
освоению
образовательного
содержания
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без
предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой
реализуемой программы.
4.3. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях,
переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
4.4. Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе осуществляется в соответствии с учебным планом,
сформированных в группы обучающихся одного возраста или разновозрастных категорий
(разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например,
клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли,
театры), а также индивидуально.
4.5. Нормы наполняемости учебных групп устанавливаются настоящим
Положением по МАУ ДО «ЦВР» в соответствии с рекомендациями СанПин и
особенностью направленности (профиля) дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
4.6. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.
4.7. Учебная группа считается сформированной на основании приказа директора
МАУ ДО «ЦВР» о зачислении минимального количества обучающихся на обучение по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
4.8. Списочный состав учебной группы отражается в журнале учета работы учебной
группы в МАУ ДО «ЦВР» и в электронной базе «Навигатора дополнительного образования
Свердловской области».
4.9.
Нормативы площадей помещений согласно санитарных правил и норм для
расчета наполняемости групп:
- учебные помещения, кабинеты, аудитории при организации групповых форм
работы и индивидуальных занятий 3,5 м² на 1 обучающегося;
- в группах, предусматривающих однодневные и многодневные походы
наполняемость от 8 до 12 обучающихся в группе (согласно приказа Министерства
просвещения РФ и Министерства экономического развития РФ от 19 декабря 2019 года
№702/811);
- в группах, предусматривающих деятельность обучающихся с персональными
компьютерами из расчета 4,5 м² на 1 обучающегося и количества специализированного
оборудования для освоения программы;
- в группах, предусматривающих творчество из расчета 4,0 м² на 1 обучающегося;
- в группах хореографии из расчета 3,0 м² на 1 обучающегося;
- в группах для занятий лечебной физической культурой из расчета 5,0 м² на 1
обучающегося.
В группах, с состав которых включены обучающиеся с ограниченными
возможностями здоровья, в зависимости от их психофизиологических особенностей
наполняемость может составлять от 5 до 10 обучающихся.
4.10. Наполняемость групп обучающихся в объединениях определяется
дополнительными общеобразовательными программами, исходя из психологопедагогической целесообразности, возраста обучающихся, специфики и направленности
деятельности объединения и должна соответствовать следующим нормам:
1 год обучения – от 10 до 12 обучающихся;
2 год обучения – не менее 10 обучающихся;
3 и последующие года обучения - не менее 8 обучающихся, если другое не
предусмотрено образовательной программой.
При этом в группах, предусматривающих работу обучающихся на швейных
машинах:
1 год обучения – от 8 до 10 обучающихся;
2 и последующие годы обучения – не менее 7 обучающихся;
4.11. Количество обучающихся объединений МАУ ДО «ЦВР» определяется
муниципальным заданием и социальным заказом, утвержденными органом,
осуществляющим функции и полномочия учредителя Учреждения на конкретные
программы;
4.12. Объединения первого года обучения формируются как из вновь зачисляемых
обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-то причинам возможности
продолжить занятия в объединениях второго и последующих годов обучения, но желающих
заниматься избранным видом деятельности.
4.13. Учебными объединениями второго и последующих годов обучения являются
объединения, в состав которых входит не менее 75% обучающихся, освоивших программу
первого года обучения (и последующих) или вновь поступившие обучающиеся,
зачисленные приказом директора на основании письменного заявления родителя
(законного представителя) ребенка или заявления ребенка, достигшего 14 лет. При выбытии
обучающихся педагог дополнительного образования должен доукомплектовать
объединение в течение 10 дней.
4.14. Прием обучающихся на свободные места в группы второго и последующих
годов
обучения
на
многоуровневые
дополнительные
общеобразовательные
(общеразвивающие) программы осуществляется по результатам входной диагностики или
собеседования с педагогом (руководителем объединения).
4.15. Возраст обучающихся, зачисляемых в учебные группы, определяется
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой с учетом ее
содержания и специфики.
4.16. Посещение обучающимися учебных занятий фиксируется педагогами
дополнительного образования в журнале электронной базы «Навигатора дополнительного
образования Свердловской области».
4.17. В случае снижения фактической посещаемости в течение учебного года
группы могут быть объединены или расформированы, обучающимся может быть
предложено обучение по дополнительным общеобразовательным программам того же
направления или переход в другое объединение.