Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные инспекторы движения» (далее – Программа) относится к социальногуманитарной направленности.
Актуальность Программы раскрывается через соответствие:
1. Федеральному закону "О безопасности дорожного движения" №196-ФЗ
от 15 ноября 1995 года, который закладывает основы для правового регулирования
в этой сфере и предполагает обучение граждан правилам безопасного
поведения на автомобильных дорогах, которое осуществляется организациями,
осуществляющими образовательную деятельность. Разработка образовательной
программы является практической мерой по выполнению требований данного
закона.
Плану совместных мероприятий министерства образования и
2.
Управления
ГИБДД
ГУ
МВД
России
по
Свердловской
области
по
предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на 2022 - 2025
года.
3.
Комплексному
межведомственному
плану
мероприятий
по
профилактике травматизма и гибели несовершеннолетних в Свердловской
области.
4.
Приказу
Министерства
образования
и
молодёжной
политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»: одним из основных направлений воспитательной деятельности является
развитие социальной ответственности подрастающего поколения.
5. Постановлению Администрации Североуральского городского округа
от 30.08.2023 года № 1012 «Об утверждении муниципальной программы
Североуральского городского округа «Развитие системы образования в
Североуральском городском округе на 2024 – 2029 годы», где одной из задач
2
является «обеспечение развития и совершенствования дополнительного
образования».
Правила дорожного движения - государственный нормативный акт в
области регулирования дорожно-транспортных отношений. Поэтому знать
правила и неукоснительно их выполнять обязаны все участники дорожного
движения, в том числе и дети.
Программа составлена с учетом ежегодной статистики дорожнотранспортных происшествий в Североуральском муниципальном округе,
которая информирует о регулярных случаях детского травматизма на дорогах
(часто – по вине самих детей). Поэтому возникает необходимость не только в
обучении учащихся правильному поведению на улицах и дорогах, но и в том,
чтобы помочь им осознать серьёзность и ответственность своего поведения в
качестве пешеходов и велосипедистов.
Так как Программа создана для детей и подростков 10-14 лет, при ее
составлении
учитывались
психофизиологические
особенности
данного
возраста, поэтому, знания и умения, полученные учащимися в ходе обучения по
программе «Юные инспекторы движения», позволят им усвоить необходимые
правила дорожного движения, более уверенно чувствовать себя на улицах и
дорогах, что необходимо для обеспечения их безопасности.
Став членами отряда Юных Инспекторов Движения, учащиеся освоят
навыки общения в коллективе, где наряду с умениями пропагандировать
Правила дорожного движения, дети смогут реализовать свой творческий и
интеллектуальный
потенциал.
А
также
познакомятся
ближе
со
специальностями Госавтоинспекции. Умение донести до других информацию,
которую ты знаешь, в творческой форме - нелегкое, но очень интересное дело.
Игры, театрализованные представления, агитационные выступления и другие
мероприятия в детских садах и начальных классах по обучению детей
дорожной безопасности дают обучающимся возможность применить свои
знания и умения на практике.
Отличительные особенности программы «Юные инспекторы движения»
3
в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса
используются современные педагогические технологии: проектирование,
информационные технологии обучения. А также, организация учебной и
воспитательной
деятельности
сотрудничестве
юных
по
Программе,
инспекторов
основана
движения
с
на
тесном
инспекторами
Госавтоинспекции и сотрудниками ДОСААФ России (проведение совместных
социальных
акций,
патрулирований,
агитационных
выступлений,
профилактических мероприятий).
Программа
является
модифицированной,
разработана
на
основе
авторской программы «ЮИД» Капцевой А.В., учебного пособия по обучению
детей правилам дорожного движения «Игровой модульный курс по ПДД или
школьник вышел на улицу» (составитель В,И. Ковалько), программы по
профилактике
Инспектора
детского
дорожно-транспортного
Движения»
(составитель
травматизма
Министерство
«Юные
общего
и
профессионального образования Свердловской области ГОУДОД ЦДОД
«Дворец молодёжи»).
Обучение по программе проходит в 4 этапа:
- на 1 этапе идёт формирование, сбор отряда, проводятся беседы с целью
положительной мотивации на данный вид деятельности, а также планируется
работа отряда на учебный год;
- на 2 этапе происходит обучение ребят правилам Безопасности
дорожного движения (БДД) и безопасного поведения на улицах и дорогах;
ознакомление с традициями отрядов ЮИД, участие в городских и областных
мероприятиях данного направления;
- на 3 этапе организуется работа по пропаганде БДД в школах и детских
садах (в виде театрализованных и агитационных представлений), выпуск
агитационных газет и листовок.
- 4 этап – это общественно-полезная деятельность в своём микрорайоне,
направленная на выявление нарушителей ПДД и предупреждение дорожнотранспортных происшествий с участием детей. Работа ведётся совместно с
4
инспекторами Госавтоинспекции.
Адресат Программы дети и подростки 10-14 лет.
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских
возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем
это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы
нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к
людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты
характера и формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии
этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному
самосовершенствованию,
-
это
самопознание,
самовыражение
и
самоутверждение.
Есть некоторые психофизиологические особенности детей 10–14 лет,
которые влияют на соблюдение ими правил безопасности дорожного движения:
- Незрелость нервной системы. Проявляется в виде несдержанности и
импульсивности, «вспышек» раздражительности, быстрой смены настроения. В
быстро меняющихся условиях дорожного движения это может снизить личную
безопасность и безопасность других участников движения.
- Преобладание потребности в движении над осторожностью. Ребёнок не
в состоянии сразу остановиться, поэтому на сигнал машины реагирует со
значительным опозданием.
- Неразвитые прогностические способности. Не позволяют предвидеть
последствия возникшей ситуации, предугадать возможные варианты поведения
водителя.
- Несформированное логическое мышление. Не позволяет в полной мере
анализировать погодные условия и их влияние на безопасность движения по
дорогам разных типов, анализировать ошибки в своём и чужом поведении,
устанавливать их причины и определять пути исправления.
- Неразвитость абстрактного мышления. Затрудняет ориентировку и
нахождение по рисункам, схемам, графическим изображениям части дороги,
построение её модели, обозначение её частей.
5
- Отсутствие «чувства времени». Не позволяет правильно определить
количество затраченного времени, например, на переход дороги, осуществить
подсчёт времени на дорогу по нужному маршруту в благоприятных и
неблагоприятных условиях.
Чтобы снизить вероятность дорожно-транспортных происшествий с
детьми, необходимо учитывать эти особенности и обучать их безопасному
поведению на дороге.
Возрастная категория 10-14 лет характеризуется целеустремленностью,
желанием активно взаимодействовать со сверстниками и окружающими, и
имеет потребность
быть
значимыми
и
востребованными
в
обществе
личностями. Программа «Юные инспекторы движения» разработана с учетом
психофизиологических особенностей детей и подростков данного возраста и
подходит для реализации ее при групповом обучении и достижении указанных
в ней целей.
Количество обучающихся в группе: 10-12 человек.
Принцип формирования учебных групп: в объединение принимаются
дети, желающие изучать правила дорожной безопасности и участвовать в их
пропаганде, а также взаимодействовать с сотрудниками Госавтоинспекции и
ДОСААФ России во время проведения совместных мероприятий.
Объем и срок освоения Программы:
Объём Программы: 144 учебных часа;
Программа рассчитана на 2 года обучения;
1 год обучения: 72 часа в год;
2 год обучения: 72 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма
реализации
программы
–
традиционная
модель,
которая
представляет собой линейную последовательность освоения содержания в
течение трех лет обучения в одной образовательной организации. Структура
программы предполагает постепенное расширение знаний, умений и навыков,
их углубление в ходе освоения материала.
6
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа: 45 минут.
Перерыв между учебными занятиями - 10 минут.
Общее количество часов в неделю - 2 часа.
Занятие проводится один раз в неделю по 2 часа.
Форма обучения: очная.
Форма
организации
образовательного
процесса:
фронтальная,
групповая.
Форма реализации образовательной программы: с использованием
сетевого взаимодействия с МАОУ СОШ №9, Североуральской школойинтернат, отделением Госавтоинспекции Североуральска, местным отделением
ДОСААФ России.
Перечень форм проведения занятий:
Беседы, просмотр учебных фильмов и презентаций, упражнения на
учебном макете и в автогородке, творческие мастерские, практические занятия,
экскурсии, патрулирования и участие в социальных акциях, творческая
агитационная деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения,
участие в проведении мероприятий по безопасности дорожного движения,
игры.
Перечень форм подведения итогов реализации Программы:
Театрализованные и игровые агитационные представления.
Тесты и итоговые задания в учебных тетрадях.
Викторины, конкурсы и кроссворды по ПДД.
Конкурсы рисунков по пропаганде БДД.
Участие в конкурсах отрядов ЮИД, соревнованиях велосипедистов и
знатоков ПДД («Безопасное колесо»).
Итоговые занятия в автогородке.
Цель и задачи Программы
Цель – воспитание грамотных пешеходов и велосипедистов, подготовка и
привлечение учащихся к активной пропаганде и агитации правил безопасности
7
дорожного движения среди младших детей и сверстников.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить учащихся с основными правилами безопасного движения,
со
специальной дорожной терминологией, а также методами и формами
пропаганды безопасности дорожного движения.
Развивающие:
Способствовать развитию организаторских способностей обучающихся
через пропаганду безопасности дорожного движения, объединению коллектива
учащихся на основе овладения знаниями и навыками безопасного поведения на
дороге,
а
так
же
посредством
общественной
коллективно-творческой
деятельности.
Развить навыки безопасного движения и их пропаганды для различных
участников дорожного движения на основе общей заинтересованности.
Развить мотивационно-поведенческую культуру ребенка в условиях
общения с дорогой; дорожную грамотность детей.
Воспитательные:
Сформировать
активную
гражданскую
позицию,
воспитывать
дисциплинированного участника дорожного движения чувство ответственности
за своё поведение.
Воспитать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, а
также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Планируемые результаты Программы:
Метапредметные:
Обучающиеся планируют свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
Умеют слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
Умеют
договариваться
о
распределении
ролей
в
совместной
8
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и пути ее достижения, осмысливать собственное поведение и
поведение окружающих.
Личностные:
Обучающиеся оценивают жизненные ситуации (поступки, явления,
события) с точки зрения соблюдения правил дорожного движения;
Делают обоснованный выбор в предложенных ситуациях, опираясь на
знание правил дорожного движения;
Осознают ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих;
Являются примером соблюдения правил дорожного движения для
сверстников и младших детей.
Предметные:
Обучающиеся умеют переходить проезжую часть дороги; определять
безопасные места для игр, отдыха и катания на велосипеде;
Пользуются общественным транспортом и двигаться по улице группой,
следуя ПДД;
Обладают навыком предвидеть опасные ситуации на дорогах и грамотно
вести себя в дорожных условиях;
Ориентируются в основных терминах ПДД и их значении;
Умеют оказать посильно первую помощь;
Соблюдают сигналы светофора и регулировщика, ориентируются на
дороге и определяют опасные ситуации;
Грамотно управляют велосипедом и умеют переходить железнодорожные
пути;
Активно участвуют в пропаганде ПДД для различных участников
дорожного движения;
Принимают активное участие в патрулировании с целью выявления
пешеходов, нарушающих ПДД, в конкурсах, слётах и соревнованиях отрядов
ЮИД, в наглядной агитации и театрализованной пропаганде ПДД
9
Знают:
Элементы улиц, дорог и их назначение; об опасных местах в своём
микрорайоне, связанных с движением транспорта, погодными условиями;
Виды дорожной разметки, перекрёстки и их виды;
Основные правила для пешеходов и пассажиров, о «дорожных
ловушках»;
Правила безопасного перехода улиц и дорог, движения по тротуару, по
загородной дороге, правила перехода дорог с односторонним и двусторонним
движением;
Сигналы светофора и регулировщика, значение дорожных знаков для
пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Понятия «остановочный» и «тормозной» пути автомобиля, назначение
дорожной разметки;
Правила пользования общественным транспортом;
Историю возникновения пдд и автомобиля;
Основные направления работы госавтоинспекции;
Основы оказания первой доврачебной помощи при дтп;
Виды
пропаганды пдд среди различных групп участников дорожного
движения.
Содержание Программы
Учебный план
№
п/п
Год
обучения
1
1
2
Название раздела (модуля)
Отряды ЮИД. Средства
наглядной агитации,
пропаганда безопасности
дорожного движения.
Правила дорожного
движения для пешеходов,
пассажиров и
Количество часов
теория практик
а
5
22
12
16
Всего
Формы аттестации
(контроля)
27
Творческие задания,
участие в
мероприятиях по
ПДД
Упражнения на
учебном макете и в
автогородке,
28
10
велосипедистов
тестирование
3
Оказание первой помощи
2
3
5
4
Патрулирования и рейды
4
8
12
1
Отряды ЮИД. Средства
наглядной агитации,
пропаганда безопасности
дорожного движения.
Правила дорожного
движения, участники
дорожного движения.
История ПДД и транспорта
10
16
26
6
10
16
ГИБДД-основные
направления работы
Первая помощь при ДТП
Работа в автогородке по
ПДД, игры и соревнования
по ПДД
Патрулирование и участие в
социальных акциях по
безопасности дорожного
движения
1
1
2
2
2
2
12
4
14
Зачет
Игры, соревнования,
итоговые задания.
-
10
10
Участие в
мероприятиях по
БДД
2
3
2
4
5
6
Практические
узадания
Практические
задания
Итого: 72 часа
Творческие задания,
участие в
мероприятиях по
ПДД
Тестирование,
викторины,
практические
задания в тетрадях и
на учебном макете
Квиз-игра
Всего по программе: 144 часа
Итого: 72 часа
Учебный (тематический) план (1 год обучения)
№
п/п
Название модуля
Кол-во
часов
теория
практи
ка
1
2
Положение об отрядах ЮИД
Формы и методы пропаганды ПДД
2
4
1
1
1
3
3
Инспектор ГИБДД - основные
направления работы
Наглядная агитация
2
1
1
5
1
4
Безопасные маршруты. Наш город особенности движения
Дорожная разметка, перекрёстки и их
виды
4
1
3
3
2
1
4
5
6
Формы
промежуточной
аттестации
Творческие
задания
Собеседование
Творческие
задания
Практические
задания
Игровые
упражнения
11
9
3
6
Тестирование
8
Правила перехода улиц и дорог,
дорожные ловушки. Правила
пассажиров
Сигналы светофора и регулировщика
4
2
2
9
10
Движение транспортных средств
Дорожные знаки и их группы
Упражнения в
автогородке
4
2
2
1
2
1
11
Первая доврачебная помощь при ДТП
5
2
3
12
Творческая мастерская
8
1
7
13
Патрулирование и рейды
12
4
8
14
Театрализованные представления по
пропаганде ПДД
8
1
7
7
Упражнения в
автогородке.
Тестирование.
Практические
упражнения
Творческие
задания
Практические
упражнения
Участие в
мероприятиях по
ПДД
Итого: 72 часа
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
Тема1. Положение об отрядах Юных Инспекторов Движения.
Теория: Основные задачи работы юных инспекторов движения (ЮИД).
Принципы создания отряда ЮИД, требования к членству отряда. Права и
обязанности отряда ЮИД, направления и формы работы, поручения в отряде.
Вводный инструктаж.
Практика:
Сбор
отряда
–
знакомство,
обсуждение
поручений,
планирование работы отряда. Организация и контроль осуществляется
руководителем отряда.
Тема 2. Формы и методы пропаганды ПДД.
Теория: Индивидуальные и групповые формы пропаганды: конкурсы,
беседы, викторины, агитационные выступления, агитационные плакаты и
листовки. Методы пропаганды: метод убеждения, обмен информацией, встречи
с интересными людьми и т.д.
Практика: Проведение бесед, составление викторин на заданную
педагогом тему по ПДД. Подготовка агитационных выступлений, листовок,
плакатов по ПДД для пропаганды ПДД в детских садах и начальных классах
12
школ.
Настольные и подвижные игры для отработки навыков безопасного
поведения на дорогах. Патрулирование на улицах города совместно с
инспекторами ГИБДД.
Тема 3. Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения.
Теория: ГИБДД – основные направления работы. Назначение инспекции,
работа инспекторов ГИБДД и ДПС.
Практика: Экскурсия в городской от дел ГИБДД, встречи с работниками
ГИБДД. Совместная деятельность с инспекторами ГИБДД (патрули, акции)
Тема 4. Наглядная агитация.
Теория: Виды наглядной агитации: плакаты, рисунки агитационного
характера для оформления класса, рисунки для участия в выставках рисунков
по ПДД и др.
Практика: оформление классного стенда «Юные Инспектора Движения»,
альбомов по изучаемым темам («Виды транспорта», «Дорожные знаки» и др.).
Оформление класса работами учащихся по теме БДД, выпуск плакатов по БДД
для театрализованных представлений и для детских садов и школ. Выпуск
листовок для патрулирования, «молний» по сводкам ГИБДД о ДТП.
Тема 5. Безопасные маршруты. Особенности движения в нашем городе.
Теория: Специальные места, предназначенные для перехода улицы.
Правила перехода дороги, улицы с наиболее интенсивным движением
транспорта в нашем городе. Составление безопасных маршрутов.
Практика: экскурсия в своём микрорайоне с целью выявления наиболее
опасных участков улицы, составление безопасных маршрутов по своему
микрорайону, выполнение заданий в рабочих тетрадях по теме «Безопасные
маршруты».
Самостоятельная
работа
учащихся
–
составление
своего
безопасного маршрута от дома до школы.
Тема 6. Дорожная разметка, Перекрёстки и их виды.
Теория: Понятие дорожной разметки, виды и назначение разметок.
Определение перекрёстка, виды перекрёстков.
Практика: изготовление пособий по данной теме, работа с учебным
13
настольным перекрёстком, работа в рабочих тетрадях по теме, экскурсия для
закрепления полученных знаний.
Тема 7. Правила перехода улиц и дорог, Дорожные ловушки.
Теория: Места безопасного перехода, обозначение данных мест знаками и
разметкой. Особенности перехода перекрёстков. «Дорожные ловушки»опасные ситуации: закрытый обзор (стоящие машины, кусты, деревья,
медленно приближающаяся машина). Ситуации отвлечения внимания, ситуация
пустынной улицы, ситуация незаконченного перехода проезжей части.
Практика: патрулирование на улицах города с целью контроля за
поведением пешеходов при переходе дорог. Беседы по теме «Дорожные
ловушки», работа с таблицами-схемами видов опасных дорожных ситуаций,
конкурс рисунков.
Тема 8. Сигналы светофора и регулировщика.
Теория:
Светофорное
регулирование,
виды
светофоров.
Сигналы
регулировщика: жесты с применением жезла, свисток регулировщика. Значение
сигналов светофора и жестов регулировщика.
Практика: экскурсия и патрулирование с целью наблюдения за
соблюдением сигналов светофора и регулировщика участниками дорожного
движения. Игры на учебном перекрёстке и работа в тетрадях.
Тема 9. Движение транспортных средств. Тормозной путь автомобиля.
Теория:
Движение
транспортных
средств
на
проезжей
части,
правостороннее движение. Тормозной и остановочный пути транспортных
средств, факторы, влияющие на них. Необходимость учёта этих факторов
участниками движения.
Практика: решение задач в игровых ситуациях на макетах, в рабочих
тетрадях с целью отработки понятий по движению транспорта. Упражнение
«остановочный путь пешехода и велосипедиста».
Тема 10. Дорожные знаки и их группы.
Теория: Назначение дорожных знаков, места их установки, виды знаков.
Практика: работа в тетрадях. Настольные игры на закрепление знаний о
14
дорожных знаках, игры на настольном перекрёстке с использованием знаков,
оформление альбома «Дорожные знаки» с использованием рисунков и стихов
учащихся.
Тема 11. Первая доврачебная помощь при ДТП.
Теория: Виды ран. Виды наружных кровотечений. Правила остановки
кровотечения в результате травмы. Оказание первой доврачебной помощи при
ожогах. Правила наложения повязок при переломах.
Практика:
обучение
Комплектование
аптечки
медицинских
навыкам
с
наложения
анализом
работников в качестве
её
повязок,
содержимого.
шин,
жгута.
Привлечение
источника информации. Конкурс
«санитарных постов».
Тема 12. Правила для пассажиров.
Теория: Правила поведения пассажиров легкового транспорта при
посадке и высадке, пользование ремнями безопасности.
Правила пассажиров в салоне общественного транспорта, при ожидании
транспорта на остановках, при посадке в транспорт и высадке из него.
Практика: Проведение игры «Пассажиры автобуса» и викторины по
правилам поведения пассажиров. Работа в тетрадях, выпуск листовок для
пассажиров.
Тема 13. Творческая мастерская.
Теория:
Виды
поделок
для
оформления
кабинета.
Закрепление
пройденного материала о частях улицы и видах транспорта, о правилах для
пешеходов.
Практика: Поделки из бумаги, картона, бросового материала, пластилина
по темам: «Виды транспорта», «Здания на нашей улице», «Пешеходы и
водители», «Безопасные места для игр», изготовление подарков-сувениров для
младших детей.
Тема 14. Патрулирование.
Теория: Нарушение правил дорожного движения пешеходами. Причины
попадания детей-пешеходов в «дорожные ловушки». Пропаганда правил БДД в
15
виде вручения пешеходам листовок и памяток по БДД, бесед с пешеходами,
наблюдений за работой сотрудников ГИБДД.
Практика:
изготовление
листовок
и
памяток
для
пешеходов,
патрулирование с инспекторами ГИБДД возле пешеходных переходов и школ,
участие в ежегодных областных и общероссийских акциях, проводимых
ГИБДД («Катушка», «Внимание - дети!»). Беседы с детьми-нарушителями
правил.
Тема 15. Театрализованные представления по пропаганде Безопасности
дорожного движения (БДД).
Теория: Значение театрализованной пропаганды БДД для детей младшего
возраста.
Практика: составление сценариев театрализованных представлений,
отдельных
номеров для
сценариев выступления
агитбригад по
БДД.
Выступления отряда ЮИД с игровыми программами, театрализованными
представлениями,
агитационными
мероприятиями
по
БДД
перед
дошкольниками и учащимися младших классов.
Учебный (тематический) план (2 год обучения)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Название раздела
количест
во часов
теория
практи
ка
Формы
промежуточной
аттестации
Сбор отряда ЮИД
Формы и методы пропаганды
ГИБДД-основные направления
работы ПДД
ГИБДД-основные направления
работы
Причины дорожно-транспортных
происшествий
История возникновения ПДД и
автомобиля
Дорожные знаки и их значение
2
2
1
1
1
1
2
1
1
Собеседование
2
1
1
Тестирование
2
1
1
2
1
1
Участники дорожного движения.
Правила для пешеходов и
пассажиров
Правила для велосипедистов.
Вождение велосипеда
4
1
3
6
2
4
Игровые
упражнения
Упражнения в
автогородке.
Тестирование.
Упражнения в
автогородке.
Тестирование
Упражнения в
автогородке.
Творческие
задания
16
2
1
1
Тестирование
10
Правила движения пешеходов
группами и в колонне
Первая помощь при ДТП
4
2
2
11
Работа в автогородке по ПДД
8
2
6
12
Игры и соревнования по ПДД
6
-
6
13
Наглядная агитация.
Театрализованные представления по
пропаганде БДД
Творческие мастерские
8
2
6
4
-
4
15
Участие в городских конкурсах ЮИД
и подготовка к ним
8
-
8
16
Патрулирование и участие в
социальных акциях по безопасности
дорожного движения
10
-
10
Практическое
занятие с
медицинским
работником
Практические
Задания в
автогородке
Участие в
мероприятиях по
ПДД
Участие в
мероприятиях по
ПДД
Творческие
задания
Участие в
мероприятиях по
ПДД
Участие в
мероприятиях по
пропаганде ПДД
9
14
Итого: 72 часа
Содержание учебного (тематического) плана 2-го года обучения
Тема 1. Сбор отряда ЮИД.
Теория: Основные задачи деятельности отряда ЮИД, основные формы и
направления работы. Символы и традиции отряда.
Практика: сбор отряда, планирование деятельности отряда на учебный
год. Обсуждение поручений и их распределение.
Тема 2. Формы и методы пропаганды ПДД.
Теория: Конкурсные формы, беседы, викторины, театрализованные
представления, патрулирования, деловые игры.
Практика: составление викторин, игровых заданий для проведения с
младшими детьми. Анализ ДТП с обсуждением и выявлением виновников
происшествия (по сводкам ГИБДД). Деловые игры: «Грамотные пешеходы»,
«Инспектор ДПС» и беседы на заданные темы с привлечением инспекторов
ГИБДД. Настольные и подвижные игры для отработки полученных знаний.
Тема 3. ГИБДД – основные направления работы.
17
Теория: Назначение инспекции, работа отделов по направлениям,
специальности ГИБДД.
Практика: экскурсия в городской отдел ГИБДД, встречи с работниками
ГИБДД и беседы с ними. Знакомство с техническим оснащением инспекции.
Тема 4. Причины дорожно–транспортных происшествий с участием
детей.
Теория:
Особенности
поведения
детей
на
дорогах.
Возрастание
количества транспортных средств и интенсивности движения на дорогах.
Последствия нарушения ПДД участниками движения. Правила движения.
Опасные привычки детей и игры на дороге. Меры по предупреждению ДТП.
Практика: патрулирование участков возле школ с целью контроля за
соблюдением ПДД детьми и осуществления разъяснительных бесед с
нарушителями ПДД совместно с инспекторами ГИБДД. Разъяснительная
работа в классах с обсуждением конкретных ситуаций и обсуждением
поступков учащихся.
Тема 5. История возникновения правил дорожного движения и
автомобиля.
Теория: История изобретения первого автомобиля. Первые дороги и
тротуары. Создатели первых автомобилей. История появления светофоров и
дорожных знаков.
Появление единых дорожных правил.
Практика: познавательная игра «Как это было», составление кроссвордов
по истории создания автомобиля, викторины по теме. Конкурс рисунков и
творческая мастерская по теме.
Тема 6. Дорожные знаки, их значение.
Теория: Классификация дорожных знаков, их назначение, места
установки. Значение знаков для пешеходов и велосипедистов.
Практика: проведение викторин, мини-игр по теме. Настольные игры с
дорожными знаками, игры с дорожными знаками на настольном макете,
изготовление альбома рисунков и аппликаций по теме.
18
Тема 7. Участники дорожного движения. Правила для пешеходов и
пассажиров.
Теория: Группы участников дорожного движения, взаимосвязь между
ними. Правила для пешеходов: правила перехода улиц и дорог, переход
перекрёстков соблюдение дорожных знаков, «дорожные ловушки».
Правила для пассажиров: поведение в легковом и общественном
транспорте, пользование ремнями безопасности.
Практика:
проведение
деловых
игр
и
конкурсов,
агитационные
выступления по теме, патрулирование с целью контроля за соблюдением
правил пешеходами.
Тема 8. Правила для велосипедистов. Вождение велосипеда.
Теория: Возрастные требования к движению на велосипеде. Специальные
места для езды на велосипеде. Устройство велосипеда. Запреты для
велосипедистов. Правила управления велосипедом на проезжей части.
Практика:
проведение
соревнований
«Безопасное
колесо»
при
организации педагогических работников и инспекторов ГИБДД. Обучение
навыкам фигурного вождения в автогородке.
Тема 9. Правила движения пешеходов группами и в колонне.
Теория: Правила движения группы по обочине. Особенности движения
детей в колонне. Сопровождение взрослых при движении колонны. Правила
перехода проезжей части дороги.
Практика: проведение игр на настольной разметке, экскурсии.
Тема 10. Первая доврачебная помощь при ДТП.
Теория: Понятие о переломах. Основные признаки. Переломы костей
конечностей, рёбер, позвоночника, черепа. Основные виды оказания первой
доврачебной
помощи.
Виды
транспортных
шин.
Профилактические
мероприятия для предупреждения шока. Перевязочный материал и правила
пользования им.
Практика: тематические занятия с участием медицинского работника по
19
обучению навыкам наложения повязок и шин. Ролевая игра «Оказание первой
помощи».
Тема 11. Работа в автогородке по ПДД.
Теория:
Закрепление
правил
для
пешеходов
и
велосипедистов.
Закрепление знаний о дорожных знаках и дорожной разметке.
Практика: Упражнения по фигурному вождению велосипеда и отработка
навыков грамотного перехода через дорогу для пешеходов с применением
макетов дорожных знаков и дорожной разметки. Подготовка к ежегодному
соревнованию «Безопасное колесо».
Тема 12. Игры, соревнования, викторины по ПДД.
Теория: Закрепление знаний по пройденным темам, отработка правил для
пешеходов, пассажиров, велосипедистов.
Практика:
Различные виды игр: настольные, ролевые, деловые, интеллектуальные,
театрализованные. Упражнения на настольной и напольной разметках.
Соревнования на знание ПДД и викторины по ПДД (Участие и проведение с
младшими детьми).
Тема 13. Наглядная агитация.
Теория: Уголок безопасности движения в Центре: его значение и
функции. Виды стенной печати, требования к оформлению газеты, плаката.
Другие виды наглядной агитации.
Практика: Оформление отрядного уголка «ЮИД», уголка безопасности в
ЦВР. Выпуск листовок и плакатов с целью пропаганды БДД, «молний»-по
сводкам ГИБДД о ДТП.
Тема 14. Творческие мастерские.
Теория: Закрепление пройденного материала в виде творческих работ.
Значение наглядного материала для обучения дошкольников и младших
школьников ПДД.
Практика: изготовление поделок, атрибутов, эмблем для оформления
класса и занятий с младшими детьми. Оформление альбомов по разным
20
разделам ПДД, рисунки по пропаганде ПДД для оформления класса и участия в
конкурсах.
Тема 15. Участие в конкурсах и слётах ЮИД и подготовка к ним.
Теория:
Значение
массовой
агитационной
деятельности
перед
различными участниками дорожного движения. Особенности проведения
областных и городских этапов соревнования.
Практика: Совместная разработка планов и сценариев агитационных
выступлений. Изготовление атрибутов подготовка к выступлениям и участие в
них.
Тема 16. Театрализованные представления по пропаганде БДД.
Теория: Значение игровых и театрализованных мероприятий для детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
Практика: составление сценариев представлений, изготовление атрибутов
и декораций для агитационных выступлений, а также, сувениров для малышей.
Выступления перед учащимися младших классов и дошкольниками.
Тема 17. Патрулирование.
Практика: изготовление агитационных листовок для пешеходов и
водителей. Выявление детей-нарушителей ПДД и заполнение «Карточек
нарушителей» для дальнейших действий ГИБДД. Беседы с нарушителями о
безопасности дорожного движения.
21
Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов по программе
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Сроки проведения аттестации
Режим занятий
9
10
11
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года
36
36
2
144
17
19
25-30 мая
1 раз в неделю по 2
академических часа
10 сентября
31 декабря-9 января
31 мая
Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение:
− учебный кабинет;
− электронная модель светофора;
− электрофицированный настольный перекрёсток;
− модель напольного перекрёстка;
− магнитная учебная доска по ПДД;
− макеты дорожных знаков;
− элементы формы инспектора ГИБДД и жезл; форма ЮИД;
− ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
− информационные стенды по безопасности дорожного движения и
деятельности отряда ЮИД;
− детский автогородок с оборудованием.
Методические материалы:
− комплект иллюстрированных плакатов по ПДД;
22
− наборы таблиц-схем дорожных ситуаций-ловушек;
− демонстрационный материал;
− рабочие тетради для учащихся;
− учебно-методические пособия для педагога и учащихся
(ежемесячная газета «Добрая дорога детства», обучающая
литература по ПДД, билеты и карточки по ПДД);
− настольные и дидактические игры по ПДД;
− кроссворды по ПДД;
− элементы костюмов для театрализованных представлений и
сюжетно-ролевых игр;
− видеоматериалы и обучающие презентации по ПДД;
− альбомы с фотографиями, вырезками из газет и отчётным
материалом о деятельности отряда ЮИД;
− образцы ученических работ: рисунки, стихи, поделки;
− разработки мероприятий:
− коллективные игры, конкурсы, викторины;
− театрализованные представления и агитационные выступления;
− конспекты занятий.
Перечень необходимых электронных образовательных ресурсов для
участия в образовательном процессе:
- задания по ПДД для детей разного возраста, интерактивные программы
«Юный регулировщик», «ПДД для велосипедистов», «ПДД и ЮИД»,
информация об истории ПДД, административная ответственность за нарушения
ПДД. https://pdd.by/ ;
- интерактивные тесты и игры, плакаты для детей разного возраста и
уголок безопасности. https://adrive.by/default.aspx?tag=конспект%20пдд ;
- раздел «Азбука дорожной безопасности» (размещены ПДД и дорожные
знаки для детей, плакаты по ПДД для детей младшего, среднего и старшего
возраста, обучающие видеофильмы). https://mir.pravo.by/ ;
-
сайт
«Азбука
безопасности».
Правила,
советы,
рекомендации
23
специалистов
о
безопасности
на
дороге.
Видеоролики,
мультфильмы.
http://www.azbez.com/safety/road/ ;
- игра «Дорога в школу» https://mir.pravo.by/info/games/waytoschool ;
- «Раздел «Детская безопасность» на сайте Госавтоинспекции МВД
России:
энциклопедия, конкурсы, онлайн-игры, дорожная азбука. http://detibdd.ru/
Особенности
построения
работы
по
Программе
заключается
в
систематическом обучении групп детей и подростков из отряда юных
инспекторов движения правилам дорожной безопасности и одновременном
включении их в агитационную деятельность по пропаганде безопасности
дорожного движения. Совместно с инспекторами Госавтоинспекции города
Североуральска, учащиеся участвуют в проведении социальных акций по ПДД,
рейдов вблизи образовательных учреждений, патрулированиях, организуют и
проводят различные мероприятия для детей и их родителей в детских садах и
школах.
Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы
Вид контроля
Входной контроль
Текущий контроль
Цель проведения
Определение
уровня
развития
обучающихся,
выявление
имеющихся
знаний по ПДД,
творческих
способностей
Оценка качества
освоения учебного
материала
пройденной темы:
отслеживание
активности
обучающихся, их
готовности
к
восприятию
нового.
Инструментарий
Игровые и творческие задания, практические
упражнения, тестирование.
Вводное тестирование (см. Приложение №2)
Тестирование, творческие и практические
упражнения, контрольное задание.
Ссылки на инструментарий:
https://adrive.by/default.aspx?tag=конспект%20пдд
24
Промежуточный
контроль
Итоговый контроль
Определение
уровня освоения
программы
на
определенном
этапе обучения
Определение
уровня освоения
программы
и
установление
соответствия
достижений
обучающихся
планируемым
результатам
Участие в мероприятиях по ПДД. Практические
задания в автогородке. Тестирование.
Ссылки на инструментарий:
http://www.pdd24.com/ pdd-onlain
Игры и тестовые задания (см. Приложение №2)
Участие в мероприятиях по ПДД. Практические
задания в автогородке. Творческие задания и
конкурсы. Тестирование.
Ссылки на инструментарий:
http://www.pdd24.com/ pdd-onlain
https://childage.ru/obuchenie-iobrazovanie/nachalnaya-shkola/testyi-po-pdd- dlyashkolnikov-s-otvetami.html
25
Список литературы:
Нормативные документы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции
2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 r. N 678-p.
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652-Н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления
26
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
11.
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
12.
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении
Порядка
организации
осуществления
образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
13.
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая
разноуровневые программы)».
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О
14.
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
15.
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов
на
базе
образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы
в субъектах Российской Федерации»).
16.
07.05.2020
Письмо
№
Министерства
ВБ-976/04
просвещения
«Рекомендации
по
Российской
Федерации
реализации
внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
27
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования территории Свердловской области до 2035 года».
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
"Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
19.
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 29.04.2025 № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций».
20.
Устав МАУ ДО «ЦВР».
Литература, используемая при составлении Программы:
21.
Учебное пособие по обучению детей правилам дорожного
движения «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу»
(составитель В, И. Ковалько), 2008;
22.
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма «Юные Инспектора Движения» (составитель Министерство
общего и профессионального образования Свердловской области ГОУДОД
ЦДОД «Дворец молодёжи»);
23.
«Дорожная безопасность» Козловская Е.А., Козловский С.А. Уч.-
мет. Пособие для общеобразовательных учреждений и системы ДО., 2003;
24.
«Обучение детей правилам дорожного движения». Методическое
пособие. Екатеринбург, 2003;
25.
«Организация отрядов юных инспекторов дорожного движения».
Свердловск, 1988;
26.
Класс «Светофор». Методические рекомендации. Составитель
Володарская В.Н. 2003;
27.
«Примерные тексты бесед по безопасности дорожного движения»
составитель Артемьева А.И., 2007;
28.
«Уроки по ПДД в 5-9 классах». ЗАО «Калан», Екатеринбург,2000;
28
29.
«ПДД
в
игровой
форме
для
3-9
классов»
Казаков
В.И.
Методическое пособие Инспектор ДПС., Екатеринбург, 2001;
30.
«Учебная
программа
курса
«Культура
безопасности
жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений Свердловской
области». Екатеринбург, 2006;
31.
Методические
рекомендации
«Организация
мероприятий,
направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма»
Госавтоинспекции ряда субъектов РФ на основании информационного
бюллетеня ДОБДД МВД России №33 за 2006 год;
32.
Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников» 3-е
издание Ростов-на-Дону, 2007;
33.
Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников» 3-е
издание Ростов-на-Дону, 2007;
34.
Билеты по правилам дорожного движения для 5-9 классов». Изд-во:
«Калан», М., 2000.
Литература для обучающихся и родителей:
1.
Правила дорожного движения Российской Федерации, 2021;
2.
«Азбука поучительных историй о пешеходах и пассажирах».
Екатеринбург, 2003;
3.
Газета «Добрая дорога детства».
4.
Боровой Е.В. «Красный, желтый, зеленый» - Мн. Народная асвета,
5.
Дорожная безопасность: учебная книжка-тетрадь. - М., Третий Рим,
2006;
2004.
29
Приложение №1
Вводное тестирование
По какой части дороги должен ходить
пешеход?
1. По проезжей части.
2. По тротуару. +
Можно ли ехать на велосипеде, у которого не
работает тормоз?
1. Можно.
2. Нельзя. +
3. Можно, но с маленькой скоростью.
Какое транспортное средство можно отнести к Можно ли детям до начальной школы ездить
общественному?
на мопеде, скутере?
1. Легковой автомобиль.
1. Да
2. Грузовой автомобиль.
2. Нет, это запрещено законом. +
3. Автобус. +
3. Если очень хочется, то можно
При включении зеленого сигнала светофора
можно ли сразу начинать переход?
1. Можно. +
2. Нельзя.
3. Как называют людей, идущих по дороге?
1.
Пешеходы. +
2.
Водители.
3.
Пассажиры
Как называется место пересечения дорог?
1. Тротуар.
2. Перекресток. +
3. Проезжая часть
Можно ли переходить через проезжую часть,
если на основном светофоре включен красный
сигнал, а на пешеходном — зеленый?
1. Да. +
2. Нет.
На какой сигнал светофора можно переходить По
какой стороне
пешеходного
дорогу?
перехода
или тротуара
должен
1. На желтый.
двигаться пешеход?
2. На зеленый. +
1. По той стороне, где больше места.
3. На красный
2. По правой стороне. +
3. По любой.
30
Где можно играть в различные игры?
1. На проезжей части.
2. На тротуаре.
3. Только на специальной
площадке.
+
В каком месте можно переходить улицу?
1. В любом месте.
2. Там, где есть пешеходный переход
В какую сторону необходимо посмотреть,
прежде чем начать переходить дорогу?
1. Направо.
2. Налево. +
3. Прямо
Какой знак должен подать велосипедист,
поворачивая налево?
1. Вытянутая вверх левая рука.
2. Вытянутая в сторону левая рука. +
3. Поднятая вверх правая рука
Где нужно ожидать трамвай, если нет
посадочной площадки?
Что обозначает зеленый мигающий сигнал
светофора?
На проезжей части или тротуаре.
На проезжей части или обочине.
На тротуаре или обочине.+
1.
2.
3.
Где нужно стоять в ожидании автобуса?
1. На специальных посадочных
площадках, а там, где их нет, - на тротуаре +
2. В любом месте, где вам удобно
3. На проезжей части дороги
1. Запрещает дальнейшее движение через
перекресток.
2. Разрешает движение, но
предупреждает, что вскоре будет включен
красный свет. +
Как нужно переходить улицу?
1.
Нужно быстро бежать
2.
Медленно идти при этом петь песни
3.
Спокойным, твердым шагом, держа
взрослого за руку. +
Если светофор неисправен, кто регулирует
движение на проезжей части?
1. Инспектор ГИБДД.
2. Регулировщик. +
3. Полицейский
Игры и тестовые задания для промежуточного и итогового контроля:
-
игра
по
станциям
по
Правилам
дорожного
движения:
https://infourok.ru/igraekzamen-peshehoda-na-znanie-pravil-dorozhnogodvizheniya-1266963.html
31
-
задания
https://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-
shkola/testyi-po-pdd- dlya-shkolnikov-s-otvetami.html
- решение билетов – тестовых заданий: https://www.pdd24.com/pdd-onlain
Тестовое задание по оказанию первой помощи (один правильный
ответ).
1.
2.
Назовите основные признаки жизни человека:
A.
Наличие сознания, пульсации, дыхания;
B.
Отсутствие сознания, пульсации, дыхания;
C.
Все перечисленное
Основная помощь при артериальном кровотечении:
A.
Тугое бинтование;
B.
Наложение жгута;
C.
Фиксирующая повязка лейкопластырем
3. Соотношение надавливаний на грудную клетку и вдуваний в
рот (в нос) пострадавшего составляет:
4.
A.
1:15
B.
15:1
C.
30:2
При ожогах основная помощь сводиться:
A.
Закрытию
раневой
поверхности
и
использования
холода на месте ожога;
5.
B.
Использование грелки;
C.
Все перечисленное
Время наложения жгута составляет:
A.
10 мин;
B.
30 мин;
C.
1 час
32
6.
Ваши действия при обнаружении инородного тела (ножа) в
грудной клетке?
A.
Вытаскиваем нож, закрывает рану, сопровождаем в больницу
B.
Вызываем «03». Нож оставляем на месте, вокруг ножа
накладываем валик из бинта, следим за состоянием, ждем скорую
C.
7.
Все перечисленное
Ваши действия при переломе лучезапястного сустава?
A.
Успокоить, уложить на бок, дать попить воды
B.
Успокоить, вызвать «03», наложить шину, применить
C.
Успокоить, наложить жгут или закрутку, применить
холод
холод
8.
9.
Какие признаки характерны для обморожения 3 степени?
A.
Побледнение кожи
B.
Покраснение кожи
C.
Волдыри на ране с мутным содержимым
Какие признаки характерны для ожога 2 степени?
A.
Побледнение
B.
Наличие волдырей с прозрачным содержимым
C.
Волдыри на ране с мутным содержимым
10. Что следует предпринять при наличии глубокой раны на голове, в
височной области слева?
11.
A.
Заклеить лейкопластырем
B.
Наложить повязку «Чепец»
C.
Наложить воротник Шанца на шею + ответ b
Ваши действия, если при вас сотрудник упал в обморок?
A. Подойти, проверить пульс, дыхание, сознание, поднять ноги под
углом 30 – 90 градусов, дать понюхать пары нашатырного спирта
B.
Попытаться поднять его на стул
C.
Дать понюхать пары нашатырного спирта
33
12.
Что должно быть в автомобильной аптечке?
A.
Жгут, бинты, лейкопластыри
B.
Таблетки для обезболивания, устройство для проведения
искусственной вентиляции легких, перчатки
C.
Всё, кроме таблеток для обезболивания
13.
Видна рана на нижней трети правой голени, из раны
торчит кость, кровь фонтаном бьет из раны алого цвета, ваши
действия?
A. Успокоить, вызвать «03», усадить на землю (твердую поверхность),
закрыть рану стерильной повязкой
34
Командная игра «У светофора нет каникул!»
(для итогового контроля)
Цель игры: выявить уровень знаний и умений детей о правилах дорожной,
противопожарной и личной безопасности, о методике оказания первой помощи
пострадавшим. Проанализировать возможности детей работать в команде,
сообща, совместно достигать поставленной цели.
В игре участвуют команды детей 10-14 лет. Команды выстраиваются на
площадке.
Ведущий
представляет
участников,
судей
игры,
цель
игры.
Предоставляется приветственное слово сотрудникам Госавтоинспекции и МЧС.
Команды получают маршрутные листы и проходят 8 этапов.
Этапы игры:
1.
Эстафета «Автогородок». Каждый участник проезжает на велосипеде
(самокате) определенный участок импровизированной улицы, соблюдая правила
дорожного движения и требования дорожных знаков. А также, выполняя задания:
-«змейка из конусов» (участник объезжает 6 конусов «змейкой», стараясь не
задеть ни одного конуса);
-«узкий мост» (участник проезжает между двух перекладин, не задевая их
колесами);
-«проезд под перекладиной» (участник проезжает под несколькими
вертикальными перекладинами, стараясь их не задеть);
-линия «Стоп» (участник останавливает велосипед непосредственно перед
указанной линией, не заезжая на нее и заблаговременно показывает свою
остановку сигналом рукой.
Атрибутика, используемая в ходе проведения: конусы, перекладины
металлические или деревянные, мел, велосипеды или самокаты.
2.
«Улица города». Участники по – очереди берут по одному
плоскостному предмету (пешеходы, транспорт, элементы улицы, здания) из
корзины. Необходимо доехать на самокате до обруча, в котором нарисован макет
улицы и поместить выбранный предмет в соответствующее место (например,
транспорт расположить на проезжей части, пешеходов – на тротуаре).
Атрибутика, используемая в ходе проведения: самокаты, металлический
обруч, плоскостные фигуры «Улица города»).
3.
«Знатоки дорожных правил». Участники всей командой отвечают на
вопросы по правилам дорожного движения для пешеходов и велосипедистов.
Демонстрация дорожных ситуаций происходит на настенном или настольном
игровом перекрестке.
Атрибутика, используемая в ходе проведения: игровой перекресток,
магнитные фигуры участников дорожного движения.
4.
«Дорожные знаки». Участники всей командой находят нужные знаки
(из имеющихся на столе) по описанию их назначения.
Атрибутика, используемая в ходе проведения: комплект учебных дорожных
знаков.
5.
«Если ты потерялся в лесу». Участники всей командой отвечают на
вопросы о мерах безопасности и действиях человека, потерявшегося в лесу. В
помощь команде дается карточка – схема с рисунками. Также на этом этапе
проводится упражнение «Растения нашего края», где участникам предстоит
разложить на две группы карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов
и ягод.
Атрибутика, используемая в ходе проведения: карточка – схема «Если ты
потерялся в лесу», карточки с изображением грибов и ягод.
6.
Эстафета «Тушение очага возгорания». Участники по – очереди
добираются до «очага возгорания» и пытаются его «потушить», преодолевая на
пути препятствия (мягкие модули, скамейки, стулья). Добравшись до «очага
возгорания», участник «вызывает сотрудников МЧС» (находит и поднимает вверх
36
карточку с номером телефона 101 или 112) и тушит «очаг возгорания», пытается
сбить мяч струёй воды.
Атрибутика, используемая в ходе проведения: мягкие модули,
скамейки, стулья («препятствия»), мяч на стойке, пожарный рукав, карточки с
номерами телефонов спецслужб.
7.
Эстафета «Спасение пострадавшего». Участники по 5 человек
становятся на мягкие модульные «лыжи». Им предстоит пройти по «снежным
сугробам» до обвала, где завалило снегом «пострадавшего» (манекен).
Пострадавшего выносят в безопасное место, где их встречает медицинский
работник. Участники рассказывают и показывают, как оказать первую помощь
пострадавшему при обморожении и травме ноги.
Атрибутика, используемая в ходе проведения: модульные лыжи, манекен
«пострадавшего».
8.
«Оказание первой помощи пострадавшим». Участники рассказывают и
показывают, как оказать первую помощь пострадавшему при потере сознания.
Атрибутика, используемая в ходе проведения: манекен «пострадавшего»,
аптечка.
Пройдя все 8 этапов, участники игры соберут 8 букв. Из них им необходимо
составить ключевое слово «внимание» и сдать маршрутный лист жюри.
После подведения итогов, состоится награждение участников: все команды
награждаются дипломами и сладкими призами, а победители-кубками.
37
Коллективная развивающая игра
по безопасности дорожного движения для учащихся 4-6 классов
«Пять звезд»
Игра может использоваться в качестве диагностического материала в
конце пройденной темы (раздела) или в конце учебного года для определения
уровня знаний учащихся по нужной теме. Примерные темы игры: «Правила
для пешеходов и велосипедистов», «Средства регулирования
дорожного
движения», «Дорожные ловушки» и т.д.
Цель: закрепить (выявить уровень) знания учащихся о безопасном
поведении на улицах и проезжих частях.
Задачи:
•
Вспомнить правила безопасного поведения на улицах и проезжих
частях для различных участников дорожного движения;
•
Развивать интерес к изучению Правил дорожного движения
посредством увлекательной игровой деятельности;
•
Развивать умение взаимодействовать со сверстниками в команде,
умение договариваться и слушать окружающих.
Возраст учащихся: 7-8 лет (хотя эту игру можно провести и с
дошкольниками и со школьниками разных возрастов, меняя вопросы игры
по сложности).
Данную игру использую в работе с детьми разных возрастных групп
уже шесть лет. Эта игра нравится абсолютно всем детям, так как в
процессе этой игры не только проверяются (обобщаются) знания
учащихся, но и вырабатывается умение работать в группе, когда просто
необходимо договариваться друг с другом. В процессе игры присутствует
азарт, стремление выиграть.
На протяжении всей игры участникам
интересно узнать, какие же символы скрываются под еще не открытыми
38
квадратами, кому достанется «звездный» вопрос, а кому - дополнительные
баллы?
В результате этой игры выявляется команда – победитель, набравшая
большее количество баллов, но важно объяснить детям, что победа здесь – не
главное, главное, что все вместе повторили такие важные правила
безопасности на дорогах, и к тому же в необычной интересной форме.
Содержательная часть
Оборудование для игры: ноутбук, проектор, экран.
Описание игры: участники делятся на две команды садятся полукругом
или в круг, чтобы было удобно совещаться.
На экране высвечивается игровое поле с синими квадратами, каждый
из которых можно выбрать, назвав соответствующую цифру и букву.
Каждая команда
по - очереди выбирает квадрат. Педагог с помощью
щелчка мышкой открывает названный квадрат. Под каждым квадратом скрыт
какой-либо из значков:
•
«звезда» - команда отвечает на сложный вопрос (за правильный
ответ получает 5 баллов);
•
«солнце» - команда отвечает на легкий вопрос с тремя
вариантами ответов (за правильный ответ получает 1 балл);
•
«смайлик» - плюс 3 балла команде (бонус);
•
«тучка»- минус 3 балла команде;
•
«цифры от 1 до 5» - бонусные баллы команде;
•
«стрелка» - переход хода.
Команды отвечают на вопросы в соответствии с выбранной
категорией или получают бонусные баллы. Командам предлагается
обязательно совещаться перед ответом. Ведущий записывает баллы, в
конце игры подводятся итоги.
(Электронный вариант игрового поля – в приложении).
39
Вопросы для игры «Пять звезд»
Легкие вопросы:
1.
В каких местах пешеходам безопаснее переходить проезжую
часть?
•
Возле своего дома;
•
По
пешеходному
переходу,
на
перекрестке,
который
регулируется светофорами;
•
На повороте дороги.
2.
Почему опасно переходить проезжую часть наискосок?
•
У пешехода увеличивается путь;
•
Пешеход поворачивается спиной к автомобилям;
•
Оба ответа верны.
3.
Что может помешать пешеходу хорошо осмотреться по сторонам
при переходе проезжей части?
•
Зонт над головой, растущие у дороги кусты;
•
Стоящий у тротуара автомобиль;
•
Оба ответа верны.
4.
Разрешается ли пешеходам переходить дорогу под знаком
«Пешеходный переход» треугольной формы?
•
Разрешается;
•
Запрещается;
5.
Вы вышли из автобуса и вам необходимо перейти на другую
сторону улицы. Ваши действия:
•
Если близко есть пешеходный переход, дойти до него и перейти
дорогу, а если нет – дождаться, когда автобус отъедет и переходить,
убедившись в безопасности;
•
Переходить дорогу можно, обойдя стоящий автобус спереди;
•
Переходить дорогу можно, обойдя стоящий автобус сзади.
6.
Что запрещено делать, идя по тротуару?
40
•
Бегать и толкать друг друга;
•
Разговаривать с другом;
•
Разговаривать по телефону.
7.
Кто должен обязательно соблюдать ПДД?
•
Водители;
•
Пешеходы и пассажиры;
•
Все перечисленные люди.
8.
Какие средства помогают пешеходу стать заметней на улице в
темноте и при плохой видимости?
•
Световозвращающие элементы на одежде и рюкзаках;
•
Светлая или яркая одежда, фонарик в руках;
•
Красные или синие флажки в руках;
•
Верны первые два ответа;
Сложные вопросы:
1.
Почему опасно перебегать дорогу перед близко едущим
транспортом?
2.
Какие дорожные знаки установлены возле вашей школы, что они
означают?
3.
Как поступить пешеходу, если он подошел к дороге, а на
светофоре уже начал мигать зеленый сигнал для пешеходов?
4.
Какие места на улицах очень опасны для перехода проезжей
части?
5.
Как поступить правильно, если при переходе дороги у вас упал
какой-нибудь предмет прямо на проезжую часть?
41