Программа ЮИД адаптированная

Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Юные инспекторы движения» (далее – Программа) относится к
социально-гуманитарной направленности и предназначена для детей и подростков
с легкой формой умственной отсталости. Данная программа обеспечивает
реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)
на получение дополнительного образования.
Актуальность:
Актуальность Программы раскрывается через соответствие:
1. Федеральному закону "О безопасности дорожного движения" №196-ФЗ от
15 ноября 1995 года, который закладывает основы для правового регулирования в
этой сфере и предполагает обучение граждан правилам безопасного поведения на
автомобильных

дорогах,

которое

осуществляется

организациями,

осуществляющими образовательную деятельность. Разработка образовательной
программы является практической мерой по выполнению требований данного
закона.
Плану

2.
Управления

совместных

ГИБДД

ГУ

мероприятий

МВД

России

министерства

по

образования

Свердловской

области

и
по

предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на 2022 - 2025
года.
3. Комплексному межведомственному плану мероприятий по профилактике
травматизма и гибели несовершеннолетних в Свердловской области.
4.

Приказу

Министерства

образования

и

молодёжной

политики

Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»: одним из основных направлений воспитательной деятельности является
развитие социальной ответственности подрастающего поколения.

2

5. Постановлению Администрации Североуральского городского округа от
30.08.2023

года

Североуральского

№

1012

«Об

городского

утверждении

округа

муниципальной

«Развитие

системы

программы

образования

в

Североуральском городском округе на 2024 – 2029 годы», где одной из задач
является

«обеспечение

развития

и

совершенствования

дополнительного

образования».
Программа

составлена

с

учетом

ежегодной

статистики

дорожно-

транспортных происшествий в Североуральском муниципальном округе, которая
информирует о регулярных случаях детского травматизма на дорогах (часто – по
вине самих детей). Поэтому возникает необходимость не только в обучении
учащихся правильному поведению на улицах и дорогах, но и в том, чтобы помочь
им

осознать серьёзность и ответственность своего поведения в качестве

пешеходов и велосипедистов.
Правила дорожного движения - государственный нормативный акт в
области регулирования дорожно-транспортных отношений. Поэтому знать
правила и неукоснительно их выполнять обязаны все участники дорожного
движения, в том числе и дети с ОВЗ. Программа разработана исходя из
социального запроса родителей детей с ОВЗ. Получение детьми с ОВЗ
дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех
этапах

социализации,

повышению

социального

статуса,

становлению

гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в
разрешении проблем, затрагивающих их интересы.
Адаптированная
общеобразовательной

Программа

разработана

общеразвивающей

на

основе

программы

дополнительной

«Юные

инспекторы

движения» и отличается от основной универсальным подходом к обучению с
учетом особенностей учащихся. Так как Программа создана для детей и
подростков 10-14 лет с легкой формой умственной отсталости, при ее составлении
учитывались психофизиологические особенности данной категории учащихся,
3

поэтому, в учебный план внесены изменения: уменьшена теоретическая часть,
увеличено количество наглядного материала, используются игровые формы, а
также, частая смена видов деятельности во время занятий.
У детей и подростков с легкой умственной отсталостью часто наблюдаются
нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии
и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Игровая форма занятий позволяет
создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную
обстановку, необходимую для их заинтересованности темой занятия и быстрым
включением в работу. Работа с детьми строится с учетом их уровня развития.
Знания и умения, полученные учащимися в ходе обучения по программе
«Юные инспекторы движения», позволят им усвоить необходимые правила
дорожного движения, более уверенно чувствовать себя на улицах и дорогах, что
необходимо для обеспечения их безопасности.
Став членами отряда Юных Инспекторов Движения, учащиеся обретут
навыки общения в коллективе, где наряду с умениями пропагандировать Правила
дорожного движения, они смогут проявить свой творческий потенциал и
реализовать желание быть значимым и полезным в обществе. Умение донести до
других информацию, которую ты знаешь, в творческой форме - нелегкое, но очень
интересное

дело.

Игры,

театрализованные

представления,

агитационные

выступления, участие в социальных акциях и другие мероприятия по
безопасности дорожного движения помогут обучающимся применить свои знания
и умения на практике. Регулярная совместная деятельность по пропаганде
безопасности дорожного движения с инспекторами Госавтоинспекции послужит
для ребят хорошим средством мотивации к законопослушному поведению и
активной гражданской позиции в будущем.
Отличительные особенности Программы «Юные инспекторы движения» в
том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса
используются

современные

педагогические

технологии:

проектирование,
4

информационные технологии обучения. А также, организация учебной и
воспитательной деятельности по Программе основана на тесном сотрудничестве
юных инспекторов движения с инспекторами Госавтоинспекции и сотрудниками
ДОСААФ России (проведение совместных социальных акций, патрулирований,
агитационных выступлений, профилактических мероприятий).
В Программе используются общедоступная форма организации материала и
предполагается минимальная сложность ее содержания. Практическая работа
ведется с использованием иллюстраций, обучающих презентаций, мультфильмов
и видеороликов. При реализации Программы учитываются индивидуальные
особенности учащихся. Для этого анализируется информация о состоянии
здоровья детей: зрения, склада нервной системы, от которых зависит внимание
детей на занятиях, их работоспособность.
Программа является модифицированной, разработана на основе авторской
программы «ЮИД» Капцевой А.В., учебного пособия по обучению детей
правилам дорожного движения «Игровой модульный курс по ПДД или школьник
вышел на улицу» (составитель В,И. Ковалько), программы по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма «Юные Инспектора Движения»
(составитель

Министерство

общего

и

профессионального

образования

Свердловской области ГОУДОД ЦДОД «Дворец молодёжи»).
В основу разработки Программы заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения
содержания

образования.,

что

обеспечивает

разнообразие

содержания,

предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход, строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5

школьного возраста определяется характером организации доступной им
деятельности

(предметно-практической

и

учебной).

Основным

средством

реализации деятельностного подхода в обучении по Программе является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
прочное

усвоение

обучающимися

знаний

и

опыта

разнообразной

деятельности и поведения;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не
только успешное усвоение некоторых элементов системы знаний, умений и
навыков, но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
Реализация данной Программы проходит в 4 этапа:
- на 1 этапе идёт формирование, сбор отряда, проводятся беседы с целью
положительной мотивации на данный вид деятельности, а также планируется
работа отряда на учебный год;
- на 2 этапе происходит обучение ребят правилам Безопасности дорожного
движения (БДД) и безопасного поведения на улицах и дорогах; ознакомление с
традициями отрядов ЮИД, участие в городских и областных мероприятиях
данного направления;
- на 3 этапе организуется работа по пропаганде БДД в школах и детских садах (в
виде театрализованных и агитационных представлений), выпуск агитационных
газет и листовок.
6

- 4 этап – это общественно-полезная деятельность в своём микрорайоне,
направленная на выявление нарушителей ПДД и предупреждение дорожнотранспортных происшествий с участием детей. Работа ведётся совместно с
инспекторами Госавтоинспекции.
Адресат

Программы:

дети

и

подростки

10-14

лет,

учащиеся

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области «Североуральская школа-интернат», реализующего адаптированные
общеобразовательные программы.
Психолого-педагогическая характеристика детей 10-14 лет с легкой формой
умственной отсталости и задержкой психического развития:
у детей и подростков с легкой формой умственной отсталости и задержкой
психического развития часто наблюдается отклонения в умственном развитии и
нарушения в эмоционально-волевой сфере. Умственная отсталость и задержка
психического развития связаны с нарушениями интеллектуального развития,
которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на
ранних этапах онтогенеза. Общим признаком этих нарушений является
недоразвитость

психики

с

явным

преобладанием

интеллектуальной

недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания
образования и социальной адаптации. Своеобразие развития детей с легкой
формой умственной отсталости и задержкой психического развития обусловлено
особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в
разбалансированности

процессов

возбуждения

и

торможения,

нарушении

взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Недоразвитость их
познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер проявляется не только
в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком
своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и
осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими изменениями всей
психической деятельности ребенка.
7

Для учащихся данной категории характерны следующие специфические
образовательные потребности:
- раннее получение специальной помощи средствами образования,
непрерывность коррекционно-развивающего процесса;
-

научный,

практико-ориентированный,

действенный

характер

содержания образования, доступность познавательных задач, реализуемых в
процессе образования;
- систематическая актуализация сформированных у учащихся знаний и
умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий
учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения учащихся, демонстрирующих доброжелательное и
уважительное отношение к ним;
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских
возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это
самый

ответственный

период,

поскольку

здесь

складываются

основы

нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям,
к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и
формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого
возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному
самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Есть некоторые психофизиологические особенности детей 10–14 лет,
которые влияют на соблюдение ими правил безопасности дорожного движения:
- Незрелость нервной системы. Проявляется в виде несдержанности и
импульсивности, «вспышек» раздражительности, быстрой смены настроения. В
быстро меняющихся условиях дорожного движения это может снизить личную
безопасность и безопасность других участников движения.
- Преобладание потребности в движении над осторожностью. Ребёнок не в
8

состоянии сразу остановиться, поэтому на сигнал машины реагирует со
значительным опозданием.
- Неразвитые прогностические способности. Не позволяют предвидеть
последствия возникшей ситуации, предугадать возможные варианты поведения
водителя.
- Несформированное логическое мышление. Не позволяет в полной мере
анализировать погодные условия и их влияние на безопасность движения по
дорогам разных типов, анализировать ошибки в своём и чужом поведении,
устанавливать их причины и определять пути исправления.
- Неразвитость абстрактного мышления. Затрудняет ориентировку и
нахождение по рисункам, схемам, графическим изображениям части дороги,
построение её модели, обозначение её частей.
- Отсутствие «чувства времени». Не позволяет правильно определить
количество затраченного времени, например, на переход дороги, осуществить
подсчёт времени на дорогу по нужному маршруту в благоприятных и
неблагоприятных условиях.
Чтобы снизить вероятность дорожно-транспортных происшествий с
детьми, необходимо учитывать эти особенности и обучать их безопасному
поведению на дороге.
Возрастная категория 10-14 лет характеризуется целеустремленностью,
желанием активно взаимодействовать со сверстниками и окружающими, и имеет
потребность быть значимыми и востребованными в обществе личностями.
Программа

«Юные

инспекторы

движения»

разработана

с

учетом

психофизиологических особенностей детей и подростков данного возраста и
подходит для реализации ее при групповом обучении и достижении указанных в
ней целей.
Количество обучающихся в группе: 8-12 человек.
Принцип формирования учебных групп: в объединение принимаются дети,
9

желающие изучать правила дорожной безопасности и участвовать в их
пропаганде, а также взаимодействовать с сотрудниками Госавтоинспекции и
ДОСААФ России во время проведения совместных мероприятий.
Объем и срок освоения Программы:
Объём Программы: 144 учебных часа;
Программа рассчитана на 2 года обучения;
1 год обучения: 72 часа в год;
2 год обучения: 72 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма реализации программы – традиционная модель, которая представляет
собой линейную последовательность освоения содержания в течение трех лет
обучения

в

одной

образовательной

организации.

Структура

программы

предполагает постепенное расширение знаний, умений и навыков, их углубление
в ходе освоения материала.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа: 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями - 10 минут.
Общее количество часов в неделю - 2 часа.
Занятие проводится один раз в неделю по 2 часа.
Форма обучения: очная.
Форма

организации

образовательного

процесса:

фронтальная,

групповая.
Форма реализации образовательной программы: с использованием
сетевого взаимодействия с Государственным бюджетным общеобразовательным
учреждением

Свердловской

области

«Североуральская

школа-интернат»,

отделением Госавтоинспекции Североуральска, местным отделением ДОСААФ
России.
Перечень форм проведения занятий:
10

Беседы, просмотр учебных фильмов и презентаций, упражнения на
учебном макете и в автогородке, творческие мастерские, практические занятия,
экскурсии, патрулирования и участие в социальных акциях, творческая
агитационная деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения,
участие в проведении мероприятий по безопасности дорожного движения, игры.
Перечень форм подведения итогов реализации Программы:
Театрализованные и игровые агитационные представления.
Викторины и практические задания в тетрадях и на учебном макете.
Конкурсы рисунков по пропаганде БДД.
Итоговые занятия в автогородке.
Цель и задачи Программы
Цель – воспитание грамотных пешеходов и велосипедистов, подготовка и
привлечение учащихся к активной пропаганде и агитации правил безопасности
дорожного движения среди младших детей и сверстников.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить учащихся с основными правилами безопасного движения, со
специальной дорожной терминологией, а также методами и формами пропаганды
безопасности дорожного движения.
Развивающие:
Способствовать развитию навыков безопасного поведения на дороге.
Развивать мотивационно-поведенческую культуру ребенка в условиях
общения с дорогой, дорожную грамотность детей.
Воспитательные:
Сформировать

активную

гражданскую

позицию,

воспитывать

дисциплинированного участника дорожного движения чувство ответственности за
своё поведение.
Воспитать бережное отношение к своей жизни и здоровью, а также к жизни
11

и здоровью всех участников дорожного движения.
Планируемые результаты Программы:
Личностные:
Слушают собеседника и ведут диалог, умеют признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение;
Договариваются со сверстниками о распределении ролей в совместной
деятельности, осмысливают собственное поведение и поведение окружающих.
Оценивают жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения соблюдения правил дорожного движения и общей безопасности;
Делают выбор в предложенных ситуациях, опираясь на знание правил
дорожного движения;
Осознают ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Предметные:
Грамотно переходят проезжую часть дороги, определяют безопасные места
для игр, отдыха и катания на велосипеде;
Умеют пользоваться общественным транспортом и двигаться по улице
группой, следуя правилам дорожного движения;
Умеют предвидеть опасные ситуации на дорогах и грамотно вести себя в
дорожных условиях;
Ориентируются в основных терминах ПДД и их значении;
Могут оказать посильно первую помощь;
Знают правила управления велосипедом и перехода железнодорожных
путей;
Активно участвуют в пропаганде ПДД перед различными участниками
дорожного движения;
Привлекаются

к

патрулированию

с

целью

выявления

пешеходов,
12

нарушающих ПДД, принимают участие в конкурсах, слётах и соревнованиях
отрядов ЮИД, в наглядной агитации и театрализованной пропаганде ПДД
Знают:
Элементы улиц, дорог и их назначение, опасные места в своём микрорайоне,
связанные с движением транспорта, погодными условиями;
Виды дорожной разметки, перекрёстки и их виды;
Основные правила для пешеходов и пассажиров, о «дорожных ловушках»;
правила безопасного перехода улиц и дорог, движения по тротуару, по загородной
дороге, правила перехода дорог с односторонним и двусторонним движением;
Сигналы светофора и регулировщика, значение дорожных знаков для
пешеходов и некоторых знаков для водителей, значение «остановочный» и
«тормозной» пути автомобиля, назначение дорожной разметки;
Правила пользования общественным транспортом;
Историю возникновения ПДД и автомобиля;
Основные направления работы Госавтоинспекции;
Основы оказания первой доврачебной помощи при ДТП;
Виды

пропаганды ПДД среди различных групп участников дорожного

движения.

13

Содержание Программы
Учебный план
№
п/п

Название раздела (модуля)

1

Отряды
ЮИД.
Средства 4
наглядной
агитации,
пропаганда
безопасности
дорожного движения.
Правила дорожного движения 10
для пешеходов, пассажиров и
велосипедистов

23

1

18

1

Упражнения
на
учебном макете и
в автогородке.

3

Оказание первой помощи

2

3

1

4

Патрулирования и рейды

4

7

1

Практические
задания
Практические
задания

16

2

Участие
мероприятиях
ПДД

11

2

ГИБДД-основные
1
направления работы
Первая помощь при ДТП
2
Работа в автогородке по ПДД, 2
игры и соревнования по ПДД

1

2

Викторины,
практические
задания в тетрадях
и
на
учебном
макете
Квиз-игра

2
12

2
2

Участие в социальных акциях по безопасности дорожного
движения
Итого: 72 часа

10

2

2

1

2

3
4
5

6

Количество часов
теория
практика

Итого: 72 часа
Отряды
ЮИД.
Средства 10
наглядной
агитации,
пропаганда
безопасности
дорожного движения.
Правила дорожного движения, 5
участники
дорожного
движения. История ПДД и
транспорта

Год
обучения

Формы
аттестации
(контроля)
Участие
в
мероприятиях по
ПДД

Беседа
Практические
задания
автогородке.
Участие
мероприятиях
БДД

в
по

в
в
по

Всего по программе: 144 часа

Учебный (тематический) план (1 год обучения)
№
п/п

Название модуля

Кол-во
часов

теория

практи
ка

1

Положение об отрядах ЮИД

2

1

1

Формы
промежуточной
аттестации
14

Формы и методы пропаганды ПДД 4
Инспектор ГИБДД - основные 2
направления работы
Наглядная агитация
5

1
1

3
1

Собеседование
Собеседование

1

4

Безопасные маршруты. Наш город
-особенности движения
Дорожная разметка, перекрёстки и
их виды
Правила перехода улиц и дорог,
дорожные
ловушки.
Правила
пассажиров
Сигналы
светофора
и
регулировщика
Движение транспортных средств
Дорожные знаки и их группы

4

1

3

3

1

2

9

3

6

Творческие
задания
Практические
задания
Игровые
упражнения
Опрос

4

2

2

4
2

2
1

2
1

2

3

12

Первая доврачебная помощь при 5
ДТП
Творческая мастерская
8

1

7

13

Участие в социальных акциях

4

8

14

Театрализованные представления 8
по пропаганде ПДД

1

7

2
3
4
5
6
7

8
9
10

11

12

Итого: 72 часа

Упражнения в
автогородке
Упражнения в
автогородке.
Опрос
Практические
упражнения
Творческие
задания
Практические
упражнения
Участие в
мероприятиях по
ПДД

Всего по программе: 72 часа
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения.
Тема1. Положение об отрядах Юных Инспекторов Движения.
Теория: Основные задачи работы юных инспекторов движения (ЮИД).
Принципы создания отряда ЮИД, требования к членству отряда. Права и
обязанности отряда ЮИД, направления и формы работы, поручения в отряде.
Вводный инструктаж.
Практика: Сбор отряда – знакомство, обсуждение поручений, планирование
работы отряда. Организация и контроль осуществляется руководителем отряда.
Тема 2. Формы и методы пропаганды ПДД.
15

Теория: Индивидуальные и групповые формы пропаганды: конкурсы,
беседы, викторины, агитационные выступления, агитационные плакаты и
листовки. Методы пропаганды: метод убеждения, обмен информацией, встречи с
интересными людьми и т.д.
Практика: Проведение бесед, подготовка агитационных выступлений,
листовок, плакатов по ПДД для пропаганды ПДД в детских садах и начальных
классах школ. Настольные и подвижные игры для отработки навыков безопасного
поведения на дорогах. Патрулирование на улицах города совместно с
инспекторами ГИБДД.
Тема

3.

Государственная

Инспекция

Безопасности

Дорожного

Движения.
Теория: ГИБДД – основные направления работы. Назначение инспекции,
работа инспекторов ГИБДД и ДПС.
Практика: Экскурсия в городской от дел ГИБДД, встречи с работниками
ГИБДД. Совместная деятельность с инспекторами ГИБДД (патрули, акции)
Тема 4. Наглядная агитация.
Теория: Виды наглядной агитации: плакаты, рисунки агитационного
характера для оформления класса, рисунки для участия в выставках рисунков по
ПДД и др.
Практика: оформление классного стенда «Юные Инспектора Движения»,
альбомов по изучаемым темам («Виды транспорта», «Дорожные знаки» и др.).
Оформление класса работами учащихся по теме БДД, выпуск плакатов по БДД
для театрализованных представлений и для детских садов и школ
Тема 5. Безопасные маршруты. Особенности движения в нашем городе.
Теория: Специальные места, предназначенные для перехода улицы. Правила
перехода дороги, улицы с наиболее интенсивным движением транспорта в нашем
городе. Составление безопасных маршрутов.
Практика: экскурсия по своему микрорайону с целью выявления наиболее
16

опасных участков улицы, составление безопасных маршрутов по своему
микрорайону, выполнение заданий в рабочих тетрадях по теме «Безопасные
маршруты». Самостоятельная работа учащихся – составление своего безопасного
маршрута от дома до школы.
Тема 6. Дорожная разметка, Перекрёстки и их виды.
Теория: Понятие дорожной разметки, виды и назначение разметок.
Определение перекрёстка, виды перекрёстков.
Практика: изготовление пособий по данной теме, работа с учебным
настольным перекрёстком, работа в рабочих тетрадях по теме, экскурсия для
закрепления полученных знаний.
Тема 7. Правила перехода улиц и дорог, дорожные ловушки.
Теория: Места безопасного перехода, обозначение данных мест знаками и
разметкой. Особенности перехода перекрёстков. «Дорожные ловушки» - опасные
ситуации: закрытый обзор (стоящие машины, кусты, деревья, медленно
приближающаяся машина). Ситуации отвлечения внимания, ситуация пустынной
улицы, ситуация незаконченного перехода проезжей части.
Практика: патрулирование на улицах города с целью контроля за
поведением пешеходов при переходе дорог. Беседы по теме «Дорожные
ловушки», работа с таблицами-схемами видов опасных дорожных ситуаций,
конкурс рисунков.
Тема 8. Сигналы светофора и регулировщика.
Теория:

Светофорное

регулирование,

виды

светофоров.

Сигналы

регулировщика: жесты с применением жезла, свисток регулировщика. Значение
сигналов светофора и жестов регулировщика.
Практика: экскурсия и патрулирование с целью наблюдения за соблюдением
сигналов светофора и регулировщика участниками дорожного движения. Игры на
учебном перекрёстке и работа в тетрадях.
Тема 9. Движение транспортных средств. Тормозной путь автомобиля.
17

Теория:

Движение

транспортных

средств

на

проезжей

части,

правостороннее движение. Тормозной и остановочный пути транспортных
средств, факторы, влияющие на них. Необходимость учёта этих факторов
участниками движения.
Практика: решение игровых ситуацияй на макетах, в рабочих тетрадях с
целью отработки понятий по движению транспорта. Упражнение «остановочный
путь пешехода и велосипедиста».
Тема 10. Дорожные знаки и их группы.
Теория: Назначение дорожных знаков, места их установки, виды знаков.
Практика: работа в тетрадях, настольные игры на закрепление знаний о
дорожных знаках, игры на настольном перекрёстке с использованием знаков,
оформление альбома «Дорожные знаки» с использованием рисунков и стихов
учащихся.
Тема 11. Первая доврачебная помощь при ДТП.
Теория: Виды ран. Виды наружных кровотечений. Правила остановки
кровотечения в результате травмы. Оказание первой доврачебной помощи при
ожогах. Правила наложения повязок при переломах.
Практика:

обучение

навыкам

наложения

повязок,

шин,

жгута.

Комплектование аптечки с анализом её содержимого. Привлечение медицинских
работников в качестве источника информации. Конкурс «санитарных постов».
Тема 12. Правила для пассажиров.
Теория: Правила поведения пассажиров легкового транспорта при посадке и
высадке, пользование ремнями безопасности.
Правила пассажиров в салоне общественного транспорта, при ожидании
транспорта на остановках, при посадке в транспорт и высадке из него.
Практика: Проведение игры «Пассажиры автобуса» и викторины по
правилам поведения пассажиров. Работа в тетрадях, выпуск листовок для
пассажиров.
18

Тема 13. Творческая мастерская.
Теория: Виды поделок для оформления кабинета. Закрепление пройденного
материала о частях улицы и видах транспорта, о правилах для пешеходов.
Практика: Поделки из бумаги, картона, бросового материала, пластилина по
темам: «Виды транспорта», «Здания на нашей улице», «Пешеходы и водители»,
«Безопасные места для игр», изготовление подарков-сувениров для младших
детей.
Тема 14. Театрализованные представления по пропаганде Безопасности
дорожного движения (БДД).
Теория: Значение театрализованной пропаганды БДД для детей младшего
возраста.
Практика:

составление

сценариев

театрализованных

представлений,

отдельных номеров для сценариев выступления агитбригад по БДД. Выступления
отряда ЮИД с игровыми программами, театрализованными представлениями,
агитационными мероприятиями по БДД перед дошкольниками и учащимися
младших классов.

19

Учебный (тематический) план (2 год обучения)
№

Название раздела

количеств
о часов

теория

1
2

Сбор отряда ЮИД
Формы и методы пропаганды
ГИБДД-основные направления
работы ПДД
ГИБДД-основные направления
работы
Причины
дорожнотранспортных происшествий
История возникновения ПДД и
автомобиля
Дорожные знаки и их значение

2
2

1
1

2

1

1

Собеседование

2

1

1

Собеседование

2

1

1

Опрос

2

1

1

4

1

3

6

2

4

2

1

1

10
11

Участники
дорожного
движения.
Правила
для
пешеходов и пассажиров
Правила для велосипедистов.
Вождение велосипеда
Правила движения пешеходов
группами и в колонне
Первая помощь при ДТП
Работа в автогородке по ПДД

Упражнения в
автогородке.
Упражнения в
автогородке.

4
8

2
2

2
6

12

Игры и соревнования по ПДД

6

-

6

13

Наглядная
агитация. 8
Театрализованные
представления по пропаганде
БДД
Творческие мастерские
4

2

6

-

4

15

Участие в городских конкурсах 8
ЮИД и подготовка к ним

-

8

16

Участие в социальных акциях 10
по безопасности дорожного
движения

-

10

3
4
5
6
7

8
9

14

Итого: 72 часа

практика Формы
промежуточной
аттестации
1
1
Творческие
задания

Упражнения в
автогородке.
Опрос
Опрос
Практические
Задания в
автогородке
Участие в
мероприятиях по
ПДД
Участие в
мероприятиях по
ПДД
Творческие
задания
Участие в
мероприятиях по
ПДД
Участие в
мероприятиях по
пропаганде ПДД

Всего по программе: 72 часа

20

Содержание учебного (тематического) плана 2-го года обучения.
Тема 1. Сбор отряда ЮИД.
Теория: Основные задачи деятельности отряда ЮИД, основные формы и
направления работы. Символы и традиции отряда.
Практика: сбор отряда, планирование деятельности отряда на учебный год.
Обсуждение поручений и их распределение.
Тема 2. Формы и методы пропаганды ПДД.
Теория:

Конкурсные

формы,

беседы,

викторины,

театрализованные

представления, патрулирования, деловые игры.
Практика: составление викторин, игровых заданий для проведения с
младшими детьми. Анализ ДТП с обсуждением и выявлением виновников
происшествия (по сводкам ГИБДД). Деловые игры: «Грамотные пешеходы»,
«Инспектор ДПС» и беседы на заданные темы с привлечением инспекторов
ГИБДД. Настольные и подвижные игры для отработки полученных знаний.
Тема 3. ГИБДД – основные направления работы.
Теория:

Назначение

инспекции,

работа

отделов

по

направлениям,

специальности ГИБДД.
Практика: экскурсия в городской отдел ГИБДД, встречи с работниками
ГИБДД и беседы с ними. Знакомство с техническим оснащением инспекции.
Тема 4. Причины дорожно–транспортных происшествий с участием
детей.
Теория: Особенности поведения детей на дорогах. Возрастание количества
транспортных средств и интенсивности движения на дорогах. Последствия
нарушения ПДД участниками движения. Правила движения. Опасные привычки
детей и игры на дороге. Меры по предупреждению ДТП.
Практика: патрулирование участков возле школ с целью контроля за
соблюдением

ПДД

детьми

и

осуществления

разъяснительных

бесед

с

нарушителями ПДД совместно с инспекторами ГИБДД. Разъяснительная работа в
21

классах с обсуждением конкретных ситуаций и обсуждением поступков учащихся.
Тема 5. История возникновения правил дорожного движения и
автомобиля.
Теория: История изобретения первого автомобиля. Первые дороги и
тротуары. Создатели первых автомобилей. История появления светофоров и
дорожных знаков. Появление единых дорожных правил.
Практика: познавательная игра «Как это было», составление кроссвордов по
истории создания автомобиля, викторины по теме. Конкурс рисунков и творческая
мастерская по теме.
Тема 6. Дорожные знаки, их значение.
Теория: Классификация дорожных знаков, их назначение, места установки.
Значение знаков для пешеходов и велосипедистов.
Практика: проведение викторин, мини-игр по теме. Настольные игры с
дорожными знаками, игры с дорожными знаками на настольном макете,
изготовление альбома рисунков и аппликаций по теме.
Тема 7. Участники дорожного движения. Правила для пешеходов и
пассажиров.
Теория: Группы участников дорожного движения, взаимосвязь между ними.
Правила для пешеходов: правила перехода улиц и дорог, переход перекрёстков
соблюдение дорожных знаков, «дорожные ловушки».
Правила для пассажиров: поведение в легковом и общественном транспорте,
пользование ремнями безопасности.
Практика: проведение деловых игр и конкурсов, агитационные выступления
по теме, патрулирование с целью контроля за соблюдением правил пешеходами.
Тема 8. Правила для велосипедистов. Вождение велосипеда.
Теория: Возрастные требования к движению на велосипеде. Специальные
места

для

езды

на

велосипеде.

Устройство

велосипеда.

Запреты

для

велосипедистов. Правила управления велосипедом на проезжей части.
22

Практика: проведение соревнований для велосипедистов при организации
педагогических работников и инспекторов ГИБДД. Обучение навыкам фигурного
вождения в автогородке.
Тема 9. Правила движения пешеходов группами и в колонне.
Теория: Правила движения группы по обочине. Особенности движения
детей в колонне. Сопровождение взрослых при движении колонны. Правила
перехода проезжей части дороги.
Практика: проведение игр на настольной разметке, экскурсии.
Тема 10. Первая доврачебная помощь при ДТП.
Теория: Понятие о переломах. Основные признаки. Переломы костей
конечностей, рёбер, позвоночника, черепа. Основные виды оказания первой
доврачебной помощи. Виды транспортных шин. Профилактические мероприятия
для предупреждения шока. Перевязочный материал и правила пользования им.
Практика: тематические занятия с участием медицинского работника по
обучению навыкам наложения повязок и шин. Ролевая игра «Оказание первой
помощи».
Тема 11. Работа в автогородке по ПДД.
Теория: Закрепление правил для пешеходов и велосипедистов. Закрепление
знаний о дорожных знаках и дорожной разметке.
Практика: Упражнения по фигурному вождению велосипеда, движению по
проезжим частям автогородка и отработка навыков грамотного перехода через
дорогу для пешеходов с применением макетов дорожных знаков и дорожной
разметки.
Тема 12. Игры, соревнования, викторины по ПДД.
Теория: Закрепление знаний по пройденным темам, отработка правил для
пешеходов, пассажиров, велосипедистов.
Практика:

Различные

виды

игр:

настольные,

ролевые,

деловые,

интеллектуальные, театрализованные. Упражнения на настольной и напольной
23

разметках. Соревнования на знание ПДД и викторины по ПДД (Участие и
проведение с младшими детьми).
Тема 13. Наглядная агитация.
Теория: Уголок безопасности движения в Центре: его значение и функции.
Виды стенной печати, требования к оформлению газеты, плаката. Другие виды
наглядной агитации.
Практика: Оформление отрядного уголка «ЮИД», уголка безопасности в
ЦВР. Выпуск листовок и плакатов с целью пропаганды БДД.
Тема 14. Творческие мастерские.
Теория: Закрепление пройденного материала в виде творческих работ.
Значение наглядного материала для обучения дошкольников и младших
школьников ПДД.
Практика: изготовление поделок, атрибутов, эмблем для оформления класса
и занятий с младшими детьми. Оформление альбомов по разным разделам ПДД,
рисунки по пропаганде ПДД для оформления класса и участия в конкурсах.
Тема 15. Участие в конкурсах и слётах ЮИД и подготовка к ним.
Теория: Значение массовой агитационной деятельности перед различными
участниками дорожного движения. Особенности проведения областных и
городских этапов соревнования.
Практика: Совместная разработка планов и сценариев агитационных
выступлений. Изготовление атрибутов подготовка к выступлениям и участие в
них.
Тема 16. Театрализованные представления по пропаганде БДД.
Теория: Значение игровых и театрализованных мероприятий для детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
Практика: составление сценариев представлений, изготовление атрибутов и
декораций для агитационных выступлений, а также, сувениров для малышей.
Выступления перед учащимися младших классов и дошкольниками.
24

Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
№

Основные характеристики образовательного процесса

1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

36

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов по программе

144

5

Недель в 1 полугодии

17

6

Недель во 2 полугодии

19

7

Сроки проведения аттестации

25-30 мая

8

Режим занятий

1

раз

в

неделю

по

2

движения

и

академических часа
9

Начало занятий

10 сентября

10

Выходные дни

31 декабря-9 января

11

Окончание учебного года

31 мая

Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение:
− учебный кабинет;
− электронная модель светофора;
− электрофицированный настольный перекрёсток;
− модель напольного перекрёстка;
− магнитная учебная доска по ПДД;
− макеты дорожных знаков;
− элементы формы инспектора ГИБДД и жезл; форма ЮИД;
− ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
− информационные

стенды

по

безопасности

дорожного

деятельности отряда ЮИД;
25

− детский автогородок с оборудованием.
Методические материалы:
− комплект иллюстрированных плакатов по ПДД;
− наборы таблиц-схем дорожных ситуаций-ловушек;
− демонстрационный материал;
− рабочие тетради для учащихся;
− учебно-методические пособия для педагога и учащихся (ежемесячная газета
«Добрая дорога детства», обучающая литература по ПДД, билеты и
карточки по ПДД);
− настольные и дидактические игры по ПДД;
− кроссворды по ПДД;
− элементы костюмов для театрализованных представлений и сюжетноролевых игр;
− видеоматериалы и обучающие презентации по ПДД;
− альбомы с фотографиями, вырезками из газет и отчётным материалом о
деятельности отряда ЮИД;
− образцы ученических работ: рисунки, стихи, поделки;
− разработки мероприятий:
− коллективные игры, конкурсы, викторины;
− театрализованные представления и агитационные выступления;
− конспекты занятий.
Перечень необходимых электронных образовательных ресурсов для участия
в образовательном процессе:
- задания по ПДД для детей разного возраста, интерактивные программы «Юный
регулировщик», «ПДД для велосипедистов», «ПДД и ЮИД», информация об
истории

ПДД,

административная

ответственность

за

нарушения

ПДД.
26

https://pdd.by/ ;
-раздел «Азбука дорожной безопасности» (размещены ПДД и дорожные знаки для
детей, плакаты по ПДД для детей младшего, среднего и старшего возраста,
обучающие видеофильмы). https://mir.pravo.by/ ;
- сайт «Азбука безопасности». Правила, советы, рекомендации специалистов о
безопасности

на

дороге.

Видеоролики,

мультфильмы.

http://www.azbez.com/safety/road/ ;
- игра «Дорога в школу» https://mir.pravo.by/info/games/waytoschool ;
- «Раздел «Детская безопасность» на сайте Госавтоинспекции МВД России:
энциклопедия, конкурсы, онлайн-игры, дорожная азбука. http://detibdd.ru/ .
Особенности

построения

работы

по

Программе

заключается

в

систематическом обучении групп детей и подростков из отряда юных инспекторов
движения правилам дорожной безопасности и одновременном включении их в
агитационную деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения.
Совместно с инспекторами Госавтоинспекции города Североуральска, учащиеся
участвуют

в

проведении

образовательных

социальных

учреждений,

акций

патрулированиях,

по

ПДД,

рейдов

организуют

и

вблизи
проводят

различные мероприятия для детей и их родителей в детских садах и школах.
Обучение по Программе строится с учетом следующих принципов:
общедоступность образования, адаптивность к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся;
принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного
процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его
"зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей;
принцип практической направленности, предполагающий установление
тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью
обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное
27

значение для решения практико-ориентированных задач;
принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у
обучающихся нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо
или плохо) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных
средах;
принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий
содержание Программ и результаты личностных достижений;
принцип

учета

особенностей

психического

развития

разных

групп

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий
возможность

овладения

(интеллектуальными

обучающимися

нарушениями)

видами

с

умственной
доступной

отсталостью

им

предметно-

практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации,
что

позволяет

обеспечить

готовность

обучающегося

к

самостоятельной

ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы
Вид контроля
Входной контроль

Цель проведения
Инструментарий
Выявление
имеющихся Игровые
и
творческие
знаний по ПДД, творческих задания,
практические
способностей
упражнения. Приложение 1)

Текущий контроль

Оценка качества освоения Опрос,
наблюдение,
учебного
материала практические задания.
пройденной
темы:
отслеживание
активности
обучающихся, их готовности к
28

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

восприятию нового.
Определение уровня освоения Участие в мероприятиях по
программы на определенном ПДД. Практические задания в
этапе обучения
автогородке. Игры и тестовые
задания ( Приложение №2)
Определение уровня освоения Участие в мероприятиях по
программы и установление ПДД. Практические задания в
соответствия
достижений автогородке.
Творческие
обучающихся планируемым задания
результатам

Диагностика проходит по карте мониторинга (Приложение 3). Оцениваются
предметные знания и практические умения. Показатели ранжируются по 3бальной системе.
1 балл-минимальные результаты;
2 балла-у учащегося есть средний результат и в практической и в
теоретической частях;
3 балла-высокий результат в обучении. Результаты имеются в практической
и в теоретической частях;
Подсчет ведется математически, выводится общий балл: отдельно по
предметным (теоретическим) знаниям и по практическим умениям.
Оценка

уровня

воспитания

осуществляется

через

педагогическое

наблюдение, результаты заносятся в карту «Мониторинг развития качеств
личности учащегося». Оценка ведется по критериям личности учащегося,
указанных в таблице «Критерии оценки развития качеств личности учащегося»
(Приложение 3)

29

Список литературы:
Нормативные документы
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2.

Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3.

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013
г.).
4.

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,

утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 r. N 678-p.
5.

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О

национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6.

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об

утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской

Федерации от 22.09.2021 № 652-Н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

30

10.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации 27 июля

2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам» (далее - Порядок).
11.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
12.

Приказ

Министерства

науки

и

высшего

образования

РФ

и

Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении
Порядка организации осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
13.

Письмо

Минобрнауки

России

№

09-3242

от

18.11.2015

«О

направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые программы)».
14.

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О

методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
15.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от

30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими

рекомендациями

«Создание

современного

инклюзивного

образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»).
16.

Письмо

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
31

программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий».
17.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования территории Свердловской области до 2035 года».
18.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
"Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
19.

Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 29.04.2025 № 582-д «Об

утверждении методических рекомендаций».
20.

Устав МАУ ДО «ЦВР».

Литература, используемая при составлении Программы:
21.

Учебное пособие по обучению детей правилам дорожного движения

«Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу» (составитель
В, И. Ковалько), 2008;
22.

Программа

по

профилактике

детского

дорожно-транспортного

травматизма «Юные Инспектора Движения» (составитель Министерство общего и
профессионального образования Свердловской области ГОУДОД ЦДОД «Дворец
молодёжи»);
23.

«Дорожная безопасность» Козловская Е.А., Козловский С.А. Уч.-мет.

Пособие для общеобразовательных учреждений и системы ДО., 2003;
24.

«Обучение детей правилам дорожного движения». Методическое

пособие. Екатеринбург, 2003;
25.

«Организация отрядов юных инспекторов дорожного движения».

Свердловск, 1988;

32

26.

Класс

«Светофор».

Методические

рекомендации.

Составитель

Володарская В.Н. 2003;
27.

«Примерные тексты бесед по безопасности дорожного движения»

составитель Артемьева А.И., 2007;
28.

«Уроки по ПДД в 5-9 классах». ЗАО «Калан», Екатеринбург,2000;

29.

«ПДД в игровой форме для 3-9 классов» Казаков В.И. Методическое

пособие Инспектор ДПС., Екатеринбург, 2001;
30.

«Учебная

жизнедеятельности»

программа
для

курса

общеобразовательных

«Культура

безопасности

учреждений

Свердловской

области». Екатеринбург, 2006;
31.

Методические

рекомендации

«Организация

мероприятий,

направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма»
Госавтоинспекции ряда субъектов РФ на основании информационного бюллетеня
ДОБДД МВД России №33 за 2006 год;
32.

Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников» 3-е

издание Ростов-на-Дону, 2007;
33.

Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников» 3-е

издание Ростов-на-Дону, 2007;
34.

Билеты по правилам дорожного движения для 5-9 классов». Изд-во:

«Калан», М., 2000.
Литература для обучающихся и родителей:
1.

Правила дорожного движения Российской Федерации, 2021;

2.

«Азбука поучительных историй о пешеходах и пассажирах».

Екатеринбург, 2003;
3.

Газета «Добрая дорога детства».

4.

Боровой Е.В. «Красный, желтый, зеленый» - Мн. Народная асвета,

2006;

33

5.

Дорожная безопасность: учебная книжка-тетрадь. - М., Третий Рим,

2004.

34

Приложение к Программе № 1
Вопросы для входного контроля:
Тест №1.
1. По какой части тротуара должен двигаться пешеход?
1) По правой;
2) по левой;
3) по середине.
2. Можно ли переходить дорогу рядом с пешеходным переходом («зеброй»)?
1) Да;
2) нет.
3. Где должны находиться люди, ожидающие автобус (троллейбус)?
1) На обочине дороги;
2) в любом месте на проезжей части;
3) на посадочной площадке.
4. Можно ли выходить из автобуса (троллейбуса), если двери уже открыты, а
транспорт продолжает движение?
1) Нет;
2) да.
5. Какое из перечисленных транспортных средств представляет наибольшую
опасность для пешехода?
1) Автобус;
2) автомобиль, оборудованный специальным световым сигналом (маячком);
3) троллейбус.
6. Что обозначает загоревшийся правый поворотник автомобиля?
1) Автомобиль поворачивает налево;
2) автомобиль останавливается;
35

3) автомобиль поворачивает направо.
7. Разрешается ли передвижение пешеходов по железнодорожным путям?
1) Да;
2) нет;
3) можно, если вблизи нет поезда.
8. Мы переходим дорогу и видим на дороге едущий автомобиль. Мы должны:
1) Быстро перебежать дорогу;
2) подождать, пока автомобиль проедет;
3) попросить водителя остановиться и перейти дорогу.
9. С какого возраста разрешается перевозить детей на переднем сиденье
автомобиля?
1) С 8 лет;
2) с 12 лет;
3) с 14 лет.
10. Можно ли играть на проезжей части дороги или около нее?
1) Можно;
2) нельзя;
3) можно, если приняты меры безопасности.
Ответы:
1-1,
2-2,
3-3,
4-1,
5-3,
6-3,
7-2,
8-2,
9-3,
36

10-2.
Приложение к Программе № 2

Тест №2
Если ты согласен, в клеточках ставь «+», если не согласен «-».
1

Одно из опасных мест для пешеходов - перекресток.

2

На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

3

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

4

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только
тогда переходить дорогу.

5

Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.

6

На желтый сигнал светофора нужно стоять.

Ключ: 1 (+); 2 (-); 3 (-); 4 (+); 5 (+); 6 (+).

Тест №3.
Учащимся предлагаются вопросы, на каждый из которых даются три ответа.
Надо выбрать правильный ответ.
1. Назовите последовательность смены сигналов в трехсекционном светофоре:
а) зеленый, красный, желтый;
б) зеленый, желтый, красный;
в) красный, желтый, зеленый.
2. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
а) мостовая;
б) тротуар;
в) велосипедная дорожка.
37

3. При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
а) при желтом;
б) при зеленом;
в) при красном.
4. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
а) по правой стороне обочины;
б) по правому краю дороги;
в) по левой обочине, навстречу движению транспорта.
5. При каком положении регулировщика можно начинать переход?
а) если регулировщик стоит к вам лицом;
б) если регулировщик поднял руку вверх;
в) если регулировщик обращен к вам боком, руки вытянуты в стороны.
6. Какое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора?
а) если регулировщик обращен к вам грудью или спиной, а руки вытянуты в
стороны или опущены;
б) если регулировщик обращен к вам боком, руки опущены;
в) если регулировщик поднял руку вверх.
7. Как пешеходы должны ходить по тротуару?
а) придерживаясь левой стороны;
б) придерживаясь правой стороны;
в) придерживаясь середины.
8. Как вы должны поступить, если во время перехода перекрестка зеленый
сигнал светофора сменился желтым?
а) быстро перебежать улицу;
б) вернуться на тротуар;
в) остановиться на осевой линии и дождаться зеленого сигнала светофора.
9. Прочитайте разговор бабушки с внуком и ответьте сами на поставленный
вопрос:
38

- Юра, почему ты плохо ведешь себя на улице? Бежишь куда попало, не
смотришь по сторонам?
- Ты же сама говоришь: «Внучек, быстро сбегай в магазин, чтобы одна нога
была там, а другая здесь». Вот я и бегаю.
Кто прав в данном случае - бабушка или Юра?
Ключ: 1 (в); 2 (б); 3 (б); 4 (в); 5 (в); 6 (а); 7 (б); 8 (в).

Игра-викторина «Знатоки дорожных правил»
Цель:
Вырабатывать у детей навыки безопасного поведения на улицах, дорогах и в
общественном транспорте.
Задачи:
Способствовать овладению правилами дорожного движения:

воспитывать

внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного
движения в повседневной жизни, закрепление знаний о дорожных знаках,
дорожной разметке, правильного поведения в общественном транспорте.
Ход игры:
1 этап. Проверь себя.
1. Пешеходам не обязательно знать правила дорожного движения, пусть их знают
и соблюдают водители. (Пешеход такой же участник дорожного движения, обязан
хорошо знать и соблюдать правила).
2. К каким действиям побуждает нас желтый свет светофора? (Движение
запрещено, ждать зеленый).
3. Можно ли переходить улицу при мигающем зеленом свете светофора? (Он
предупреждает о смене света, переходить нельзя).
39

4. Ваши действия при постоянно мигающем жёлтом свете светофора? (Он
разрешает движение, соблюдая правила на нерегулируемом перекрестке).
5. На светофоре – зеленый, никаких машин не будет, смело иди вперед! Так ли
это? (На дорогу, которую мы переходим, могут выезжать машины делающие
левый или правый поворот. Они обязаны дать сигнал о предстоящем маневре,
следует быть внимательными).
6. Как водитель предупреждает о том, что хочет повернуть направо или налево?
(Включает оранжевые мигающие огни - "поворотники").
7. Если на перекрестке есть и светофор и регулировщик, кого надо слушать?
(Регулировщика, на дороге внештатная ситуация, возможно неисправен светофор).
8. Как перейти дорогу, если нет ни светофора, ни регулировщика? (По
пешеходному переходу, на перекрестке, убедившись, что машин нет, или они
далеко).
9. Что следует сделать прежде, чем переходить проезжую часть улицы?
(Посмотреть налево, убедиться, что машин нет или они далеко).
10. Мы на середине проезжей части и вдруг справа замечаем приближающуюся
машину. Что следует предпринять? (Постоять на месте).
11. Можно ли перебегать дорогу бегом? Почему? (Нет! Переходить следует
спокойно, при этом быть внимательным. Если человек побежит, споткнется,
упадет. Автомобиль тяжелый. У него длинный тормозной путь, может сбить
пешехода).
12. Нужно перейти на другую сторону, а у обочины стоит машина. Что делать?
(Все внимание сосредоточить на переходе через дорогу выполняя правила).
13. Мы опаздываем в школу, а к остановке подъезжает нужный автобус, надо
только перебежать дорогу – успеем. (Все внимание сосредоточить на переходе
через дорогу по правилам и в положенном месте).
14. Как вести себя в общественном транспорте? (Не отвлекать водителя во время
движения. Быть вежливым, не шуметь, не сорить, уступать место пожилым,
40

пристегнуться ремнями безопасности, если это предусмотрено, видом транспорта.
15. Если нет тротуара, как может двигаться пешеход? (по обочине, навстречу
едущему транспорту).
16. С какого возраста можно ездить на велосипеде по улице? (С 14 лет). А ездить,
держась одной рукой? (Нельзя ни в каком возрасте).
17. Как перейти дорогу с велосипедом? (Пешком, ведя его рядом).
18. Кем является человек с детской коляской водителем или пешеходом?
(Пешеходом).
19. Папа везет на санках ребенка, как ему перейти дорогу? (Санки можно тянуть за
веревку или держать в руках, но ребенка в них не должно быть при переходе через
дорогу).
20. Как можно сделать себя более заметным для водителя в тёмное время суток?
(Светоотражающие наклейки, нашивки на одежде и портфеле).
2 этап. Вопросы на засыпку.
1. Место ожидания автобуса? (Остановка).
2. Почему нельзя играть около дороги? (Опасно, попадут под колеса).
3.

Бывают

запрещающие

знаки

треугольными?

(Нет,

только

предупреждающие знаки. Запрещающие знаки: красные круглые, и красный
восьмиугольник).
4. Какой линией разделяется встречное движение? (Белой сплошной).
5. Что относится к маршрутному транспортному средству? (автобус,
троллейбус, трамвай).
6. Можно ли в 11 лет ездить рядом с водителем, на переднем сидении?
(Нет).
7. Мостовая это пешеходная дорожка или проезжая часть? (Проезжая часть).
8. Имеет ли велосипед тормозной путь? (Да, он есть у всех транспортных
средств).
9. Можно ли говорить по телефону, слушать музыку переходя дорогу? (Нет).
41

10. Где переходят железнодорожные пути? (По мостам, тоннелям,
переходам).
11. Как называется человек, сидящий рядом с водителем? (Пассажир).
12. Какой поток машин в «час пик», большой или маленький? (Большой).
13. Какое транспортное средство приводит в движение электричество?
(Трамвай, троллейбус).
14. Какое транспортное средство движется по рельсам? (Трамвай).
15. Пешеходная дорожка и тротуар это одно и то же или нет? (да).
16. Как называется участок между полосами движения транспорта, где
пешеходы

могут

дождаться

нужного

света

светофора?

(Островок

безопасности).
17. Каким предметом постовой регулирует движение на дороге? (Жезлом).
18. Какой стороны следует придерживаться идя по тротуару, левой или
правой? (правой).
19. Что устанавливают на обочинах дорог для регулировки движения?
(Дорожные знаки).
20. Можно ли есть или пить в транспорте? (Нет).
3 этап. Игра: «Красный, желтый, зеленый».
Ребенок – регулировщик показывает (карточки с кружками красного,
желтого, зеленого цвета) какой свет светофора горит, остальные выполняют
действия: зеленый свет – 2 шага вперёд, желтый свет – стоим на месте,
красный свет – шаг назад, кто ошибся – выходит из игры.
Подведение итогов, присвоение звания «Самый лучший знаток ПДД» - 1
место, «Отличный знаток ПДД» - 2 место, «Знаток ПДД» - 3 место.

42

Приложение к Программе №3
Мониторинг
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Знать: элементы улиц,
дорог и их назначение,
об опасных местах в
своём
микрорайоне,
связанных с движением
транспорта, погодными
условиями;
основные правила для
пешеходов
и
пассажиров,
о
«дорожных ловушках»;
правила
безопасного
перехода улиц и дорог,
движения по тротуару,
по загородной дороге,
правила перехода дорог
с
односторонним
и
двусторонним
движением;
что
такое
средства
регулирования
дорожного
движения,
значение
«остановочный»
и
«тормозной»
пути
автомобиля;
правила
пользования
общественным
транспортом;
об
основных
направлениях
работы
Госавтоинспекции;
основы оказания первой
доврачебной
помощи
при ДТП;
о видах
пропаганды
ПДД среди различных
групп
участников
дорожного движения.

Степень выраженности
оцениваемого качества
Овладел менее, чем на 1/2
предусмотренных умений и
навыков;
Объем усвоенных умений и
навыков составляет более 1/2;
Овладел практически всеми
умениями
и
навыками,
предусмотренными
Программой за конкретный
период.

Баллы

1

Методы
диагностики
Опрос,
индивидуальные и
групповые задания,
игры.

2

3

43

Готовность
слушать
собеседника и вести
диалог,
признавать
различные точки зрения
и право каждого иметь и
излагать свое мнение и
аргументировать свою
точку зрения и оценку
событий;
умение договариваться
о распределении ролей в
совместной
деятельности.

При обсуждении проблемы в
группе на компромисс не идет,
испытывает
серьезные
затруднения при общении с
группой;
Прислушивается к мнению
группы,
может
иногда
высказать и аргументировать
свою точку зрения, но общение
с группой ведется только при
поддержке педагога;
Самостоятельно участвует в
дискуссии,
логически
обоснованно
предъявляет
доказательства,
убедительно
аргументирует свою точку
зрения, умеет договариваться о
распределении
ролей
в
совместной деятельности.

Способность оценивать
жизненные
ситуации
(поступки,
явления,
события) с точки зрения
соблюдения
правил
дорожного движения,
делать
выбор
в
предложенных
ситуациях, опираясь на
знание
правил
дорожного движения;

Способен
анализировать
жизненные ситуации (поступки,
явления, события) с точки
зрения соблюдения правил
дорожного движения и
делать выбор в предложенных
ситуациях, опираясь на знание
правил дорожного движения,
лишь с помощью педагога.
Способен
анализировать
жизненные ситуации (поступки,
явления, события) с точки
зрения соблюдения правил
дорожного движения и
делать выбор в предложенных
ситуациях, опираясь на знание
правил дорожного движения, с
незначительной
помощью
педагога.
Способен
анализировать
жизненные ситуации (поступки,
явления, события) с точки
зрения соблюдения правил
дорожного движения и
делать выбор в предложенных
ситуациях, опираясь на знание

1

Наблюдение,
коллективные
игры, подготовка к
агитационным
выступлениям
и
конкурсам, участие
в конкурсах.

2

3

1

Тестирование,
индивидуальные и
групповые задания,
игры.
Конкурсы,
соревнования.

2

3
44

правил дорожного движения,
самостоятельно.
Способность осознавать
ответственное
отношение
к
собственному здоровью,
к личной безопасности и
безопасности
окружающих;

Неохотно
выполняет
поручения. Начинает работу и
часто не доводит ее до конца.
Справляется с поручениями и
соблюдает
правила
безопасности
и
поведения
только при наличии контроля и
требовательности педагога или
товарищей.
Выполняет
поручения
ответственно.
Соблюдает
правила
безопасности
и
поведения
независимо
от
наличия контроля, но не
требует этого от других.
Выполняет
поручения
ответственно,
часто
по
собственной инициативе, может
привлечь товарищей. Всегда
соблюдает
правила
безопасности
и
поведения
требует того же от других.

1

Наблюдение,
поручения,
коллективные
игры,
конкурсы,
агитационные
выступления,
подготовка
к
мероприятиям по
безопасности
дорожного
движения и участие
в них.

2

3

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».