ОГЛАВЛЕНИЕ
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК................................................ 3
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА......................................................................... 3
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ................................................................................................. 8
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ....................................................................... 10
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .................................................................... 15
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ...... 16
2.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.................................................... 16
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ......................................... 16
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ................................................................................ 17
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ......................................................................... 17
2.2 ФОРМА АТТЕСТАЦИИ/ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ .. 18
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................... 19
ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................................................................................ 22
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Я познаю мир*» (далее – программа)
естественнонаучной направленности разработана на основании следующих
нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об
охране окружающей среды»;
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федераций от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
развивающим программам» (далее – Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам).
Приказа Министерства просвещения Российской Федераций от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденные приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196».
Приказа Минобрнаука России от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ
ОТ 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
3
Письма Минобрнаука России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 « О
направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
общеобразовательных
программ,
адаптированных
дополнительных
способствующих
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
Постановления Правительства Свердловской области от 01.08.2019
года № 488-ПП «Об утверждении Стратегии развития внутреннего и
въездного туризма в Свердловской области на период до 2035 года.
Федеральной
целевой
программы
«Развитие
внутреннего
и
въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)» от
05.05.2018 года № 872-р.
«Стратегии социально-экономического развития Североуральского
городского округа на период до 2030 года (от 31.08.2018 № 913) утверждена
Думой Североуральского городского округа от 26.12.2018 № 85.
Письма Минобрнаука России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая
разноуровневые программы)»;
Устава МАУ ДО «ЦВР».
Положения МАУ ДО «ЦВР» «О порядке разработки и утверждения
дополнительных общеобразовательных программ».
Программа составлена исходя из социального запроса, на основе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
естественнонаучной направленности «Я познаю мир». Так как программа
создана для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ОВЗ) при ее составлении учитывались образовательные
4
потребности и уровень развития учащихся. В связи с этим изменены задания
для выполнения. Добавлено больше наглядного материала.
Актуальность. О воспитании у детей бережного отношения к природе
указано в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды», где в статье 74 звучит: «В целях формирования
экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к
природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется
экологическое просвещение посредством распространения экологических
знаний
об
экологической
безопасности,
информации
о
состоянии
окружающей среды и об использовании природных ресурсов».
Акцент на влияние низкого уровня экологической культуры общества
на ухудшение экологической ситуации в стране виден и в Проекте ФЗ «Об
экологической культуре» № 90060840-3. В этом проекте предлагается создать
систему непрерывного экологического образования и просвещения. Ввести
курс «Экология» в образовательных учреждениях всех уровней. И
предусматривается дошкольное экологическое воспитание.
В дошкольном возрасте ребенок с любопытством изучает мир.
Программа дает возможность ответить на многие вопросы учащегося, она
направлена на формирование экологической культуры детей дошкольного
возраста, на расширение знаний о природе, на понимание причинноследственных связей с окружающим миром.
Для успешного освоения программы, учитывая потребности детей и
родителей, занятия по программе совмещают в себе и творческие, и
интеллектуальные задания. В программе учащиеся делают первые шаги по
изучению уральской природы, знакомятся с достопримечательностями
родного города. Учатся любить свою малую родину за ее особенности: горы,
леса, реки и озера.
Данная программа отличается универсальным подходом к обучению,
содержание учебного курса учитывает природные особенности Свердловской
5
области, Североуральского городского округа. При разработке программы
учитывалась стратегия развития Североуральского городского округа.
Осваивая программу, дети узнают много нового, они познакомятся с
растительным и животным миром Урала, у них расширится кругозор. Дети
познакомятся с различными геометрическими фигурами, с материалами. У
детей сформируются навыки работы с ножницами, клеем, пластилином
карандашами, кисточками и красками. Большое внимание на занятиях
уделено
развитию
творческих
способностей.
В
Федеральных
государственных стандартах дошкольного образования одной из задач
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является
развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого
ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром. Так же, как и Федеральный государственный стандарт, программа
нацелена на главный результат — социализацию ребёнка, потребность в
творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.
Адресат. Программа разработана для детей-инвалидов дошкольного
возраста (в основном 5-7 лет).
Программа возможна для освоения детьми с разными заболеваниями.
Заболевания,
при
которых
ребенок
может
успешно
освоить
предложенную программу:
1. Дизартрия, заболевание, которое характеризуется расстройством речи:
нарушены артикуляция, фонация, речевое дыхание, темп, ритм, интонация
речи. Она становится невнятной и неразборчивой. Наблюдается повышенный
тонус мышц речевого аппарата, в результате чего говорящий быстро устает.
В дальнейшем такие отклонения в неврологии проявляются в слишком
сильном или слабом захвате, действия нескоординированные. Отмечаются
нарушения
в области
зрительного и
пространственного
восприятия
(неправильно определяется форма, размер предметов, их расположение).
Устные
задания,
физические
упражнения,
танцевальные,
подражательные движения выполняются трудно, лепка из пластилина или
6
глины тоже не удается. Неполноценно сформированы графо-моторные
навыки (не получается правильно держать пишущий предмет, провести
прямую, нарисовать фигуру). Страдающих дизартрией детей часто называют
неуклюжими – они не могут четко выполнять двигательные упражнения,
стоять или прыгать на одной ноге. Развитие мелкой моторики должно
проводиться задолго до школьного возраста, чтобы решить следующие
задачи:
занятия благоприятно сказываются на общем интеллектуальном
развитии малыша;
некоторые проблемы школьного обучения можно избежать,
развивая навыки письма, изобразительные действия.
Специалисты советуют развивать мелкую моторику. Можно собирать
пазлы и конструктор «Лего», лепить из пластилина − существует множество
игр, развивающих маленькие пальчики. Педагогу при обучении такого
ребенка необходимо работать с мелкой моторикой рук, развивать память и
мышление.
2. Детский церебральный паралич (далее – ДЦП) это понятие,
объединяющее группу двигательных расстройств.
Своевременно начатые, комплексно и беспрерывно проводимые
реабилитационные мероприятия могут значительно развить доступные
ребенку с ДЦП моторные, интеллектуальные и речевые навыки. Благодаря
реабилитационному лечению можно улучшить адаптацию ребенка. Наиболее
активно развитие мозга, познавательный процесс, приобретение навыков и
обучение происходят в возрасте до 8 лет. Именно в этот период при ДЦП
необходимо прилагать максимальные усилия по реабилитации.
Дошкольный
возраст
–
это
период
овладения
социальным
пространством человеческих отношений через общение с взрослыми, и через
игровые и реальные отношения со сверстниками. Одна из характерных и
ярких черт детей дошкольного возраста – любознательность. Дети постоянно
задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если дети
7
не получают объяснений на то, что их интересует, любознательность детей
уменьшается, и пропадает интерес к окружающему. Поэтому для детей
полезна и увлекательна программа «Я познаю мир».
Режим занятий: два академических часа в неделю (по одному часу два
раза в неделю), академический час – 30 минут.
Объем программы: 72 часа.
Срок освоения программы: 9 месяцев.
Уровень освоения программы – стартовый.
На
материала,
занятиях
и
используется
предполагается
общедоступная
минимальная
форма
организации
сложность
содержания
программы. Учащиеся знакомятся с окружающей миром, природой, создают
творческие задание на основе полученной информации. Работают с бумагой,
пластилином, ножницами, цветными карандашами, ручками. С помощью
разносторонних заданий у дошкольника улучшается моторика пальцев,
память, пространственное мышление.
Формы обучения индивидуальная и, при возможности, групповая
(минигруппы по 2-3 человека).
Виды занятий: практические занятия, обучающие игры.
Форма подведения итогов реализации программы выбирается доступная
для дошкольника – игровая (диагностическая игра «Помоги медведю»).
Обучение очное. При необходимости программа может быть частично
реализована при помощи дистанционных образовательных технологий.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель обучения – формирование у учащихся интереса к изучению
окружающего мира через изобразительную деятельность.
Обучающие задачи:
сформировать знание о предметах и явлениях окружающего мира;
научить узнавать и называть животных Урала;
научить распознавать растения и насекомых Урала;
8
научить вырезать по контуру геометрические фигуры, работать
аккуратно с клеем, складывать простые формы из бумаги (квадрат,
прямоугольник).
Воспитательные задачи:
формировать экологическую культуру;
воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Развивающие задачи:
развивать любознательность;
развивать мелкую моторику.
9
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№
Название раздела, темы
Количество часов
всего теория практика
Формы аттестации/
контроля
1. РАЗДЕЛ «Времена года и явления природы»
1.1
Введение в
программу. Входной
контроль
1
0,5
0,5
Проведение игры
1.2
Осенние краски
природы.
4
1
3
Создание аппликаций
1.3
Зимние узоры
4
1
3
1.4
Весенние цветы
4
1
3
1.5
Летний лес
4
1
3
1.6
Итоговый контроль
4
0,5
0,5
18
5
13
Всего
Создание работы с
помощью
нетрадиционной техники
рисования
Создание работы с
помощью
нетрадиционной техники
рисования
Создание работы с
помощью
нетрадиционной техники
рисования
Задание на
внимательность и
мышление
2. РАЗДЕЛ Природа родного края
Млекопитающие 2.1
жители Урала.
5
2
3
Работа по заданию
(обвести, найти, собери)
Творческая композиция
из пластилина
Работа по образцу с
бумагой
2.2
Насекомые Урала
5
2
3
2.3.
Птицы Урала
5
2
3
2.4
Лес Урала
5
2
3
Задание найти отличие
2.5
Красная книга
5
2
3
Создание аппликации
Итоговый контроль
6
0
3
Задание на внимание и
память
10
ВСЕГО
28
10
18
3. РАЗДЕЛ Мир вокруг
3.1
Путешествие в прошлое
Земли
2
1
1
Творческое задание
3.2
Путешествие в космос
4
1
3
Творческое задание
3.3
Путешествие по
материкам
3
1
2
Творческое задание
3.4
Широка страна наша
родная
3
1
2
3.5
Малая родина
3
1
2
3.6
Итоговый контроль
5
0
3
Творческое задание
ВСЕГО
18
ИТОГО:
72
Творческое задание
Творческое задание
11
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
1. РАЗДЕЛ «Времена года и явления природы».
1.1 Введение в программу. Входной контроль
Теория: обсуждение темы «Мир вокруг нас, его многообразие» (солнце,
воздух, вода, растения, животные – окружающая нас природа). Входная
диагностика. Знакомство учащихся с окружающим миром, правилами
техники безопасности.
Практика: работа с ножницами, клеем и бумагой. Создание аппликации.
1.2 Осенние краски природы.
Теория: закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе.
Формирование бережного отношения к окружающей природе. Беседа «Что
такое осень?». Дидактическая игра «Когда это бывает?». Беседа «Что нам
осень подарила?» Определение порядка выполнения аппликации из листьев.
Практика: выполнение аппликации «Осенний пейзаж».
1.3 Зимние узоры.
Теория: закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе.
Беседа «Что такое зима?», обсуждение признаков зимы, особенностей
зимних месяцев. Участие в развивающих играх «Чудесный мешочек», «Кто
скорее соберет?».
Практика: создание композиции «Зимние узоры».
1.4 Весенние цветы.
Теория: закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе. Беседа
«Что такое весна?». Обсуждение признаков весны, названий и особенностей
весенних месяцев.
Практика: создание работы «Весенние цветы» с помощью нетрадиционной
техники рисования.
1.5 Летний лес.
Теория: закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе. Беседа
«Что такое лето?». Обсуждение признаков наступления лета, летних месяцев.
12
Практика: создание работы «Летний лес» с помощью нетрадиционной
техники рисования.
1.6 Итоговый контроль.
Практика: выполнение дидактической игры-квеста «Времена года».
2. РАЗДЕЛ Природа родного края
2.1 Млекопитающие Урала.
Теория: знакомство с животными Урала (типичные жители: рысь, росомаха,
медведь, заяц, соболь). Игра «Учимся различать и опознавать». Просмотр
коротких видеофильмов о дикой природе Урала.
Практика: выполнение творческого задания – аппликация.
2.2 Насекомые.
Теория: знакомство с насекомыми Урала.
Практика: выполнение заданий для развития внимания, мышления и
наблюдательности. «Угадай-ка».
2.3 Лес.
Теория: восприятие новых знаний о лесах и проблеме их исчезновения, а
также базовых знаний о том, что такое ответственное потребление.
Сравнение деревьев и кустарников, их отличия. Изучение названий основных
деревьев окружающих нас.
Практика: Игра «Угадай-ка!».
2.4 Красная книга.
Теория: восприятие новых знаний о биологическом разнообразии, о роли
редких видов животных и растений в природных системах и о том, какие
действия каждый из нас может предпринимать для их сохранения. Какие
животные исчезают и почему.
Практика: знакомство с Красной книгой.
3. РАЗДЕЛ Мир вокруг.
3.1 Путешествие в прошлое Земли.
13
Теория: обсуждение темы «Как планета Земля развивалась». Восприятие
новых знаний об истории появления континентов, о Пангее, о динозаврах.
Практика: создание творческой работы, участие в дидактических играх.
3.2 Путешествие в космос.
Теория: восприятие новых знаний о солнечной системе, о планете Земля, о
первом космонавте.
Практика: создание творческого задания (формат А3).
3.3 Путешествие по материкам.
Теория: знакомство с океанами и материками. «Путешествие в Европу,
Австралию, Южную Америку, Северную Америку, Арктику, Африку».
Практика: практическое задание-аппликация (на формате А3). Участие в
игре-путешествие.
3.4 Широка страна наша родная.
Теория: восприятие новых знаний на тему: «Что такое герб, его назначение»,
«Столица России», «Символика страны».
Рассматривание государственного герба и флага Российской Федерации.
Практика: выполнение аппликации: «Наш флаг», «Символика города (герб,
флаг, гимн)». Участие в играх «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».
3.5 Малая родина.
Теория: просмотр презентации «Рождение города». Беседа на тему: «Где мы
живем?» «Мы живем в городе Североуральске». Участие в игре-путешествие
«История нашего края». Беседа о градообразующем предприятии и его
назначении, о гербе и флаге родного города.
Практика: изготовление аппликации «Моя малая Родина». Выполнение
творческого задания в виде рисунка своего города: «Город, в котором я
живу».
Организации
выставки
и
обсуждения
рисунков.
Участие в
дидактических играх: «Родные улицы», «Домашний адрес».
3.5 Итоговый контроль
Практика: прохождение заданий на проверку изученного материала.
14
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
учащийся будет знать
–
основные деревья Урала;
–
различать животных Урала;
–
некоторые краснокнижные растения и животных Евразии;
учащийся будет
–
выполнять творческие работы в технике аппликации, рисования.
Личностные:
–
учащийся будет проявлять любознательность во время занятий;
–
у учащегося будет наблюдаться развитие мелкой моторики.
Метапредметные результаты:
учащийся будет
– адекватно воспринимать предложения педагога, по исправлению
допущенных ошибок.
15
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебный кабинет (характеристики аудитории: в помещении, в котором
должны проводиться занятия необходимо иметь парты и стулья по
количеству обучающихся, набор карт и информационные стенды; кабинет
разделен на игровую и учебную зону; игровая зона – просторное место для
проведения практических занятий, игр, физических минут);
доска школьная (меловая)
ноутбук,
проектор, экран,
фотокамера,
канцелярские принадлежности;
предметы для художественного творчества: краски, кисти, карандаши,
бумага;
глобус, географическая карта Земли;
природный материал: камни, ракушки, шишки, листья и т.п.;
бросовый материал и бытовые отходы: обрезки ткани, газеты, бумага,
картон, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, вата и др.;
гербарные папки;
лупы увеличительные;
аудио- и видеофильмы о природе;
Красная книга Свердловской области;
наглядные пособия и дидактический материал (в виде карточек,
таблиц, образцов, электронных материалов);
подборка иллюстративного материала (в том числе в электронном
виде).
16
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программу может реализовать педагог дополнительного образования,
имеющий высшее образование, обучившийся на курсах повышения
квалификации по экологическому воспитанию; владеющий базовыми
знаниями
и
умениями
по
краеведению
и
знающий
историю
Североуральского городского округа и имеющий курсы повышения
квалификаций по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидность.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методические разработки, дидактический и лекционный материал:
1) плакаты с животными, растениями.
2) географические карты.
3) фотоматериалы, видеоматериалы.
На занятиях используются подборка развивающих и обучающих,
логических игр.
Занятие включает в себя дидактические игры и упражнения на развитие
познавательных процессов, в заключительной части проводится закрепление
полученных знаний, совместное обсуждение или создание творческой
работы.
С целью проверки усвоения детьми знаний применяются игры,
викторины.
Для
диагностики
уровня
развития
коммуникативных
способностей детей используются задания, тесты, игры.
17
2.2 ФОРМА АТТЕСТАЦИИ/ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Начальная диагностика проводится в сентябре-октябре, в виде заданий
на проверку развития памяти, внимания, мелкой моторики.
В конце курса обучения, в мае, проводиться итоговая диагностика – в
виде диагностической игры «Помоги медведю»; проводится обследование
развития мелкой моторики.
Текущая диагностика проводится в течение всего учебного года через
активность работы на занятиях и в играх.
Результаты диагностики заносятся в карту мониторинга (Приложение
1). Оцениваются предметные теоретические знания, практические умения и
метапредметные знания и умения. Показатели ранжируются по 3-х бальной
системе.
1 балл – низкий уровень – минимальные результаты;
2 балла – базовый уровень, средние результаты и в практической и в
теоретической части;
3 балла – усовершенствованный уровень – высокий результат в
обучении, учащийся дополнительно и самостоятельно занимается дома.
Подсчет ведется математически, выводиться общий балл отдельно по
предметным теоретическим знаниям, по практическим умениям и по
метапредметным знаниям и умениям.
Оценка уровня воспитанности осуществляется через педагогическое
наблюдение, результаты заносятся в карту «Мониторинг развития качеств
личности обучающихся» (Приложение 2).
По итогам обучения заполняется таблица «Уровень результативности
обучения в процентном соотношении по каждому направлению (Приложение
3).
Оценка
уровня
развития
мелкой
моторики
оценивается
при
выполнении ребенком диагностических заданий (Приложение 4).
18
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Конвенция ООН о правах ребенка //М.: ИНФРА-М. – 2001. – С. 5.
2.
Конституция Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.constitution.ru/.
3.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
4.
Федеральный Закон «Об охране окружающей среды».
[Электронный
ресурс].
–
–
Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/.
5.
Волосовец Т. В. и др. Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (контекстный анализ)
//Воспитание школьников. – 2016. – №. 1. – С. 3-15.
6.
Основы государственной политики в области экологического
развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденные Президентом
РФ 30 апреля 2012 г.
7.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(протокол от 30 ноября 2016 г. № 11)Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Проект Федерального закона № 90060840-3 «Об экологической
культуре».
9.
Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1208 «О
мерах по улучшению экологического образования населения».
19
10.
Постановление Правительства РФ от 26 января 1995 г. «Об
утверждении Положения о Межведомственной Комиссии по экологическому
образованию».
11.
2013 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
№ 1155
образовательного
«Об
утверждении
стандарта
ресурс].
федерального
дошкольного
–
государственного
образования»
Режим
[Электронный
доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
Литература для педагога
12.
Дмитриева Е. А., Ландырева А. С. Методические условия
формирования экологической культуры младших школьников в условиях
дополнительного образования //Ярославский педагогический вестник. – 2013.
– Т. 2. – №. 2.
13.
Заводчикова
О.
Г.
Адаптация
ребенка
в
детском саду:
взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи:
пособие для воспитателей // - М.: Просвещение. – 2007.
14.
Ласкина Л. Д. Экологическое образование младших школьников:
рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы. – ООО
«Издательство «Учитель», – 2014.
15.
Сулейманова Ф. А., Воробьева А. Г. Практика организации
исследовательской деятельности дошкольников //Детский сад от А до Я, –
2011. – №. 3. – С. 94-100.
Пособия для детей и родителей
16.
Серия: «Наша планета Земля», «Времена года», «Фрукты»,
«Овощи», «Ягоды», «Насекомые», «Съедобные грибы», «Ядовитые грибы». М.: Мозаика-Синтез, – 2005 (рабочая тетрадь).
20
17.
Серия раскрасок для детей: «Растения водоемов», «Полевые и
луговые цветы», «Овощи», «Фрукты», «Электрические приборы» - М.:
Мозаика-Синтез, – 2005 (рабочая тетрадь).
18.
Серия:
«Наглядно-дидактическое
пособие
«Рассказы
по
картинкам» - М.: Мозаика – Синтез, – 2006 учебно-наглядное пособие).
21
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МОНИТОРИНГ
Практическая
подготовка
Теоретическая подготовка
Показатели
(оцениваемые параметры)
Называет животных и растении
уральского леса
Узнает деревья
Знание о экологических привычках
Критерии
Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям
Узнает о краснокнижных растениях и
животных
Узнавать, называть и определять
объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с
содержанием учебного плана
Степень выраженности оцениваемого качества
овладел менее чем ½ объема знаний по
программе;
объем усвоенных знаний составляет более ½;
освоил весь объем знаний, предусмотренных
программой за конкретный период
Число
балло
в
1
2
Методы
диагностики
Наблюдение,
тестировани
е,
контрольный
опрос
контрольное
задание и др.
3
Отсутствие
затруднений
овладел менее чем ½ предусмотренных
умений и навыков;
объем усвоенных умений и навыков
составляет более ½;
овладел практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными
программой за
конкретный период
1
2
3
Наблюдение,
контрольное
задание
22
Фиксация наблюдений об
окружающем мире в творческих
работах.
Отсутствие
затруднение в
изображений
природных
явлений
репродуктивный уровень – в основном,
выполняет задания на основе образца;
творческий уровень (I) – видит необходимость
принятия
творческих
решений,
выполняет
практические задания с элементами творчества с
помощью педагога;
творческий уровень (II) - выполняет практические
задания с элементами творчества самостоятельно.
1
2
3
Наблюдение,
контрольное
задание
Основные компетентности
Показатели
Учебно-интеллектуальные
(оцениваемые
параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с
литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле;
работает с литературой с помощью педагога или
родителей;
работает с литературой самостоятельно, не испытывает
особых трудностей.
адекватно
воспринимать
предложения
педагога,
товарищей,
родителей и других
людей по
испытывает серьезные затруднения в концентрации
внимания, с трудом воспринимает учебную информацию;
слушает и слышит педагога, воспринимает учебную
информацию при напоминании и контроле, иногда принимает
во внимание мнение других;
сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога,
адекватно воспринимает информацию, уважает мнение других.
Число
балло
в
Методы
диагностики
1
2
3
1
Наблюдение,
анализ
способов
деятельност
и детей.
2
3
23
Коммуникативные
исправлению
допущенных ошибок
договариваться о
распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности в
малой группе
предлагать помощь
и сотрудничество
Прислушиваться к
словам педагога,
следовать
инструкциям и
понимать их.
испытывает серьезные затруднения в ситуации
дискуссии, необходимости предъявления доказательств и
аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной
помощи педагога;
участвует в дискуссии, защищает свое мнение при
поддержке педагога;
самостоятельно
участвует в дискуссии, логически
обоснованно
предъявляет
доказательства,
убедительно
аргументирует свою точку зрения.
испытывает серьезные затруднения при организации
своего рабочего снаряжения, нуждается в постоянном контроле
и помощи педагога;
организовывает рабочее снаряжение и убирает за собой
при напоминании педагога;
самостоятельно готовит рабочее снаряжение и убирает за
собой
1
2
3
1
2
3
Наблюдение,
участие в
соревновани
ях
24
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Мониторинг развития качеств личности обучающихся
Детское объединение_________________________ Образ. программа_______________________________
Год обучения_______________________Преподаватель_______________________ Уч. год______________
Качества
№
Фамилия, имя
личности
самостоятельность в
работе
экологическая культура:
ценностное отношение к
природному миру.
Аккуратность, творческий подход.
0-3 балла
0-3 балла
0-3 балла
25
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Уровень результативности обучения
Средний показатель %
Усовершенст
вованный
уровень
Базовый
уровень
Минимальны
й уровень
Общеучебные умения и навыки
уровень
Усовершенст
вованный
Базовый
уровень
Минимальны
й уровень
Практическая подготовка
Усовершенст
вованный
уровень
Базовый
уровень
Минимальны
й уровень
Теоретическая подготовка
Критерии оценивания уровня ЗУН при выполнении учащимися практической работы
Уровень
Усовершенствованный уровень
Базовый уровень
Минимальный уровень
Критерии оценивания
Практическое задание выполняется самостоятельно без подсказки педагога
Учащийся самостоятельно занимается дополнительно
Готовиться дома заранее
Учащийся ищет новые подходы и методы к выполнению задания
Работает самостоятельно с небольшой помощью педагога
Выполняются достаточно сложные художественные приемы
Учащийся ведет минимальные самостоятельную работу все занятии
Практическая работа выполнена с помощью педагога
Учащийся выполняет только простые художественные приемы.
Самостоятельная работа не ведется
26
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Задание для детей 4 – 6 лет
1 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев
«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой,
остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
«Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом
безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
«Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и
мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони
к себе);
«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и
безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец
на ладони).
Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок
можно помогат ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок
действует самостоятельно.
2 блок. Упражнения на дорисовывание
Дорисуй прямую линию;
Дорисуй волнистую линию;
Дорисуй ломаную линию (заборчик).
При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то,
как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию
карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.
3 блок. Работа с бумагой
Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована
координация движений рук);
Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в
работе).
27
4 блок. Упражнения на координацию движений.
«Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это
упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность,
он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
Катание шарика.
Методика проведения обследования развития мелкой моторики.
(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;
2 - балла и ниже – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;
2 балла и ниже (низкий уровень)
У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения
скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация
движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами;
сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при
рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их
целенаправленность,
точность.
Дети
затрудняются
в
подражательных
движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
2-2,5 баллов (средний уровень)
У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что
дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из
пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
3-4 балла (высокий уровень)
У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита
отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук
точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
28
Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов
исследователем – врачом A.M. Мустафиным для определения «бюджета
способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят
скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец
охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга... Так как этому движению
ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным
актом», – пишет A.M. Мустафин.
На Западе распространен более простой способ диагностики по руке,
выявляющий
сформированность
пальцевой
координации,
без
которой
невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою,
обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и
дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же
палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок
правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и
мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень
хорошей координацией.
Диагностика развития мелкой моторики детей 5-7 лет
Диагностика
готовности
руки
к
овладению
письмом
проводится
с
использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности
к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К.Йирасика,
графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрического теста «Вырезание
круга».
Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:
Фамилия Имя
ребенка
Срисовывание
Образца
Развитие графических навыков
Штриховка
Графический
диктант
Тест Керна
Йерасика
1.
2.
3.
4.
29
Рекомендуемые задания для диагностики:
1. Развитие мелкой моторики
Упражнения «Кольцо», «Зайчик» – пальцы зажаты в кулак, указательные
и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по
показу);
«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается
быстрота, создание рисунка);
Завязывание шнурков разной величины;
Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.
2. Ориентировка в пространстве
Зрительные, слуховые диктанты;
Д/И «Найди, где спрятано?».
3. Срисовывание образца
задания на листе бумаги в клетку, в линейку;
дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение).
4. Штриховка
выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними,
сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5. Графический диктант
Задание по типу «Продолжи узор»;
Графический диктант Д.Б. Эльконина.
6. Тест Керна Йирасика
Срисовывание фразы «Он ел суп»;
Срисовывание группы точек;
Рисование фигуры человека.
При оценке рисунка человека учитывается:
наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
30
способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна
форма конечностей.
7. Вырезание ножницами.
Вырезание силуэта предмета
Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга»
(На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на
8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга,
изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается
основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается
отклонений не более 2-х раз).
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 5 баллов
Высокий уровень – задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма
баллов по заданиям – 60-80 баллов
Средний уровень – есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и
стимулирующую помощь, сумма баллов от 36 до 59 балла
Низкий бал – задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.
31