Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная
«Безопасное
движение»
(далее
–
общеразвивающая программа
Программа)
имеет
социально-
гуманитарную направленность. Программа направлена на формирование у
детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного безопасного
поведения на улицах и проезжих частях.
Актуальность
программы
подтверждается
ее
соответствием
следующим нормативным документам:
1. Указу Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года» (одной из национальных целей развития Российской Федерации на
период до 2030 года является возможность для самореализации и развития
талантов).
2. «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р) одна из целей которой - создание условий для воспитания
гармонично развитой и социально ответственной личности.
3. Приказу Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»: одним из основных направлений воспитательной деятельности
является развитие социальной ответственности подрастающего поколения.
4. Постановлению Администрации Североуральского городского
округа от 30.08.2023 года № 1012 «Об утверждении муниципальной
программы
Североуральского
городского
округа
«Развитие
системы
образования в Североуральском городском округе на 2024 – 2029 годы», где
одной из задач является «обеспечение развития и совершенствования
дополнительного образования».
2
5. Потребностям детей и родителей (их законным представителям):
актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожнотранспортного травматизма подчеркиваются высокими статистическими
показателями: в России в результате дорожно-транспортных происшествий
ежегодно травмируются и погибают тысячи детей и подростков.
Отличительные особенности программы. Программа разработана на
основе программы обучения дошкольников безопасному поведению на
улицах города «Азбука поведения на дорогах»; автор-разработчик – Е.А.
Козырев,
доктор
педагогических
наук,
профессор
Московского
педагогического университета, Академик Международной Академии наук
педагогического образования и откорректирована с учетом организации
дорожного движения в Североуральском городском округе. Программа
составлена для учащихся конкретного возраста – 5–7 лет, будущих
первоклассников. Поэтому в программе предусмотрены основные темы,
необходимые для обучения детей, которые скоро будут самостоятельно
ходить по улицам города, для привития им навыков безопасного поведения
на проезжей части
Адресат. Программа разработана для детей дошкольного возраста, еще
не посещающих школу. Возраст учащихся: 5–7 лет.
При составлении Программы учитывались возрастные особенности
детей. В возрасте от 5 до 7 лет у детей идет активное развитие психических
процессов, определяющих познавательные возможности. Ведущее значение
приобретает
наглядно-образное
мышление,
что
учитывается
в
образовательном процессе.
Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного
возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это
произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и
др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а
также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.
3
Ведущим видом деятельности является сюжетно - ролевая игра, игра с
правилами. Программа «Безопасное движение» разработана с учетом
возрастных особенностей детей, поэтому каждое занятие включает в себя
игровую деятельность обучающихся. В игре они отражают не только
действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми.
Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка
заключается в появлении произвольности психических процессов –
способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими
процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит
изменение в представлении о себе, его образе – я.
Количество обучающихся в группе – 10-12 человек.
Программа открыта для всех желающих, без предъявления требований
к уровню первоначальной подготовки.
Объем и срок освоения программы
Объем программы – 36 часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 30 минут, с
динамической паузой 5 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы обучения: очная
Форма организации образовательного процесса: фронтальная,
групповая.
Формы реализации образовательной программы: традиционная
модель
реализации
программы
представляет
собой
линейную
последовательность освоения содержания в течение одного учебного года в
одной образовательной организации.
4
Перечень форм проведения занятий: беседа, игра, эстафета,
практические занятия, творческие задания, интерактивные игры.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: наблюдение, опрос, викторина, игра, практическое задание.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного
возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
− обучать правилам безопасного поведения на улице;
− формировать навык соблюдения правил дорожного движения.
Развивающие задачи:
− развивать коммуникативные способности детей путем создания
игровых ситуаций;
− развивать у учащихся познавательный интерес к изучению правил
безопасности дорожного движения;
Воспитательные задачи:
− воспитывать умение слушать собеседника;
− воспитывать любознательность.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты.
Учащиеся будут:
−
добиваться поставленной цели, поэтапно планировать свою
деятельность и доводить ее до желаемого результата;
−
проявлять познавательную активность.
Личностные результаты.
Учащиеся будут:
−
соблюдать
нормы
поведения,
устанавливать
контакты
со
сверстниками и взрослыми;
5
−
взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
−
отвечать на вопросы и вступать в диалог.
Предметные результаты.
После обучения учащиеся будут знать:
−
о необходимости изучения и соблюдения правил дорожного
движения всеми его участниками;
−
−
правила безопасного перехода проезжих частей;
средства регулирования дорожного движения;
−
правила поведения в личном и общественном транспорте;
Уметь:
−
определять безопасные места движения по улице и перехода
проезжей части;
−
переходить проезжую часть под присмотром взрослых и
самостоятельно;
−
определять безопасные места для игр, отдыха, катания на
велосипеде;
−
применять необходимые меры безопасности при движении в
личном и общественном транспорте, грамотно вести себя при движении в
группе.
6
Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Таблица 1
№ п/п
Название темы
1
Вводное занятие
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
0,5
0,5
История ПДД
1
0,5
0,5
Улица
города.
Участники
дорожного
движения.
Дорожное
движение
Светофор
2
1
1
Наблюдение
1
0,5
0,5
Наблюдение
2
1
1
Наблюдение
Пешеходный переход. 2
Правила для
пешеходов.
Дорожные знаки
5
1
1
Наблюдение
2
3
Наблюдение
Сигналы
регулировщика
Дорожная разметка
Помощники
движения
Опасная горка
1
0,5
0,5
Наблюдение
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Наблюдение
Интерактивная игра
1
0,5
0,5
Опрос
Дорожные ловушки
зимой
1
0,5
0,5
Наблюдение
2
1
1
Наблюдение
2
2
2
0,5
1
1
1,5
1
1
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
2
2
1
1
1
1
Наблюдение
Опрос
1
2
0,5
1
0,5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Безопасные
маршруты
Если ты потерялся
Мы –пассажиры
Мой
друг
–
велосипед
Транспорт
Для чего человеку
машины?
Железная дорога
Безопасные места
Формы
аттестации/контроля
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Практическое
7
21
для игр и отдыха
Знай
любой
ребенок!
Итого:
2
1
1
36
17
19
задание
Викторина
Содержание учебного (тематического плана)
1.Вводное занятие.
Теория: беседа о необходимости изучения правил дорожного движения
детьми и взрослыми.
Практика: игры на знакомство и сплочение.
2. История ПДД.
Теория: история возникновения частей улицы и правил дорожного
движения.
Практика: работа в тетрадях, мозговой штурм на тему «Если бы не
было дорог».
3. Улица города. Участники дорожного движения.
Теория: элементы улицы, их назначение. Участники дорожного
движения. Учебная презентация «Части улицы», мультфильм Азбука
безопасности – «Пограничная территория».
Практика: работа в тетрадях, подвижная игра «Части улицы».
4. Дорожное движение.
Теория: закрепление знаний о назначении частей улицы, участники
дорожного движения, их безопасное движение по улице.
Практика: экскурсия по улицам города, игра в автогородке: «Что мы
видим на дороге».
5. Светофор.
Теория: изучение светофорного регулирования, просмотр учебных
плакатов
«Виды
светофоров»,
мультфильм
Азбука
безопасности
–
«Светофор».
8
Практика: упражнение с использованием учебных макетов, работа в
тетрадях, подвижная игра «Светофор».
6. Пешеходный переход. Правила для пешеходов.
Теория: виды пешеходных переходов (наземный, подземный,
надземный), обязанности пешехода, правила безопасного перехода улицы.
Мультфильм Азбука безопасности – «Зебры в городе!».
Практика: упражнения на учебном макете, работа в тетрадях, игровая
эстафета «Зебра».
7. Дорожные знаки.
Теория:
какие
предупреждающие,
бывают
дорожные
знаки
информационно-указательные,
знаки
(запрещающие,
сервиса),
их
назначение. Мультфильм Азбука безопасности – «Недетский знак».
Практика: работа в тетрадях, изготовление дорожных знаков, игры
«Угадай дорожный знак», «Собери знак» (пазл), подвижная игра
«Дорожные знаки».
8. Сигналы регулировщика.
Теория: роль регулировщика в организации регулирования дорожного
движения, значение сигналов регулировщика.
Практика: игровое упражнение «Сигналы регулировщика».
9. Дорожная разметка.
Теория: значение дорожной разметки в дорожном движении, учебная
презентация «Дорожная разметка».
Практика: выполнение заданий в тетрадях, подвижная игра-эстафета
«Островок безопасности».
10. Помощники движения.
Теория: закрепление знаний о средствах регулирования дорожного
движения.
Практика: интерактивная игра по ПДД «Школа светофорных наук с
Незнайкой!», игра – эстафета «Грамотные пешеходы».
11. Опасная горка.
9
Теория: виды опасных горок, безопасное использование ледянок,
снегокатов.
Практика: конкурс рисунков «Опасная горка».
12. Дорожные ловушки зимой.
Теория: как неблагоприятные погодные условия зимой влияют на
состояние дорог, на движение пешеходов и водителей. Как избежать опасных
ситуаций в зимнее время года.
Практика: работа в учебных тетрадях, коллективная игра «Продолжи
ситуацию».
13. Безопасные маршруты.
Теория: выбор безопасных маршрутов движения по улицам.
Практика: упражнения на учебном макете, работа в тетрадях, решение
задач по «Безопасному движению», подвижная игра «Пройди через
опасности».
14. Если ты потерялся.
Теория: действия ребенка, оказавшегося в чрезвычайной ситуации,
номера телефонов экстренных служб.
Практика: обсуждение проблемных ситуаций, работа в тетрадях, игра с
мячом в кругу «сложные ситуации».
15. Мы – пассажиры.
Теория: правила безопасного движения в личном и общественном
транспорте. Мультфильмы Азбука безопасности – «В автобусе», «На
остановке», «Знай свое кресло!».
Практика: ролевая игра «Автобус», работа в тетрадях, подвижная игра
«Пассажиры».
16. Мой друг-велосипед .
Теория:
Обязанности
велосипедиста,
безопасное
движение
на
велосипеде детей в нашем городе, сказка «Зайка-велосипедист».
Практика: Игровые ситуации на учебном макете, выполнение
заданий в рабочих тетрадях.
10
17. Транспорт.
Теория: Виды транспортных средств, назначение. Тормозной путь
автомобиля
и
какую
опасность
он
представляет
для
пешехода,
предупредительные сигналы транспортных средств.
Практика: выполнение заданий в рабочей тетради, игра мемо
«Транспорт», подвижная игра «Грузовые – легковые».
18. Для чего человеку машины?
Теория: Закрепление знаний о видах и назначении транспортных
средств, предупредительных сигналах транспортных средств.
Практика: Экскурсия по улицам города, игра «Волшебный мешочек Угадай транспорт».
19. Железная дорога.
Теория: опасность железной дороги для пешехода, правила безопасного
движения через железную дорогу.
Практика: упражнения в рабочих тетрадях, подвижная игра «Железная
дорога».
20. Безопасные места для игр и отдыха
Теория: Какие опасности подстерегают пешеходов на улице, причины
ДТП с детьми, выбор безопасных мест на улице для игры и отдыха.
Практика: выполнение заданий в учебной тетради, упражнение
«Опасно-безопасно» с использованием иллюстраций.
21. Знай любой ребенок!
Теория: закрепление правил безопасного движения пешеходов по
улицам.
Практика: игры и упражнения на учебном макете, викторина по ПДД.
11
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Таблица 2
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов по программе
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Сроки проведения аттестации
Режим занятий
9.
Начало занятий
36
36
1
36
17
19
25-31 мая
1 раз в неделю по 1
академическому часу
2 сентября
10.
11.
Выходные дни
Окончание учебного года
31 декабря – 9 января
31 мая
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Учебная аудитория, соответствующая нормам СанПиН.
Учебная зона, оснащенная типовой мебелью: столы, стулья, имеется
полка для пособий.
Оргтехника: ноутбук, проектор, экран.
12
Методические материалы
Таблица 3
№ п/п
1
Название раздела, темы
Улица города. Участники
дорожного движения.
Светофор.
2
3
Пешеходный
переход.
Правила для пешеходов.
Дорожные знаки.
4
5
6
7
8
Сигналы регулировщика.
Дорожная разметка.
Помощники движения.
Безопасные маршруты.
Мы пассажиры.
9
10
11
12
13
14
15
Мой друг – велосипед.
Транспорт
Для чего человеку машины?
Железная дорога
Безопасные места для игр и
отдыха
Знай любой ребенок.
Дидактико – методический материал
Презентация «Части улицы», мультфильм
Азбука безопасности – «Пограничная
территория», макет улицы.
Учебный плакат «Виды светофоров»,
мультфильм Азбука безопасности –
«Светофор», электронный светофор,
учебный макет.
Мультфильм Азбука безопасности –
«Зебры в городе!», учебный макет,
иллюстрации, дорожные знаки.
Дорожные знаки, мультфильм Азбука
безопасности – «Недетский знак»,
разрезные дорожные знаки (пазлы).
Наглядный материал: элементы формы
инспектора ГИБДД , жезл.
Презентация «Дорожная разметка».
Интерактивная игра по ПДД «Школа
светофорных наук с Незнайкой!».
Учебный макет, дорожные знаки,
электронная модель светофора.
Мультфильмы Азбука безопасности – «В
автобусе», «На остановке», «Знай свое
кресло!».
Учебный макет, дорожные знаки, сказка
«Зайка – велосипедист».
Игра мемо «Транспорт».
Игра «Волшебный мешочек – Угадай
транспорт».
Презентация «Железная дорога».
Иллюстрации «Опасно – безопасно».
Учебный макет, дорожные знаки, модель
электронного светофора, интерактивная
викторина по ПДД.
13
Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы
Реализация программы предполагает входной контроль, текущий контроль
и итоговую аттестацию.
Входной контроль осуществляется в начале обучения по программе
методом опрос, с целью определения уровня знаний правил дорожного движения
у обучающихся. Исходя из результатов входного контроля планируется
дальнейшая работа.
Текущий контроль осуществляется на каждом учебном занятии методом
педагогического наблюдения, опроса и практических заданий. Наблюдаемые
параметры: включение в работу, активность на занятии, понимание материала по
текущей теме обучения.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе с целью
определения уровня освоения программы через викторину.
Итоги
освоения
программы
представляются
как
предметные,
метапредметные и личностные результаты
Таблица 4
Вид контроля
Входной контроль
Цель проведения
Определение уровня знаний правил
дорожного движения
Текущий контроль Оценка качества освоения учебного
материала пройденной темы:
отслеживание активности
обучающихся, их готовности к
восприятию нового, корректировка
методов обучения
Итоговый контроль Определение уровня освоения
программы и установление
соответствие достижений
обучающихся планируемым
результатам
Инструментарий (формы и методы
диагностики)
Опрос (Приложение №1)
Наблюдение (Приложение №3),
опрос, практические задания
Викторина (Приложение №2)
14
Список литературы
Нормативные документы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-
ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 r. N 678-p.
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652-Н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
15
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
12.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении
Порядка
организации
осуществления
образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
13.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
14.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
15.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
16.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
07.05.2020 №
ВБ-976/04
«Рекомендации
по реализации
внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
16
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования территории Свердловской области до 2035 года».
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
"Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
19.
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 29.04.2025 № 582-д
«Об утверждении методических рекомендаций».
20.
Устав МАУ ДО «ЦВР».
Литература, использованная при составлении программы
1.
«Азбука
поведения
на
дорогах»
Программа
обучения
дошкольников безопасному поведению на улицах города. Москва, «Центр
пропаганды», 2008.
2.
«Азбука поучительных историй о пешеходах и пассажирах».
Екатеринбург, 2003.
3.
«Дорожная безопасность» Козловская Е.А., Козловский С.А.
Уч.-мет. Пособие для общеобразовательных учреждений и системы ДО,
2003.
4.
«Дети и дорога». Комлева Л.А. – Каменск-Уральский: Калан,
5.
Класс «Светофор». Методические рекомендации. Составитель
2009.
Володарская В.Н. 2003.
6.
Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников» 3-е
издание Ростов-на-Дону, 2007.
7. Приказ
Государственного
автономного
нетипового
образовательного учреждения Свердловской области «Дворец молодежи»
17
от 29.04.2025 г. № 582-д «Об утверждении методических рекомендаций»
(вместе с методическими рекомендациями «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»).
Литература для обучающихся и родителей
1.
Головко В. В., Майоров В. И. Основы безопасности дорожного
движения. – 2008.
2.
Меркурьева А. (ред.). ПДД для детей. – Litres, 2017.
3.
Семерненкова О. М., Воронина А. П. педагогического проекта
Азбуку дорожную знать каждому положено. – 2019.
18
Приложения
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ
Приложение 1
1. Где можно переходить дорогу? (по пешеходному переходу или там, где
есть светофор)
2. Найди три цвета, которые есть у светофора?
3. На какой сигнал можно переходить улицу? (зеленый)
4. Каким знаком обозначают пешеходный переход?
5. Что нужно знать всем участникам дорожного движения? (правила
дорожного движения)
Количество набранных баллов
Уровень
5
Высокий
3-4
Средний
Ниже 3
Низкий
19
Приложение 2
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1.
На
какой
картинке
все
участники
дорожного
движения
поступают правильно?
А)
2.
Б)
Подбери нужный знак.
А)
Б)
В)
20
3.
Подбери нужный знак.
А)
Б)
В)
4. Найди все предупреждающие знаки.
А)
Б)
В)
Г)
Д)
5. Найди все знаки сервиса.
А)
Б)
В)
Г)
Д)
6. Как называется часть улицы, по которой идут пешеходы?
А) Проезжая часть; Б) Тротуар; В) Бордюр
21
7. Если вы собираетесь перейти по пешеходному переходу дорогу и
увидели приближающийся автомобиль с включённым маячком и
сиреной:
А) Подождете, пока автомобиль проедет; Б) Будете переходить
8. Сколько сигналов у пешеходного светофора?
А) Один; Б) Два; В)Три
9. Какого сигнала нет у пешеходного светофора?
А) Красного; Б) Желтого; В) Зеленого
10. Если человек находится внутри транспортного средства, но не
управляет им, то как он называется?
А) Пешеход; Б) Водитель; В) Пассажир.
11.
При движении в темное время суток пешеходам необходимо
иметь при себе:
А) Факел; Б)Фонарь; В) Фликер
Количество набранных баллов
Уровень
9-11
Высокий
6-8
Средний
Ниже 6
Низкий
22
Приложение 3
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Самостоятельность, активность, дисциплинированность.
3 - активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен,
прилежен, инициативен;
2- активен, проявляет стойкий интерес, трудолюбив, добивается хороших
результатов;
1 - пассивен, наблюдает за деятельностью других. Результативность
невысокая.
Нравственность, гуманность.
3- доброжелателен, правдив, заботится об окружающих, пресекает грубость,
недобрые отношения к людям;
2- доброжелателен, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от
других;
1 - помогает другим по поручению педагога, в присутствии взрослых
скромен, а со сверстниками груб.
23