Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Оригамушки» (далее программа) имеет техническую направленность.
Программа направлена на развитие и формирование творческих
способностей дошкольников через занятие оригами.
Актуальность
программы
подтверждается
ее
соответствием
следующим нормативным документам:
1. Указу Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (одной из
целей
государственной
политики
по
сохранению
и
укреплению
традиционных ценностей является сохранение и укрепление традиционных
ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению).Программа
способствует развитию интереса к творческой деятельности и традициям
своей Родины; уважения к историческому и культурному наследию своего и
других народов России, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране, эстетического отношения к действительности, воспитанию
мировоззрения. Для этого в Программе уделяется большое внимание
расширению представлений о родном крае, знакомству с особенностями
природы Урала.
2. Указу Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года» (одной из национальных целей развития Российской Федерации на
период до 2030 года является возможность для самореализации и развития
талантов).
3. «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
2
№ 678-р) одна из целей которой - создание условий для самореализации и
развития талантов детей.
4. Приказу Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»: стратегической целью развития системы образования в
Свердловской области до 2035 года является обеспечение высокого качества
и
доступности
образования
как
основное
условие
удовлетворения
общественных потребностей, создание необходимых условий для выявления
и развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
5. Постановлению Администрации Североуральского городского
округа от 30.08.2023 года № 1012 «Об утверждении муниципальной
программы
Североуральского
городского
округа
«Развитие
системы
образования в Североуральском городском округе на 2024 – 2029 годы».
Одна из задач Программы – обеспечение развития и совершенствования
дополнительного образования.
6. Потребностям детей и родителей (законных представителей):
техника оригами дает возможность ребенку войти в новый мир, где он
сможет творить и развивать свои способности. Одним из способов развития
творческой личности является создание различных поделок своими руками –
такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития
тонких и точных движений, повышения интеллекта и волевых способностей,
что является залогом успешного освоения дошкольником программы
начального образования в будущем.
Отличительные особенности программы. Программа отличается от
уже существующих программ по оригами, тем, что в каждое учебное занятии
помимо знакомства с базовыми формами оригами, включается блок
познавательных рассказов о животном и растительном мире Урала, таким
образом, создавая поделки, дети узнают много нового об окружающем мире
и используют их в повседневном обращении (игра, подарок, украшение).
3
Педагогическая
целесообразность
Программы
«Оригамушки»
обусловлена важностью создания условий для эффективного развития
логического
мышления,
формирования
у
детей
пространственных
представлений, геометрических понятий, и бережного отношения к родному
краю.
Содержание
способностей
возможности
Программы
детей
для
в
обеспечивает
различных
позитивной
видах
социализации
развитие
мотивации
деятельности,
и
открывает
дошкольников,
развития
инициативы и творческих способностей через интеграцию следующих
областей развития:
−
социально-коммуникативного;
−
познавательного;
−
речевого;
−
художественно-эстетического.
Адресат. Программа разработана для детей дошкольного возраста, еще
не посещающих школу. Возраст учащихся: 5 - 7 лет.
При составлении Программы учитывались возрастные особенности
детей. В возрасте от 5 до 7 лет у детей идет активное развитие психических
процессов, определяющих познавательные возможности. Ведущее значение
приобретает наглядно-образное мышление. В процессе конструирования из
бумаги все действия производятся двумя руками, приходится решать
сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем),
что благоприятно влияет на развитие разных психических процессов: памяти,
речи,
внимания.
Создавая
бумажные
модели,
ребенок
работает
с
геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, в процессе
складывания
одна
геометрическая
фигура
преобразуется
в
другую
(треугольник, квадрат, ромб, трапецию), все это способствует развитию
пространственного воображения и логического мышления. В процессе
занятий развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное
4
восприятие, совершенствуются конструктивные навыки, что важно для детей
5 - 7 лет.
Количество обучающихся в группе – 10–12 человек.
На обучение зачисляются все желающие, без предъявления требований
к уровню первоначальной подготовки.
При
реализации
Программы
учитываются
индивидуальные
особенности учащихся. Изучается состояние здоровья детей: зрения, склад
нервной системы, от которых во многом зависит внимание учащихся на
занятии и их работоспособность. Данная информация учитывается при
организации
занятий:
анализируются
особенности
познавательной
деятельности учащихся, свойства их памяти, интересы. С учетом этих
особенностей осуществляется индивидуальный подход в обучении.
Объем и срок освоения программы
Объем программы – 36 часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 30минут, с
динамической паузой 5 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы обучения: очная
Форма организации образовательного процесса: фронтальная,
групповая.
Формы реализации образовательной программы: традиционная
модель
реализации
программы
представляет
собой
линейную
последовательность освоения содержания в течение одного учебного года в
одной образовательной организации.
Перечень форм проведения занятий: беседа с игровыми элементами,
занятия - фантазии (сказка, сюрпризы), игра – путешествие.
5
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: наблюдение, анализ работ обучающихся, опрос, выставка.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей
учащихся 5-7 лет через занятия оригами.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
− научить складывать из квадрата простейшие базовые формы
оригами;
− научить использовать специальную терминологию оригами;
− познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол,
сторона, квадрат, треугольник, трапеция и т. д.).
Развивающие задачи:
− развивать внимание, память, логическое, образное мышление и
пространственное воображение;
− развивать коммуникативные способности детей путем создания
игровых ситуаций;
− активизировать мыслительную деятельность;
− расширять кругозор.
Воспитательные задачи:
− формировать интерес к искусству оригами;
− формировать бережное отношение к родному краю;
− формировать культуру труда.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты.
Учащиеся будут:
−
уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место;
−
добиваться поставленной цели, поэтапно планировать свою
деятельность и доводить ее до желаемого результата;
6
−
проявлять познавательную активность;
−
бережно относиться к природе;
−
иметь начальные пространственные представления.
Личностные результаты.
Учащиеся будут:
−
соблюдать
нормы
поведения,
устанавливать
контакты
со
сверстниками и взрослыми;
−
взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
−
отвечать на вопросы и вступать в диалог.
Предметные результаты.
После обучения учащиеся будут знать:
−
терминологию, используемую в оригами;
−
основные геометрические понятия: угол сторона, квадрат,
треугольник и т. д.
Уметь:
−
складывать квадрат из прямоугольного листа бумаги;
−
складывать базовые формы оригами: треугольник, книжка,
воздушный змей, дверь, дом, двойной треугольник;
−
изготавливать несложную поделку, следя за показом педагога и
слушая устные пояснения;
−
вырезать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
7
Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№ п/п Название раздела,
Количество часов
Формы
темы
Всего Теория Практик аттестации/контроля
а
1
Вводное
1
0,5
0,5
беседа
занятие
2
Изготовление поделок на основе базовых форм:
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
«Треугольник»
7
2
5
Анализ работ
«Воздушный
змей»
7
1,5
5,5
Выставка работ
«Дверь»
2
0,5
1,5
Наблюдение
«Треугольник» и
«Воздушный
змей»
Моделирование
на плоскости.
Аппликация из
кругов
«Книжка»
3
0,5
2,5
Выставка работ
3
0,5
2,5
Выставка работ
4
0,5
3,5
Анализ работ
«Обрывание из
полосок
бумаги»
«Дом»
2
0,5
1,5
Анализ работ
2
0,5
1,5
Анализ работ
2.6
2.7
2.8
2.9
3.0
«Двойной
треугольник»
«Итоговое
занятие»
4
0,5
3,5
Выставка работ
1
0,5
0,5
Наблюдение,
опрос, беседа
Итого:
36
8
28
8
Учебный (тематический) план
№
п/п
1
Название раздела, темы
Вводное занятие
Всего
1
Количество часов
Теория
Практик
а
0,5
0,5
Формы
аттестации/контр
оля
Беседа
Изготовление поделок на основе базовых форм:
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
4
4.1
4.2
Базовая
«Треугольник».
Вводное занятие.
форма
7
2
5
1
0,4
0,6
Беседа
Б.ф. «Треугольник»
«Кот»
Б.ф. «Треугольник»
«Щенок».
Б.ф. «Треугольник».
«Пес».
Б.ф. «Треугольник»
«Снегирь»
Б.ф. «Треугольник»
«Елочка в снегу»
Б.ф. «Треугольник»
«Бабочка»
Базовая
форма
«Воздушный змей»
1
0,3
0,7
Наблюдение
1
0,3
0,7
Анализ работ
1
0,2
0,8
Наблюдение
1
0,3
0,7
Анализ работ
1
0,2
0,8
Беседа
1
0,3
0,7
Анализ работ
7
1,5
5,5
Выставка работ
Б.Ф. «Воздушный змей»,
«Осеннее дерево»
Б.ф. «Воздушный змей»
«Репа», «Свекла».
Б.Ф. «Воздушный змей»,
«Лебедь шипун»
Б.Ф. «Воздушный змей»
«Снежинка»
Б.Ф. «Воздушный змей»,
«Цветок»
Б.Ф. «Воздушный змей»,
«Тюльпан»
Б.Ф. «Воздушный змей»,
«Заяц»
Базовая форма «Дверь»
1
0,2
0,8
2
0,5
1,5
Наблюдение
Б.ф. «Дверь»
«Грибы»
Б.ф. «Дверь»
«Ракета»»
1
0,3
0,7
Опрос
1
0,2
0,8
Анализ работ
Беседа
Наблюдение
1
0,2
0,8
1
0,3
0,7
1
0,2
0,8
Анализ работ
1
0,2
0,8
Анализ работ
1
0,2
0,8
Анализ работ
1
0,2
0,8
Анализ работ
Беседа
9
5
5.1
5.2
5.3
6
6.1
6.2
6.3
Базовая форма:
«Треугольник» и
«Воздушный змей»
Б.ф. «Треугольник » и
«Воздушный змей»
«Зайчонок»
Б.ф. «Треугольник» и
«Воздушный змей»
«Лисичка»
Б.ф. «Треугольник» и
«Воздушный змей»
«Зима в лесу» (коллективная
работа)
Моделирование на
плоскости.
Аппликация из кругов
Аппликация из кругов.
«Утенок»
Аппликация из кругов.
«Страусенок»
Аппликация из кругов.
«Котенок»
Базовая форма: «Книжка»
3
0,5
2,5
Выставка
работ
1
0,2
0,8
Беседа
1
0,2
0,8
Беседа
1
0,1
0,8
Анализ работ
3
0,5
2,5
Выставка
работ
1
0,2
0,8
Беседа
1
0,2
0,8
Анализ работ
1
0,1
0,8
Наблюдение
4
0,5
3,5
Анализ работ
Б.Ф «Книжка»
«Снеговик»
Б/Ф «Книжка»
«Салфетка для столового
серебра».
«Салфетка диагональ»
Б.ф. «Книжка»
«Кошелек»
Б.ф. «Книжка»
«Пирамидка»
«Обрывание из полосок
бумаги»
1
0,1
0,9
Беседа
1
0,2
0,8
Наблюдение
1
0,1
0,9
Анализ работ
1
0,1
0,9
Анализ работ
2
0,5
1,5
Выставка
«Ежик»
«Снеговик»
Базовая форма: «Дом»
1
1
2
0,3
0,2
0,5
0,7
0,8
1,5
Анализ работ
Анализ работ
Б.Ф. «Дом»
Домик для друзей
Б.ф. «Дом»
«Кошка»
Базовая форма: «Двойной
треугольник»
Б.ф. «Двойной треугольник»
1
0,2
0,8
1
0,3
0,7
Анализ работ
4
0,5
3,5
Выставка работ
1
0,1
0,9
Беседа
7
7.1
7.2
7.3
7.4
8
8.1
8.2
9
9.1
9.2
10
10.1
Анализ работ
10
«Ракета»,
«Летающая тарелка».
Б.ф. «Двойной треугольник»
«Цветы ириса»
Б.ф. «Двойной треугольник»
«Скалярии»
Б.ф. «Двойной треугольник»
«Божья коровка»
«Итоговое занятие»
10.2
10.3
10.4
11
Итого:
1
0,1
0,9
Наблюдение
1
0,2
0,8
Анализ работ
1
0,1
0,9
Анализ работ
1
0,5
0,5
36
8
28
Наблюдение,
опрос, беседа
Содержание учебного (тематического плана)
1.
Вводное занятие. Техника безопасности. Рассматривание поделок
из бумаги.
Теория: рассказ об истории оригами. Знакомство с материалом,
инструментами.
Практика: изготовление поделок из квадрата, игра на развитие
воображения.
2.1 «Треугольник».
Теория: квадрат-основа оригами. Понятие «базовая форма» - заготовка
из квадрата. Рассматривание «базовых форм» на таблице. Расширение знаний
о домашних животных (кот, пес). Знакомство с лесными первоцветами
Урала.
Практика: складывание квадрата из прямоугольного листа базовой
формой «треугольник», изготовление игрушек: кот, щенок, пес и др.
Дидактическая игра «Назови детеныша», «Найди первоцветы».
2.2 «Воздушный змей».
Теория: понятие термина «диагональ», «правая верхняя сторона»,
«левая верхняя сторона». Обогащение знаний об осенних деревьях, грибах
Урала, овощах, выращиваемых на Урале, лесных зверях и птицах Урала.
Практика:
изготовление
поделок
на
основе
базовой
формы
«воздушный змей»: осеннее дерево, репа и др. Дидактическая игра: «С
11
какого дерева листок?», игры на классификацию овощей, ягод, фруктов:
«Что лишнее?».
2.3 «Дверь».
Теория: понятие линии сгиба «долиной», «горой».
Практика: использование понятий «долина», «гора» при изготовлении
грибов, ракеты. Дидактическая игра: «Положи в корзинку съедобный
гриб».
2.4 «Воздушный змей и треугольник».
Теория: термины: центральная вертикальная линия, правая боковая
сторона, левая боковая сторона.
Практика: изготовление предметных аппликаций: заяц, лиса.
2.5 «Моделирование на плоскости».
Теория: понятие – бумажное моделирование - это создание и
изготовление бумажных образов из геометрических тел.
Практика: составление картинок-аппликаций из кругов, половинок
круга: цыпленок, страус и др.
Игра «Угадай фигуру», подвижная игра
«Ожившие фигуры».
2.6 «Книжка».
Теория: понятие линии сгиба «долиной», «горой».
Практика: использование понятий «долина», «гора» при изготовлении
поделок: «салфетка для столового серебра», «диагональ», пирамидка.
2.7 Обрывание из полосок бумаги – вид аппликации.
Понятие: аппликация – прикладывание, присоединение.
Практика: составление картинок-аппликаций из кругов, половинок
круга: цыпленок, страус и др. Командная игра «Волшебные заплатки».
2.8 «Дом».
Теория: центральная вертикальная линия, правая, боковая сторона,
левая боковая сторона, расплющивание углов.
Практика: изготовление домика, пирамидки.
2.9 «Двойной треугольник».
12
Теория: центр – точка пересечения диагоналей.
Практика: изготовление ракеты, цветов ириса, скалярии.
3. Итоговое занятие.
Теория:
повторение
базовых
форм,
понятий,
терминов,
используемых в оригами.
Практика: изготовление поделок по заданию педагога.
13
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов по программе
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Сроки проведения аттестации
Режим занятий
9.
Начало занятий
36
36
1
36
16
20
25-31 мая
1 раз в неделю по 1
академическому часу
13 сентября
10.
11.
Выходные дни
Окончание учебного года
31 декабря – 9 января
31 мая
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Учебная аудитория, соответствующая нормам СанПиН.
Учебная зона, оснащенная типовой мебелью: столы, стулья, имеется
полка для пособий, доска учебная меловая.
14
Методические материалы
№ п/п
1
Название раздела, темы
Вводное занятие
«Треугольник»
2.1
«Воздушный змей»
2.4
2.5
2.6
2.7
«Дверь»
«Треугольник» и
«Воздушный змей»
Моделирование на плоскости.
Аппликация из кругов
«Книжка»
«Обрывание
бумаги»
«Дом»
из
полосок
2.8
«Двойной треугольник»
2.9
3.0
«Итоговое занятие»
Демонстрационная коллекция работ.
Таблица базовых форм и обозначений,
образцы поделок, иллюстрации,
фотографии животных, цветов, открытки и
т.д. Дидактическая игра: «Назови
детеныша», «Найди первоцветы»
Образцы изделий и композиций,
иллюстрации, фотографии животных,
цветов, открытки.
Фото, иллюстрации грибов, дидактическая
игра: «С какого дерева листок?»,
игры на классификацию овощей, ягод,
фруктов: «Что лишнее?»,
демонстрационная коллекция: «Звезды
оригами».
Фото, иллюстрации грибов. Образец.
Дидактическая игра: «Положи в корзинку
съедобный гриб».
Таблица базовых форм и обозначений,
иллюстрации лесных животных, образцы
изделий и композиций.
2.2
2.3
Дидактико – методический материал
Образцы изделий и композиций из кругов
и полукругов.
Фотоальбом: «Оригами на праздничном
столе», коллекция снеговиков
Образцы изделий и композиций,
иллюстрации ежей.
Таблица базовых форм и обозначений,
образцы изделий и композиций.
Таблица базовых форм и обозначений,
альбом с образцами изделий насекомых,
рыб и цветов.
Методический комплект контроля знаний.
15
Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы
Для проверки результатов освоения программы используются следующие
виды и формы контроля:
Входной контроль осуществляется в начале обучения по программе с целью
определения уровня развития обучающихся и навыков работы с бумагой и
инструментами.
Исходя
из
результатов
входного
контроля
планируется
дальнейшая работа.
Текущий контроль осуществляется на каждом учебном занятии методом
педагогического наблюдения. Наблюдаемые параметры: организация рабочего
пространства,
включение
в
работу,
активность
на
занятии,
работа
с
инструментами, умение работать по инструкции, аккуратность.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе с целью
определения уровня освоения программы.
Итоги
освоения
программы
представляются
как
предметные,
метапредметные и личностные результаты.
Таблица 5
Вид контроля
Входной контроль
Цель проведения
Определение уровня развития
обучающихся, выявление интересов,
творческих способностей
Текущий контроль Оценка качества освоения учебного
материала пройденной темы:
отслеживание активности
обучающихся, их готовности к
восприятию нового, корректировка
методов обучения
Итоговый контроль Определение уровня освоения
программы и установление
соответствие достижений
обучающихся планируемым
результатам
Инструментарий (формы и методы
диагностики)
Контрольное задание (Приложение
№1), наблюдение.
Наблюдение (Приложение №4),
опрос.
Итоговая выставка, анализ работ
обучающихся, опрос, беседа
(Приложение №3),
диагностические задания
(Приложение №2).
Результаты вносятся в
диагностические карты
(Приложение №5)
16
Список литературы
Нормативные документы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-
ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 r. N 678-p.
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652-Н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
17
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
12.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении
Порядка
организации
осуществления
образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
13.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
14.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
15.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
16.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
07.05.2020 №
ВБ-976/04
«Рекомендации
по реализации
внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
18
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования территории Свердловской области до 2035 года».
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
"Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
19.
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 29.04.2025 № 582-д
«Об утверждении методических рекомендаций».
20.
Устав МАУ ДО «ЦВР».
Литература, использованная при составлении программы.
1.
Афонькины Сергей и Елена «Все об оригами» С - П.; СЗКО
«Кристалл», 2010 г.
2.
Богатова Ирина Владимировна «Оригами» Изд. 2-е, испр. и
доп. -М. Мартин, 2010 -120 с.
3.
Сержантова Т. «366 моделей оригами» 5-е изд. М.: «Айрис -
пресс», 2009 г.;
4.
Соколова С.В. Оригами. Большая настольная книга для всей
семьи. 240 лучших проектов для совместного творчества.
5.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Школа докторов природы или
135 уроков здоровья», М.: «Вако», 2010 г.
6.
Сборник лучших моделей из бумаги. М., Терра - книжный
клуб, 2010 г.
7.
Тарабарина Т.И. «Развивающие игры».
8.
«1000
загадок» Популярное
пособие
для
родителей
и
педагогов.
Литература для обучающихся и родителей
19
9.
Афонькин С.Ю., Е.Ю.Афонькина «Оригами. Волшебный квадрат
», 2010 г.;
10.
Афонькин С.Ю., Е.Ю.Афонькина «Игрушки из бумаги». СПб изд.
дом «Литера» 2010 г.;
11.
Афонькин С.Ю., Е.Ю.Афонькина «Игры и фокусы с бумагой»
СПб изд. дом «Литера 2010 г.;
12.
Сержантова Т. «Оригами - лучшие модели», М.: «Айрис пресс»,
2011г.;
13.
Соколова С. «Азбука оригами» С - П.; «Терция», 2009 г.;
14.
Соколова С. «Праздник оригами» С - П.; «Домино», 2010 г.;
15.
Соколова С. «Сказка оригами» игрушки из бумаги. Санкт -
Петербург, изд. «ЭКСМО», 2008 г.;
16.
Соколова
С.
Энциклопедия
рукоделия
«Оригами»,
М.:
«ЭКСМО», 2004 г.
20
Приложения
Приложение 1
Инструментарий для входного контроля
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками
Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.
Задание №1
Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам.
Инструкция: «Сложи лист пополам»
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали),
соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов
(инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или
отказывается от его выполнения.
Задание №2
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры
(квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все
геометрические фигуры;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические
фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание №3
Цель: выявить умение детей резать ножницами лист бумаги по прямой
линии.
Инструкция: «Разрежь квадрат по прямой линии».
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно режет ножницами по прямой линии;
2 балла – ребенок самостоятельно пытается резать по прямой линии,
требуется помощь взрослого;
1 балл – ребенок не умеет и не пытается резать по прямой линии.
21
Приложение 2
Инструментарий для итогового контроля.
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками
Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.
Задание №1
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические
понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Инструкция: Педагог берет квадрат согнутый пополам и предлагает ребенку:
«Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно показывает все
геометрические понятия;
2 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.
Задание №2
Цель: выявить умение детей складывать базовую форму «воздушный змей» и
понимать её элементы.
Инструкция: «Сложи квадрат так, чтобы два соседних угла встретились с
диагональю» (или демонстрируют без слов, если ребенок лучше
воспринимает визуальные инструкции).
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно складывает «воздушный змей», совмещая
стороны и углы точно по диагонали, проглаживает сгибы;
2 балла – выполняет задание с помощью наводящих вопросов или после
показа педагога;
1 балл – не справляется или отказывается выполнять.
Задание №3
Цель: выявить умение детей складывать базовую форму «дверь».
Инструкция: «Перегни квадрат, совмещая противоположные стороны.
Разверни обратно. Опусти стороны к линии перегиба»
Оценка:
22
3 балла – ребёнок самостоятельно складывает базовую форму «дверь», чётко
проглаживает сгибы;
2 балла – выполняет задание с небольшой помощью;
1 балл – не справляется или отказывается.
23
Приложение 3
Диагностический инструментарий
«Умение организовать рабочее место»
1) Какие действия ты выполняешь при подготовке к занятию?
a) выбираешь рабочую папку для занятия;
b) слушаешь учителя и потом достаешь рабочую папку с материалом;
c) выкладываешь на стол все, что у тебя есть.
2) Умеешь ли ты планировать свое рабочее время на занятии?
a) работаешь быстро, чтобы успеть выполнить все задание;
b) ждешь помощи от педагога;
c) у тебя всегда есть запас времени.
3) Умеешь ли ты анализировать свою работу и своих товарищей?
a) мне нравится все, что я делаю;
b) мне важно, чтобы мою работу оценил педагог;
c) я имею свое мнение и высказываю его товарищам.
24
Приложение 4
Диагностический инструментарий
Самостоятельность, активность, дисциплинированность.
3 - активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен,
прилежен, инициативен;
2- активен, проявляет стойкий интерес, трудолюбив, добивается хороших
результатов;
1 - пассивен, наблюдает за деятельностью других. Результативность
невысокая.
Нравственность, гуманность.
3- доброжелателен, правдив, заботится об окружающих, пресекает грубость,
недобрые отношения к людям;
2- доброжелателен, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от
других;
1 - помогает другим по поручению педагога, в присутствии взрослых
скромен, а со сверстниками груб.
25
Приложение 5
Диагностическая карта
Показатели, критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Теоретическая подготовка
Знание основных понятий, терминов, условных
обозначений и базовых форм оригами.
Число
баллов
Называет, понимает и показывает все понятия, термины, условные
обозначения и базовые формы.
3
Самостоятельно называет (показывает) 4-5 термина , 5- 6 - базовых форм.
2
Называет (показывает) 1-2 термина , 3- 4 - базовых форм.
1
Практическая подготовка
Умение складывания основных базовых форм, Выполняет работу самостоятельно.
используя основные приемы.
Выполняет работу с частичной помощью педагога или товарищей.
Выполняет работу только совместно с педагогом.
Умение изготовить несложную поделку, следя Работу делает самостоятельно.
за показом педагога и слушая устные пояснения.
Работу делает с помощью педагога или товарищей.
3
2
Таблица
Диагности
ческие
задания
1
3
Практичес
кие работы
2
Работу не может делать.
1
Работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью.
3
Умение украсить свою поделку, добавляя Работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы.
недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.)
Методы
диагност.
2
Работы выполнены на недостаточном уровне.
1
Правильно держит ножницы, умеет готовить квадрат, вырезать
3
Практичес
кие работы
26
Умение работать ножницами.
геометрические фигуры.
Правильно держит ножницы, не может отрезать по прямой, вырезать
геометрические фигуры.
Плохо владеет ножницами.
2
Практичес
кие
задания
1
Метапредметные умения и навыки
регулятивн
Познавательн
коммуникативные
Слушать и слышать педагога, отвечать на
вопросы и вступать в диалог.
Сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога.
3
Воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле.
2
Испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания.
1
Адекватно воспринимает информацию, уважает мнение других.
3
Воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле.
2
Необходимо личное внимание и контроль.
1
Интерес поддерживается постоянно.
3
Интерес проявляется эпизодически.
2
Интереса к занятиям отсутствует.
1
Формирование культуры труда и
совершенствование трудовых навыков.
Самостоятельно организует рабочее место; рационально использует
необходимые материалы, работы выполнены аккуратно.
3
Оцениваются умения: организовать свое
рабочее место, рационально использовать
При организации рабочего места частично допускает небрежность;
2
Взаимодействовать и сотрудничать с
взрослыми сверстниками.
Проявлять устойчивый интерес к занятию
оригами.
присутствует наличие лишних материалов, либо неверно подобранных.
Педагогич
еское
наблюдени
е.
Педагогич
еское
наблюдени
е.
Педагогич
еское
наблюдени
е.
Педагогич
еское
наблюдени
е
27
материалы, аккуратность выполнения
работы.
Рабочее место организует только под контролем педагога; материалы для
работы подбирает с помощью педагога;
1
Личностные показатели
Качества личности
Самостоятельность, активность,
дисциплинированность.
Нравственность, гуманность.
Признаки проявления качеств личности
Число
баллов
Методы диагностики
Активен, проявляет стойкий познавательный интерес,
целеустремлен, прилежен, инициативен.
3
Педагогическое
наблюдение
Активен, проявляет стойкий интерес, трудолюбив,
добивается хороших результатов.
2
Педагогическое
наблюдение
Пассивен, наблюдает за деятельностью других.
Результативность невысокая
1
Педагогическое
наблюдение
Доброжелателен, правдив, заботится об окружающих,
пресекает грубость, недобрые отношения к людям.
3
Педагогическое
наблюдение
Доброжелателен, заботится об окружающих, но не требует
этих качеств от других.
2
Педагогическое
наблюдение
Помогает другим по поручению педагога, в присутствии
взрослых скромен, а со сверстниками груб.
1
Педагогическое
наблюдение
28